Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "П.П. Бажов. Серебряное копытце"»
Урок литературного чтения в 4 классе П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Скороговорка
Шуршат камыши в тиши.
Шуршат в тиши камыши.
Камыши шуршат в тиши.
Камыши в тиши шуршат.
В тиши шуршат камыши.
В тиши камыши шуршат.
Знакомство с писателем Павел Петрович Бажов
(1879-1950)
Детство
- 27 января 1879 года около Екатеринбурга на Урале в семье мастера, работавшего на горном заводе родился мальчик, которого назвали Павел. Детские годы его прошли в среде уральских мастеров.
- Первоначальное образование получил в Екатеринбургском духовном училище.
- Мальчику повезло с учителем словесности. Десятилетний Павел знал наизусть весь школьный сборник стихов.
Юность
- Павел Бажов мог стать священником – он с отличием окончил в 1899 году Пермскую духовную семинарию.
- Но стал учителем русского языка.
- Мирное время нарушила революция. В гражданскую войну Бажов воевал в Красной Армии, был в плену у белых, а после побега – в отряде красных партизан.
- После войны занялся журналистикой.
Фольклор – устное народное творчество.
- Смолоду интересовался Бажов уральским фольклором, изучал народную мудрость.
- Много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славится Урал. Собранию этого богатства он посвятил всю свою жизнь.
- Ему были знакомы «тайные сказы»-устные предания, в которых сказка причудливо переплеталась с реальной жизнью.
Творчество
- В своих произведениях рассказывает Бажов читателям о нелегком труде на горных заводах, о радостях творчества, о бережном отношении к природе.
Уральские сказы
- Свои литературные произведения Бажов называл сказами.
- В сказах действуют обыкновенные земные люди- такие, как Данила-мастер, старик Кокованя, девочка Даренка . А рядом с ними – сказочные Медной горы Хозяйка, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка.
- Перед Великой Отечественной войной, в 1939 году, была напечатана книга сказов Бажова «Малахитовая шкатулка», которую перевели почти на все языки мира.
- Она сразу стала одной из популярных книг своего времени.
Всего П.П. Бажов создал 56 сказов, которые вошли в сборник «Малахитовая шкатулка». Сказы, поющие славу труду и доброй силе, чудесам, им служащим. «Медной горы хозяйка». «Малахитовая шкатулка». «Каменный цветок». «Огневушка-поскакушка». «Синюшкин колодец» «Серебряное копытце».
Бажов выдающийся русский писатель, автор многих замечательных произведений. Слава нового и необыкновенного сказочника разошлась по всей стране, вышла далеко за её пределы. По мотивам его сказов созданы кинофильмы, произведения музыки, скульптуры, живописи. Такова особенность истинного произведения искусства - чем больше его жизнь, тем большее внимание приковывает оно к себе.
Значение слов из сказки П.Бажова «Серебряное копытце»
Барская рукодельня – ручной труд, преимущественно вышивание, вязание, шитьё
Несподручно – неудобно, неловко
Пособник – помощник в делах
Взъедается – невзлюбив, рассердившись, начинают упрекать, обвинять, бранить.
«Серебряное копытце»
. Голбчик – приступка для выхода на печь
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи
Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля и крупы
Балаган – временная деревянная постройка, для ярморочной торговли, жилья, зрелищ
Покосные ложки – широкие пологие овраги покрытые травой.
Статочное ли дело – (устаревшее выражение) хорошее ли дело.
Ворочайся – (Устаревшее) возвращайся.
Хризолит – драгоценный камень.
Физминутка
Завели машину. (вдох)
Ш – ш – ш – ш - …. (Выдох)
Накачали шину. (вдох)
Ш – ш – ш – ш - ….(выдох)
Улыбнулись веселей и поехали быстрей. (вдох)
Ш – ш – ш – ш - ….(выдох).
Прочитайте сказку
стр. 128-136
Ответьте на вопросы
- Понравилась ли вам сказка?
- Какая это сказка?
- Кто главные герои этой сказки?
- Как вы думаете, почему Кокованя решил к себе взять Дарёнку?
- Как жилось Дарёнке в чужой семье?
- Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?
- Что Кокованя рассказал Дарёнке о козле?
- Заинтересовал Дарёнку рассказ старика?
- Зачем Дарёнка хотела с дедом в лес идти?
- Почему он её с собой не взял? Как он её отговорил?
- Почему Кокованя решил взять с собой Дарёнку, когда она стала проситься в следующий раз?
- Как жили Дарёнка и Кокованя в балагане?
- Расскажите, как произошла первая встреча Дарёнки и серебряного копытца?
- Какое зрелище увидел Кокованя, когда вернулся к балагану?
- Чем закончилась сказка?
Итог урока:
- С творчеством какого писателя познакомились на уроке? Что вы запомнили о нём? Над каким произведением работали? Что позволило автору назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?
- С творчеством какого писателя познакомились на уроке?
- Что вы запомнили о нём?
- Над каким произведением работали?
- Что позволило автору назвать свою историю сказкой?
- Что в ней сказочного?
Домашнее задание:
- Перечитать сказку.
- Подготовить безошибочное выразительное чтение.
- Стр. 182 – 194. Ответить на вопросы.