Тема урока:
П.П.Бажов.
Сказ «Серебряное копытце».
Цели урока:
- Познакомиться с биографией писателя
- Научиться давать характеристику героев
- Определять идею произведения
План урока.
1.
Знакомство с биографией П.П. Бажова.
2.
Работа над жанром «сказ».
3.
Тест «Внимательный ли я читатель?»
Постановка и решение учебной задачи: Каждый ли может увидеть чудо?
4.
5.
Характеристика главных героев.
6.
Определение идеи произведения.
Начнём урок с добрых пожеланий друг другу.
Д. В парах, стоя лицом друг к другу:
- Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди)
- Ты желаешь мне сегодня добра! (рука на груди соседа)
- Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся)
- Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа)
- Я тебе помогу! (рука на своей груди)
МЫ СЮДА ПРИШЛИ УЧИТЬСЯ, НЕ ЛЕНИТЬСЯ, А ТРУДИТЬСЯ. РАБОТАЕМ СТАРАТЕЛЬНО. СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА игра «Горка»
«ТОТ КОЗЁЛ ОСОБЕННЫЙ. У НЕГО НА ПРАВОЙ
ПЕРЕДНЕЙ НОГЕ СЕРЕБРЯНОЕ
КОПЫТЦЕ».
-
- Прочитай про себя, потом с вопросительной интонацией
- Прочитай про себя, потом с раздражением
- Прочитай про себя, потом с радостью
- Прочитай про себя, потом выразительно
- Прочитай про себя, потом скороговоркой
-
Эмоциональный настрой .
- -Дети, а вы хотели бы попасть в лес.
- ( Звучит тихая музыка)
- Закройте глаза и представьте себе, что вы оказались в зимнем сказочном лесу. музыка: «Зимняя сказка»
- Откройте глаза. Что вы себе представили?
«Шкатулка на то и служит, чтоб заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища.»
В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Сказки любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.
Павел Петрович Бажов.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. Он писал сказки. А звали его…( - это наш Бажов!) Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.
«Србрн кптц»
Кквн, Дрнк, Мрнк, кзл
ФОТОГЛАЗ
Кокованя , ковшик, малахит, сиротка.
САМОЦВЕТЫ
Проблема урока:
- -Какое это произведение по жанру?
- А) Сказка Б) Рассказ в) Сказ
Сказка!
Рассказ!
- Почему «Серебряное копытце»-это сказ?
Сказка «Серебряное копытце» - это сказ, так как в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность .
Сказ- это произведение, в котором присутствуют и реальные события, и вымысел. В сказе сочетаются жанры сказки и рассказа.
С жизнью и творчеством, какого писателя мы знакомились на прошлом уроке?
«БИОГРАФЫ»
- Вам нужно было подготовить сообщение о биографии автора .
Какие сказы Бажова вы читали?
- Медной горы Хозяйка
- Малахитовая шкатулка
- Каменный цветок
- Горный мастер
- Хрупкая веточка
- Две ящерки
- Таюткино зеркальце
- Змеиный след
- Голубая змейка
- Синюшкин колодец
А сейчас мы с вами насладимся языком сказа Бажова, но выборочно.
- На слайде вы увидите иллюстрацию. Необходимо найти в тексте и зачитать отрывок, подходящий к слайду.
К какому фрагменту текста относится иллюстрация? Что на ней изображено?
К какому фрагменту текста относится иллюстрация? Что на ней изображено?
К какому фрагменту текста относится иллюстрация? Что на ней изображено?
Старик - Кокованя
- Одинокий.
- Большой да бородатый.
- Весёлый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.
- Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.
Девочка - Дарёнка
- Сирота.
- Маленькая, носишка пуговкой.
- Любопытная, весёлая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту.
- В избе прибирала, похлёбку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.
Можете назвать идею произведения?
- Почему же произошло чудо с Даренкой и Кокованей?
О чём сказ П.П. Бажова?
- Человек должен любить животных.
- Очень важно быть скромным.
- Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце?
Герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато?
Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.
Мораль сказки
- Главные герои, дружные и трудолюбивые, верят, ищут и находят своё диво-дивное. Неслучайно, именно Дарёнке и Коковане Серебряное копытце дарит дорогие каменья. Только чистым душою людям открываются настоящие чудеса.
Работа над фразеологизмами.
- КОЖА ДА КОСТИ.
- КАК В ВОДУ КАНУЛА.
О ком из героев нашего произведения можно так сказать?
Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам всем вместе составить синквейн «Бажов»
- Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по особым правилам. Существительное , два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета, три глагола, раскрывающие действия предмета. Затем предложение, указывающее суть предмета, усиливающее предыдущие две строки. Слово, связанное с первым словом, отражающее сущность темы.
Синквейн «Бажов»
- Бажов!
- Мудрый, добрый!
- Слушал, сочинял, записывал.
- Добрый волшебник с Урала.
- Сказочник.
Домашнее задание :
- Составить синквейн
- «Кокованя»
- «Даренка»
Быстро пролетел урок Подведём его итог! Рефлексия
- Добрый волшебник с Урала, Павел Петрович Бажов, Чтобы нам грустно не стало, Сказочный отпер засов. Только засов отворился, В сказку открылася дверь: Запах лесов заструился, - В мир ты волшебный поверь. Чтоб Огневушка смешная К кладам открыла нам путь, Или змея голубая, - Книги прочесть не забудь.
-
-