СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по биологии по теме: "Наземно - воздушная среда обитания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по биологии по теме: "Наземно - воздушная среда обитания"»

НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ Биология 5

НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ

Биология 5

Ответьте на вопросы 1. Какие организмы обитают в наземно-воздушной среде? 2. Какие приспособления к обитанию в наземно-воздушной среде есть у животных?

Ответьте на вопросы

  • 1. Какие организмы обитают в наземно-воздушной среде?
  • 2. Какие приспособления к обитанию в наземно-воздушной среде есть у животных?
Состав и перемещение воздуха Громадные потоки воздуха различной температуры и влажности перемещаются как горизонтально, так и вертикально Движение воздуха по вертикали происходит вследствие того, что тёплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз Быстрое перемещение воздуха по горизонтали над земной и водной поверхностью называют ветром Образование ветра связано с неравномерным нагреванием поверхности и вращением Земли Постоянно дующий ветер оказывает большое влияние на форму растений Обитающие в наземно-воздушной среде организмы окружены воздухом В его состав входят кислород, азот, углекислый газ, водяной пар и другие газы Находящийся в составе воздуха кислород необходим для дыхания живых организмов Углекислый газ используется зелёными растениями для образования органических веществ Азот входит в состав белков

Состав и перемещение воздуха

  • Громадные потоки воздуха различной температуры и влажности перемещаются как горизонтально, так и вертикально
  • Движение воздуха по вертикали происходит вследствие того, что тёплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз
  • Быстрое перемещение воздуха по горизонтали над земной и водной поверхностью называют ветром
  • Образование ветра связано с неравномерным нагреванием поверхности и вращением Земли
  • Постоянно дующий ветер оказывает большое влияние на форму растений
  • Обитающие в наземно-воздушной среде организмы окружены воздухом
  • В его состав входят кислород, азот, углекислый газ, водяной пар и другие газы
  • Находящийся в составе воздуха кислород необходим для дыхания живых организмов
  • Углекислый газ используется зелёными растениями для образования органических веществ
  • Азот входит в состав белков
Погода Сочетание температуры и влажности воздуха, облачность, осадки, направление ветра называют погодой Характерные для определённой местности многолетние сезонные изменения погоды называют климатом (от греч. климатос — наклон). Он во многом определяет экологические факторы среды Климат может быть сухим, влажным, тёплым, холодным, умеренным Живые организмы должны быть приспособлены к климату и переносить изменчивость погодных условий В тёплом и влажном климате богатый растительный и животный мир

Погода

  • Сочетание температуры и влажности воздуха, облачность, осадки, направление ветра называют погодой
  • Характерные для определённой местности многолетние сезонные изменения погоды называют климатом (от греч. климатос — наклон). Он во многом определяет экологические факторы среды
  • Климат может быть сухим, влажным, тёплым, холодным, умеренным
  • Живые организмы должны быть приспособлены к климату и переносить изменчивость погодных условий
  • В тёплом и влажном климате богатый растительный и животный мир
Плотность воздуха Воздух менее плотный, чем вода. Поэтому наземным обитателям труднее поддерживать своё тело в пространстве, чем водным. У деревьев, кустарников и трав с прямостоячими стеблями хорошо развиты опорные ткани. Высокие прямостоячие растения имеют мощную опорную древесину У большинства животных опорой тела служит скелет. У жуков, бабочек, мух, пауков и раков скелетом является прочный наружный покров тела. У ящериц, птиц и зверей скелет внутренний, состоящий из множества соединенных между собой костей Низкая плотность воздуха облегчает передвижение в нём. Передвигаясь по суше, животные бегают, прыгают, лазают, ползают. Многие из обитающих на суше животных освоили активный и пассивный полёт. Насекомые и птицы активно летают в воздухе в поисках пищи и мест для выведения потомства. К активному передвижению в воздухе приспособились летучие мыши. Ветром переносятся многие мелкие насекомые, пауки, бактерии, семена и споры растений

Плотность воздуха

  • Воздух менее плотный, чем вода. Поэтому наземным обитателям труднее поддерживать своё тело в пространстве, чем водным. У деревьев, кустарников и трав с прямостоячими стеблями хорошо развиты опорные ткани. Высокие прямостоячие растения имеют мощную опорную древесину
  • У большинства животных опорой тела служит скелет. У жуков, бабочек, мух, пауков и раков скелетом является прочный наружный покров тела. У ящериц, птиц и зверей скелет внутренний, состоящий из множества соединенных между собой костей
  • Низкая плотность воздуха облегчает передвижение в нём. Передвигаясь по суше, животные бегают, прыгают, лазают, ползают. Многие из обитающих на суше животных освоили активный и пассивный полёт. Насекомые и птицы активно летают в воздухе в поисках пищи и мест для выведения потомства. К активному передвижению в воздухе приспособились летучие мыши. Ветром переносятся многие мелкие насекомые, пауки, бактерии, семена и споры растений
Давление воздуха Давление воздушной оболочки на земную поверхность называют атмосферным давлением . Оно часто изменяется в зависимости от места и времени. Обычно атмосферное давление снижается в пасмурную погоду и повышается в солнечную. В горах атмосферное давление ниже, чем на уровне моря Высоко в горах воздух разрежен и в нём понижено содержание кислорода. В условиях высокогорья у людей учащается сердцебиение, появляется одышка. Животные и высокогорные растения приспособились к жизни в условиях низкого атмосферного давления. В Гималаях обитают яки, горные козлы, тибетские газели. К жизни и полётам на больших высотах приспособились многие виды птиц. В холодных высокогорьях Памира, Тянь-Шаня, Алтая существуют растения-подушки. Их сильно ветвящиеся короткие побеги тесно сближены и образуют плотные полушария

Давление воздуха

  • Давление воздушной оболочки на земную поверхность называют атмосферным давлением . Оно часто изменяется в зависимости от места и времени. Обычно атмосферное давление снижается в пасмурную погоду и повышается в солнечную. В горах атмосферное давление ниже, чем на уровне моря
  • Высоко в горах воздух разрежен и в нём понижено содержание кислорода. В условиях высокогорья у людей учащается сердцебиение, появляется одышка. Животные и высокогорные растения приспособились к жизни в условиях низкого атмосферного давления. В Гималаях обитают яки, горные козлы, тибетские газели. К жизни и полётам на больших высотах приспособились многие виды птиц. В холодных высокогорьях Памира, Тянь-Шаня, Алтая существуют растения-подушки. Их сильно ветвящиеся короткие побеги тесно сближены и образуют плотные полушария
Световой режим Основным источником света на Земле является лучистая энергия Солнца. Освещённость земной поверхности зависит от высоты расположения Солнца над горизонтом или угла падения солнечных лучей, длины дня, погодных условий и других факторов  Наибольшее значение солнечный свет имеет для жизни растений. На свету происходит образование органических веществ, необходимых для роста и развития растений По отношению к свету растения делятся на светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые

Световой режим

  • Основным источником света на Земле является лучистая энергия Солнца. Освещённость земной поверхности зависит от высоты расположения Солнца над горизонтом или угла падения солнечных лучей, длины дня, погодных условий и других факторов
  • Наибольшее значение солнечный свет имеет для жизни растений. На свету происходит образование органических веществ, необходимых для роста и развития растений
  • По отношению к свету растения делятся на светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые
Светолюбивые растения Светолюбивые растения приспособлены к жизни на открытых, хорошо освещённых местах К этой группе относятся травянистые растения лугов и степей Светолюбивыми являются такие деревья, как берёза, сосна, осина, яблоня. Они образуют светлые леса

Светолюбивые растения

  • Светолюбивые растения приспособлены к жизни на открытых, хорошо освещённых местах
  • К этой группе относятся травянистые растения лугов и степей
  • Светолюбивыми являются такие деревья, как берёза, сосна, осина, яблоня. Они образуют светлые леса
Теневыносливые растения Теневыносливые растения могут переносить некоторое затенение, но хорошо растут и при хорошем освещении К этой группе относится большинство растений лесных опушек Теневыносливы лещина, брусника, ветреница лесная, ландыш, подъельник обыкновенный, сныть

Теневыносливые растения

  • Теневыносливые растения могут переносить некоторое затенение, но хорошо растут и при хорошем освещении
  • К этой группе относится большинство растений лесных опушек
  • Теневыносливы лещина, брусника, ветреница лесная, ландыш, подъельник обыкновенный, сныть
Тенелюбивые растения Тенелюбивые растения не выносят сильного освещения и растут под пологом лесов в постоянной тени К этой группе относятся зеленые мхи, плауны, кислица обыкновенная, майник двулистный

Тенелюбивые растения

  • Тенелюбивые растения не выносят сильного освещения и растут под пологом лесов в постоянной тени
  • К этой группе относятся зеленые мхи, плауны, кислица обыкновенная, майник двулистный
Свет является важным сигнальным фактором для большинства наземных животных Воспринимая свет с помощью органов зрения, животные находят пищу, обнаруживают опасность и скрываются от неё Обычно животные активны в наиболее благоприятное для них время суток По отношению к свету различают дневных и ночных животных Дневные животные активны в светлое время суток. Дневная активность ярко выражена у домашних кур, воробьёв, дневных хищных птиц, сусликов, муравьёв, стрекоз, пчёл и многих других животных К ночным животным относятся слизни, ночные бабочки, совы, кабаны, летучие мыши

Свет является важным сигнальным фактором для большинства наземных животных

  • Воспринимая свет с помощью органов зрения, животные находят пищу, обнаруживают опасность и скрываются от неё
  • Обычно животные активны в наиболее благоприятное для них время суток
  • По отношению к свету различают дневных и ночных животных
  • Дневные животные активны в светлое время суток. Дневная активность ярко выражена у домашних кур, воробьёв, дневных хищных птиц, сусликов, муравьёв, стрекоз, пчёл и многих других животных
  • К ночным животным относятся слизни, ночные бабочки, совы, кабаны, летучие мыши
Тепловой режим На нашей планете основным источником тепла является солнечное излучение Поглощая тепло, тела нагреваются, а отдавая его согревают воздух. Он является плохим теплоизолятором и обладает низкой теплоёмкостью. Поэтому температура воздуха может быстро меняться на больших пространствах Определённый тепловой режим является важным условием существования организмов Тепловой режим сравнительно постоянен только в тропических зонах земли  В других местах температура в наземно-воздушной среде сильно меняется по сезонам года и в течение суток Резкие колебания температуры связаны с перемещениями воздуха. Особенно быстро температура воздуха меняется по сезонам года в пустынях и районах, находящихся вдали от морей и океанов

Тепловой режим

  • На нашей планете основным источником тепла является солнечное излучение
  • Поглощая тепло, тела нагреваются, а отдавая его согревают воздух. Он является плохим теплоизолятором и обладает низкой теплоёмкостью. Поэтому температура воздуха может быстро меняться на больших пространствах
  • Определённый тепловой режим является важным условием существования организмов
  • Тепловой режим сравнительно постоянен только в тропических зонах земли
  • В других местах температура в наземно-воздушной среде сильно меняется по сезонам года и в течение суток
  • Резкие колебания температуры связаны с перемещениями воздуха. Особенно быстро температура воздуха меняется по сезонам года в пустынях и районах, находящихся вдали от морей и океанов
Тепловой режим Наземные растения и животные проявляют разную потребность в тепле в разные периоды. При понижении температуры рост и развитие растений замедляется и приостанавливается, многие животные становятся менее активными Строение и жизнедеятельность растений направлены на защиту организма от вредного воздействия неблагоприятной температуры воздуха В зонах с холодным климатом многие деревья и кустарники осенью сбрасывают листья В северных районах с низкими температурами воздуха выживают низкорослые и стелющиеся растения. Например, у стланцевых форм карликовой берёзы, ели, можжевельника и кедровника поднимающиеся высоко над землёй ветви мёртвые, а стелющиеся ветви живые, так как они зимуют под снегом и не подвергаются вредному воздействию низких температур воздуха

Тепловой режим

  • Наземные растения и животные проявляют разную потребность в тепле в разные периоды. При понижении температуры рост и развитие растений замедляется и приостанавливается, многие животные становятся менее активными
  • Строение и жизнедеятельность растений направлены на защиту организма от вредного воздействия неблагоприятной температуры воздуха
  • В зонах с холодным климатом многие деревья и кустарники осенью сбрасывают листья
  • В северных районах с низкими температурами воздуха выживают низкорослые и стелющиеся растения. Например, у стланцевых форм карликовой берёзы, ели, можжевельника и кедровника поднимающиеся высоко над землёй ветви мёртвые, а стелющиеся ветви живые, так как они зимуют под снегом и не подвергаются вредному воздействию низких температур воздуха
Тепловой режим В зонах тропических и субтропических пустынь с высокими температурами воздуха у растений листья небольшие или полностью отсутствуют У многих пустынных растений образуется своеобразное беловатое опушение, способствующее отражению солнечных лучей и предохраняющее их от перегрева

Тепловой режим

  • В зонах тропических и субтропических пустынь с высокими температурами воздуха у растений листья небольшие или полностью отсутствуют
  • У многих пустынных растений образуется своеобразное беловатое опушение, способствующее отражению солнечных лучей и предохраняющее их от перегрева
Тепловой режим оказывает существенное влияние на животных Особенности строения и жизнедеятельности животных направлены на регулирование уровня потерь тепла Большинство обитающих в Арктике насекомых имеет тёмную окраску, которая способствует усиленному поглощению солнечного тепла Насекомые, подвергающиеся длительному воздействию яркого солнечного света, часто имеют светлую окраску, которая отражает солнечные лучи У животных к зиме в организме запасается большое количество жира и других веществ, спасающих их от замерзания У млекопитающих тело обычно покрывается густым волосяным покровом, способствующим сохранению тепла В районах, где зимой выпадают осадки в виде снега, животные приспособились к жизни в снежном покрове или на его поверхности При сильных морозах под снегом прячутся тетерева, рябчики, куропатки

Тепловой режим оказывает существенное влияние на животных

  • Особенности строения и жизнедеятельности животных направлены на регулирование уровня потерь тепла
  • Большинство обитающих в Арктике насекомых имеет тёмную окраску, которая способствует усиленному поглощению солнечного тепла
  • Насекомые, подвергающиеся длительному воздействию яркого солнечного света, часто имеют светлую окраску, которая отражает солнечные лучи
  • У животных к зиме в организме запасается большое количество жира и других веществ, спасающих их от замерзания
  • У млекопитающих тело обычно покрывается густым волосяным покровом, способствующим сохранению тепла
  • В районах, где зимой выпадают осадки в виде снега, животные приспособились к жизни в снежном покрове или на его поверхности
  • При сильных морозах под снегом прячутся тетерева, рябчики, куропатки
Домашнее задание Параграф 17 – читаем Стр. 112 – вопросы Проверьте себя – устно Стр. 112 – Подумайте – письменно в тетради Стр. 113 – Моя лаборатория - прочитать

Домашнее задание

  • Параграф 17 – читаем
  • Стр. 112 – вопросы Проверьте себя – устно
  • Стр. 112 – Подумайте – письменно в тетради
  • Стр. 113 – Моя лаборатория - прочитать


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!