СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Местоимение" 10 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Местоимение" 10 класс.»

Местоимение как часть речи.

Местоимение как часть речи.

Найди слово, в котором ударение стоит неверно     надОлго, послАла, формировАть, вклЮчишь    прибылА, снялА, откупОрить, Иксы    позвонИшь, вернА, приручЁнный, кралАсь    убралА, ободрАть, срЕдства, свЕрлит    зАвидно, облилАсь, щЁлкать, прИбыло

Найди слово, в котором ударение стоит неверно надОлго, послАла, формировАть, вклЮчишь прибылА, снялА, откупОрить, Иксы позвонИшь, вернА, приручЁнный, кралАсь убралА, ободрАть, срЕдства, свЕрлит зАвидно, облилАсь, щЁлкать, прИбыло

Исправь лексическую ошибку - вычеркни лишнее слово:  1. Неспособность понять, что для вас первично, что вторично, в конечном итоге просто распыляет ваши усилия.  2. Черноплодная рябина – коренной абориген Америки – была завезена в ботанические сады Москвы и Петербурга в XIX веке, еще при жизни А.С. Пушкина.  3. Для приготовления отвара нужно измельчить плоды шиповника, смешать вместе с медом, залить горячей водой, остудить и процедить.  4. Когда началась революция, Александр Грин искренне радовался ей, но прекрасные дали нового будущего были еще неясно видны, а писатель принадлежал к людям, страдающим вечным нетерпением.

Исправь лексическую ошибку - вычеркни лишнее слово: 1. Неспособность понять, что для вас первично, что вторично, в конечном итоге просто распыляет ваши усилия. 2. Черноплодная рябина – коренной абориген Америки – была завезена в ботанические сады Москвы и Петербурга в XIX веке, еще при жизни А.С. Пушкина. 3. Для приготовления отвара нужно измельчить плоды шиповника, смешать вместе с медом, залить горячей водой, остудить и процедить. 4. Когда началась революция, Александр Грин искренне радовался ей, но прекрасные дали нового будущего были еще неясно видны, а писатель принадлежал к людям, страдающим вечным нетерпением.

Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называя их, изменяются, как правило, по падежам, а некоторые – по родам и числам, в предложении обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями

Местоимение -

это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называя их, изменяются, как правило, по падежам, а некоторые – по родам и числам, в предложении обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями

 Разряды местоимений:   1. Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они); 2. Возвратные (себя); 3. Вопросительные ( Кто? Что? Каков? Чей?); 4. Относительные ( кто, что, каков, чей); 5. Неопределённые ( некто, кое-кто); 6. Отрицательные (никто, ничей, никого); 7. Притяжательные (мой, твой, их, наш); 8. Указательные (тот, те, этот); 9. Определительные ( весь, самый, иной, другой):

Разряды местоимений:

1. Личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они);

2. Возвратные (себя);

3. Вопросительные ( Кто? Что? Каков? Чей?);

4. Относительные ( кто, что, каков, чей);

5. Неопределённые ( некто, кое-кто);

6. Отрицательные (никто, ничей, никого);

7. Притяжательные (мой, твой, их, наш);

8. Указательные (тот, те, этот);

9. Определительные ( весь, самый, иной, другой):

 Личные падежи Им.п. Я я МЫ Р.п. ТЫ меня мы Д.п. мне ты ВЫ нас В.п. нам Т.п. тебя меня ОН, ОНО вы Мной Он тебе П.п. вас ОНА нас оно (мною) Обо мне тебя нами вам она его ОНИ ему они Тобой вас О нас её (тобою) его О тебе их ей вами им им её О вас ею их О нем ими О ней О них

Личные

падежи

Им.п.

Я

я

МЫ

Р.п.

ТЫ

меня

мы

Д.п.

мне

ты

ВЫ

нас

В.п.

нам

Т.п.

тебя

меня

ОН, ОНО

вы

Мной

Он

тебе

П.п.

вас

ОНА

нас

оно

(мною)

Обо мне

тебя

нами

вам

она

его

ОНИ

ему

они

Тобой

вас

О нас

её

(тобою)

его

О тебе

их

ей

вами

им

им

её

О вас

ею

их

О нем

ими

О ней

О них

 Говори правильно!  - ГРУЩУ ПО ВАС  - СКУЧАЕТ ПО ВАС  -ТОСКУЕШЬ ПО ВАС  - У НЕЁ  - ИХ  - ОБ ЭТОМ – О ТОМ

Говори правильно!

- ГРУЩУ ПО ВАС

- СКУЧАЕТ ПО ВАС

-ТОСКУЕШЬ ПО ВАС

- У НЕЁ

- ИХ

- ОБ ЭТОМ – О ТОМ

 Возвратное Им.п. ----------- Р.п. – себя Д.п. – себе В.п. – себя Т.п. – собой (собою) П.п. – о себе

Возвратное

  • Им.п. -----------
  • Р.п. – себя
  • Д.п. – себе
  • В.п. – себя
  • Т.п. – собой (собою)
  • П.п. – о себе
 Притяжательные Отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬИ? и указывают на лицо, которому принадлежит предмет; В предложении являются определениями; ! ЕГО, ЕЁ, ИХ : личные –задаем падежные вопросы ( вижу ( КОГО ?) ЕЁ, ЕГО, ИХ ); ! Притяжательные – вещь ( ЧЬЯ? ) ЕЁ, ЕГО, ИХ ;

Притяжательные

  • Отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬИ? и указывают на лицо, которому принадлежит предмет;
  • В предложении являются определениями;

! ЕГО, ЕЁ, ИХ : личные –задаем падежные вопросы ( вижу ( КОГО ?) ЕЁ, ЕГО, ИХ );

! Притяжательные – вещь ( ЧЬЯ? ) ЕЁ, ЕГО, ИХ ;

 Вопросительные Кто? Что? Каков? Какой? Чей? Который? Сколько? Используются в вопросительных предложениях  Например: 1. Кто стучится в дверь ко мне? 2. Что же тебе приснилось?  3. Сколько лет мы не виделись?

Вопросительные

  • Кто? Что? Каков? Какой? Чей? Который? Сколько?
  • Используются в вопросительных предложениях

Например:

1. Кто стучится в дверь ко мне?

2. Что же тебе приснилось?

3. Сколько лет мы не виделись?

Склонение вопросительных местоимений Им.п. скОлько Р.п. скОльких Д.п. скОльким В.п. скОлько Т.п. скОльким П.п. о скОльких

Склонение вопросительных местоимений

  • Им.п. скОлько
  • Р.п. скОльких
  • Д.п. скОльким
  • В.п. скОлько
  • Т.п. скОльким
  • П.п. о скОльких
Относительные Кто, что, каков, какой, чей, который, сколько; Используются в СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ предложениях, где эти местоимения выполняют роль союза и служат для связи частей предложения; Они всегда являются членами предложения; Такие местоимения называют СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ

Относительные

  • Кто, что, каков, какой, чей, который, сколько;
  • Используются в СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ предложениях, где эти местоимения выполняют роль союза и служат для связи частей предложения;
  • Они всегда являются членами предложения;
  • Такие местоимения называют СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ
 НЕопределённые Указывают на неопределённые предметы, признаки, количество; Приставка НЕ- находится всегда под ударением (в сильной позиции) и пишется слитно; Образуются двумя способами:  Приставочным  нЕкто  (НЕ-; КОЕ-)   Суффиксальным  нЕчто  кто-ТО  (-ТО; -ЛИБО; -НИБУДЬ)  кое-кто  кто-ЛИБО  кто-НИБУДЬ

НЕопределённые

  • Указывают на неопределённые предметы, признаки, количество;
  • Приставка НЕ- находится всегда под ударением (в сильной позиции) и пишется слитно;
  • Образуются двумя способами:

Приставочным

нЕкто

(НЕ-; КОЕ-)

Суффиксальным

нЕчто

кто-ТО

(-ТО; -ЛИБО; -НИБУДЬ)

кое-кто

кто-ЛИБО

кто-НИБУДЬ

 Указательные ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, ЭТАКИЙ, СТОЛЬКО: указывают на предмет, признак, количества, выделяя их из ряда других :  я пойду по тому мосту

Указательные

  • ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, ЭТАКИЙ, СТОЛЬКО: указывают на предмет, признак, количества, выделяя их из ряда других :

я пойду по тому мосту

Склонение указательных местоимений И. скОлько, стОлько, нЕсколько (киломЕтров) Р. скОльких, стОльких, нЕскольких (киломЕтров) Д. скОльким, стОльким, нЕскольким (киломЕтрам) В. скОлько, стОлько, нЕсколько (киломЕтров) Т. скОлькими, стОлькими, нЕсколькими (километрами) П. о скОльких, о стОльких, о нЕскольких (киломЕтрах)

Склонение указательных местоимений

  • И. скОлько, стОлько, нЕсколько (киломЕтров)
  • Р. скОльких, стОльких, нЕскольких (киломЕтров)
  • Д. скОльким, стОльким, нЕскольким (киломЕтрам)
  • В. скОлько, стОлько, нЕсколько (киломЕтров)
  • Т. скОлькими, стОлькими, нЕсколькими (километрами)
  • П. о скОльких, о стОльких, о нЕскольких (киломЕтрах)
 Отрицательные Приставка НИ- безударная : никогО, ничегО; Приставка НЕ- ударная : нЕкому, нЕчего; Если НЕ и НИ отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно : ни у когО, нЕ с кем

Отрицательные

  • Приставка НИ- безударная : никогО, ничегО;
  • Приставка НЕ- ударная : нЕкому, нЕчего;
  • Если НЕ и НИ отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно : ни у когО, нЕ с кем
 Определительные ВЕСЬ, ВСЯКИЙ,САМ, САМЫЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ; По своим грамматическим признакам определительные местоимения СОВПАДАЮТ с именами прилагательными: изменяются по родам, числам, падежам и в предложении являются ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ

Определительные

  • ВЕСЬ, ВСЯКИЙ,САМ, САМЫЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ;
  • По своим грамматическим признакам определительные местоимения СОВПАДАЮТ с именами прилагательными: изменяются по родам, числам, падежам и в предложении являются ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ
Найдите в текстах местоимения и определите их разряды Человек, который хочет стать ученым, должен как можно скорее развивать в себе способность много работать. К этому я добавил бы еще одно качество, особенно важнее для учёного, - абсолютная честность. (М.Лаврентьев) Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду. (А.С. Пушкин) С годами случалось так, что Аграфена начала думать нём как о родном человеке. Ей все чаще хотелось поговорить о нём с кем-нибудь, вспомнить старое. (К.Паустовский)

Найдите в текстах местоимения и определите их разряды

  • Человек, который хочет стать ученым, должен как можно скорее развивать в себе способность много работать. К этому я добавил бы еще одно качество, особенно важнее для учёного, - абсолютная честность. (М.Лаврентьев)
  • Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду.

(А.С. Пушкин)

  • С годами случалось так, что Аграфена начала думать нём как о родном человеке. Ей все чаще хотелось поговорить о нём с кем-нибудь, вспомнить старое. (К.Паустовский)
 Что у вас получилось? Который, в себе, к этому, я,  он, себе, что, о нём, ей,  о нём, с кем-нибудь

Что у вас получилось?

Который, в себе, к этому, я,

он, себе, что, о нём, ей,

о нём, с кем-нибудь

 Проверь себя Который – относительное, В себе – возвратное, К этому – указательное, Я, он – личные, Себе – возвратное, Что – относительное, О нем, ей, о нем – личные, С кем-нибудь – неопределенное

Проверь себя

Который – относительное,

В себе – возвратное,

К этому – указательное,

Я, он – личные,

Себе – возвратное,

Что – относительное,

О нем, ей, о нем – личные,

С кем-нибудь – неопределенное

Синтаксическая роль местоимения Определите, каким членом предложения являются местоимения: С некоторых пор летают какие-то мушки. И вот уже несколько дней идет холодный дождь. Ничем ничего не сделаешь. Я услышал сегодня первый гром. Это были его игрушки. Кто только о себе хлопочет, тот о других и знать не хочет.

Синтаксическая роль местоимения

Определите, каким членом предложения являются местоимения:

  • С некоторых пор летают какие-то мушки.
  • И вот уже несколько дней идет холодный дождь.
  • Ничем ничего не сделаешь.
  • Я услышал сегодня первый гром.
  • Это были его игрушки.
  • Кто только о себе хлопочет, тот о других и знать не хочет.
Задание 2.  1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.   (1)Ровно сто лет назад на семинаре Геттингенского математического общества была представлена теорема, которая со временем стала важнейшим инструментом в математической и теоретической физике. (2) ... связывает каждую непрерывную симметрию физической системы с некоторым законом сохранения. (3)Доказала эту теорему Эмми Нётер — и этот результат, наряду с последовавшими важнейшими работами по абстрактной алгебре, заслуженно позволяет многим считать Нётер величайшей женщиной в истории математики.

Задание 2. 1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение. (1)Ровно сто лет назад на семинаре Геттингенского математического общества была представлена теорема, которая со временем стала важнейшим инструментом в математической и теоретической физике. (2) ... связывает каждую непрерывную симметрию физической системы с некоторым законом сохранения. (3)Доказала эту теорему Эмми Нётер — и этот результат, наряду с последовавшими важнейшими работами по абстрактной алгебре, заслуженно позволяет многим считать Нётер величайшей женщиной в истории математики.

Задание 2.  Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.   (1)В живых организмах постоянно происходит огромное количество химических реакций, которые направлены на поддержание жизни. (2)Совокупность этих реакций принято называть обменом веществ, или метаболизмом. (3)... химические превращения можно поделить на два типа: реакции, в ходе которых сложные органические вещества расщепляются на более простые, и реакции, в результате которых образуются сложные молекулы из простых.

Задание 2. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение. (1)В живых организмах постоянно происходит огромное количество химических реакций, которые направлены на поддержание жизни. (2)Совокупность этих реакций принято называть обменом веществ, или метаболизмом. (3)... химические превращения можно поделить на два типа: реакции, в ходе которых сложные органические вещества расщепляются на более простые, и реакции, в результате которых образуются сложные молекулы из простых.

Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправь её и запиши слово правильно.    пятьюстами килограммами  много яблок  грущу по вам  лучший совет   Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправь её и запиши слово правильно.    при помощи неё  стали твёрже  по обеим сторонам  легче переносится

Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправь её и запиши слово правильно. пятьюстами килограммами много яблок грущу по вам лучший совет Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправь её и запиши слово правильно. при помощи неё стали твёрже по обеим сторонам легче переносится

Задание 8.  Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.   1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)  2. Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)   в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.   Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

Задание 8. Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без. 1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?) 2. Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного. Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. A) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) неправильное построение предложения с косвенной речью B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом. 1) В журнале «Юности» была впервые опубликована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». 2) Мы знаем писателей, благодаря которых оживают страницы истории. 3) Романы Толстого и Достоевского инсценировались кинорежиссерами США, Франции, Италии, Японии. 4) Нравственные, этические нормы должны быть переняты нами из опыта великих мастеров прошлого. 5) Александр Николаевич Островский — знаменитый русский писатель и драматург, оказавший значительное влияние на развитие национального театра. 6) В «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова отражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современности, о правах человеческой личности. 7) Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом. 8) Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя. 9) Тарас Бульба сказал сыновьям, что «поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с ляхами».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!