СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы "Тема любви в рассказе А.И. Куприна "Куст сирени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Презентация к уроку литературы "Тема любви в рассказе А.И. Куприна "Куст сирени" поможет организованно провести разные этапы урока: проверка домашнего задания, рефлексия и др. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Тема любви в рассказе А.И. Куприна "Куст сирени"»

Александр Иванович Куприн  Рассказ «Куст сирени»

Александр Иванович Куприн Рассказ «Куст сирени»

Какие ассоциации вызывает у вас сирень?

Какие ассоциации вызывает у вас сирень?

Сирень – это символ весны и любви

Сирень – это символ весны и любви

Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»

Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»

Эпиграф Заповедное царство сирени  Майской ночи глаза отвести.  И сквозь утро нежнее свирели,  Ни о чём не печалясь, войти  В заповедное царство сирени.   С.Мекшен

Эпиграф

  • Заповедное царство сирени Майской ночи глаза отвести. И сквозь утро нежнее свирели, Ни о чём не печалясь, войти В заповедное царство сирени.
  • С.Мекшен
Проблемный вопрос  В чём смысл любви, по мнению А.И.Куприна?   В чём секрет счастливой любви и семейного счастья?

Проблемный вопрос

  • В чём смысл любви, по мнению А.И.Куприна?
  • В чём секрет счастливой любви и семейного счастья?
Верные и неверные утверждения 1.Два года подряд Алмазов пытался поступить в академию и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Садовник решил посадить сирень, так как она ему больше нравилась. 3.Действие в рассказе занимает 2 дня. 4.Профессор не мог отличить березку от сирени.

Верные и неверные утверждения

  • 1.Два года подряд Алмазов пытался поступить в академию и только на третий упорным трудом одолел все препятствия.
  • Садовник решил посадить сирень, так как она ему больше нравилась.
  • 3.Действие в рассказе занимает 2 дня.
  • 4.Профессор не мог отличить березку от сирени.
Верные и неверные утверждения 5.Садовник рад появлению заказчиков. 6. Профессор не принял работу Николая из-за пятна, посаженного на чертеж. 7.Солитер – женская сумочка. 8.История Николая и Веры заканчивается благополучно, так как герои преодолели все трудности, поскольку любили друг друга.

Верные и неверные утверждения

  • 5.Садовник рад появлению заказчиков.
  • 6. Профессор не принял работу Николая из-за пятна, посаженного на чертеж.
  • 7.Солитер – женская сумочка.
  • 8.История Николая и Веры заканчивается благополучно, так как герои преодолели все трудности, поскольку любили друг друга.
Николай и Вера Алмазовы 1. Описывает ли А. И. Куприн внешность героев? 2. Что же прежде всего интересует автора? 3. Сравните главных героев рассказа.

Николай и Вера Алмазовы

  • 1. Описывает ли А. И. Куприн внешность героев?
  • 2. Что же прежде всего интересует автора?
  • 3. Сравните главных героев рассказа.
Николай Вера «…насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой…» «…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами.» «Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону…» «…в ту же минуту поняла, что произошло большое несчастье…» «Вера стояла в двух шагах от него также молча, с страданием на красивом, нервном лице. Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорят женщины у кровати близкого труднобольного человека.»

Николай

Вера

«…насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой…»

«…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами.»

«Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону…»

«…в ту же минуту поняла, что произошло большое несчастье…»

«Вера стояла в двух шагах от него также молча, с страданием на красивом, нервном лице. Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорят женщины у кровати близкого труднобольного человека.»

Николай Вера «Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздражённо, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.» «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.» «Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.» «Алмазов уговаривал жену отправиться домой.» «Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова.» «Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.» «…возразила Вера, топнув ногой.» Вера «горячо суетилась и мешала рабочим…на другой день Вера никак не могла усидеть дома …»

Николай

Вера

«Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздражённо, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.»

«Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.»

«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.»

«Алмазов уговаривал жену отправиться домой.»

«Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова.»

«Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.»

«…возразила Вера, топнув ногой.»

Вера «горячо суетилась и мешала рабочим…на другой день Вера никак не могла усидеть дома …»

Автор использует антитезу в изображении героев.   Николай Алмазов Раздражен, недоволен. Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. Не видит выхода, не верит в успех. Подчиняется жене, действует по её плану. Верочка Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова. Находчива, активна, деятельна, точна, быстра. Верит в успех дела, надеется на положительный исход. В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

Автор использует антитезу в изображении героев.

Николай Алмазов

Раздражен, недоволен.

Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Не видит выхода, не верит в успех.

Подчиняется жене, действует по её плану.

Верочка

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

Задания по группам  1 группа  Проанализировать композицию рассказа.  Сколько частей можно выделить в произведении? Озаглавьте их.  Какой приём положен в основу композиции?

Задания по группам

  • 1 группа
  • Проанализировать композицию рассказа.
  • Сколько частей можно выделить в произведении? Озаглавьте их.
  • Какой приём положен в основу композиции?
Какой приём лежит в основе композиции? 1 часть – ГОРЕ   2 часть – НАДЕЖДА   3 часть - СЧАСТЬЕ    А Н Т И Т Е З А

Какой приём лежит в основе композиции?

  • 1 часть – ГОРЕ
  • 2 часть – НАДЕЖДА
  • 3 часть - СЧАСТЬЕ
  • А Н Т И Т Е З А
Зеркальной называется композиция, при которой начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот  ГОРЕ СЧАСТЬЕ

Зеркальной

  • называется композиция, при которой начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот
  • ГОРЕ СЧАСТЬЕ
Имена героев  2 группа Проанализируйте имена и фамилию героев. Каково их значение? Какой приём использует здесь автор?

Имена героев

  • 2 группа
  • Проанализируйте имена и фамилию героев. Каково их значение?
  • Какой приём использует здесь автор?
Что в имени тебе моём? Ономастика? Алмазовы? Николай? Николай Евграфович? Вера? Верочка?

Что в имени тебе моём?

Ономастика?

Алмазовы?

Николай?

Николай Евграфович?

Вера?

Верочка?

Прием «говорящие фамилии» НЕ украшать чело царицы,  Не резать твёрдое стекло,  Те разноцветные зарницы  Ты рассыпаешь так светло. Нет! В переменах жизни тленной  Среди явлений пёстрых - ты  Всё лучезарный, неизменный  Хранитель вечной чистоты.  А.А.Фет

Прием «говорящие фамилии»

  • НЕ украшать чело царицы, Не резать твёрдое стекло, Те разноцветные зарницы Ты рассыпаешь так светло.
  • Нет! В переменах жизни тленной Среди явлений пёстрых - ты Всё лучезарный, неизменный Хранитель вечной чистоты.
  • А.А.Фет
Смысл названия  Какой смысл вложил автор в заглавие?  Прочитайте заключительное предложение в тексте. Как соотносится оно с названием?  Можно считать название символичным? Символом чего стала для героев сирень?

Смысл названия

  • Какой смысл вложил автор в заглавие?
  • Прочитайте заключительное предложение в тексте. Как соотносится оно с названием?
  • Можно считать название символичным? Символом чего стала для героев сирень?
«Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…»

«Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…»

Символизм названия  Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви, счастливого момента в жизни

Символизм названия

  • Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви, счастливого момента в жизни
Ответим на проблемный вопрос:  «Счастлива ли Вера Алмазова»? В чём секрет счастливой любви и что является залогом семейного счастья?

Ответим на проблемный вопрос:

  • «Счастлива ли Вера Алмазова»?
  • В чём секрет счастливой любви и что
  • является залогом семейного счастья?
Смысл, идея произведения  В рассказе А.И. Куприна поднимаются важные нравственные проблемы счастья, упорства и любви. Автор утверждает, что счастье в семье возможно при полном согласии, поддержке, терпении и конечно же, любви и взаимопонимании.

Смысл, идея произведения

В рассказе А.И. Куприна поднимаются важные нравственные проблемы счастья, упорства и любви. Автор утверждает, что счастье в семье возможно при полном согласии, поддержке, терпении и конечно же, любви и взаимопонимании.

Синквейн Существительное (предмет речи) Прилагательные или причастия Глаголы Фраза Слово (суть предмета, оценка)

Синквейн

  • Существительное (предмет речи)
  • Прилагательные или причастия
  • Глаголы
  • Фраза
  • Слово (суть предмета, оценка)
Домашнее задание Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора) Счастлива ли Вера Алмазова? (мини-сочинение) Письмо литературному герою

Домашнее задание

  • Творческий пересказ от лица Алмазова (садовника, профессора)
  • Счастлива ли Вера Алмазова? (мини-сочинение)
  • Письмо литературному герою


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!