Объём и контраст в рисунке
Рисунок – это соотношение контрастов, вернее, просто соотношение двух тонов – белого и чёрного.
П.Сезанн
Особенности построения предметов сложной формы
Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы состоят из большого количества формообразующих частей простой формы, сопряжённых между собой (самовары), или из формообразующих частей сложной формы (скопинские кувшины).
В основе многих сложных предметов лежат геометрические тела сложной конструкции, к которым относятся многогранные пирамиды и призмы (в том числе усечённые), торовые поверхности и другие.
Этапы объёмно-конструктивного построения ионической капители
Многие предметы быта сложной формы требуют в процессе построения применения метода обобщения. Примером могут являться: построение основания самоваров, декоративных элементов в скопинских кувшинах и прочие. Часто метод обобщения применяют на первоначальных этапах построения, объединяя несколько формообразующих частей в одну для упрощения формы (5-й рисунок).
Этапы построения предмета быта сложной формы
Построение вспомогательных формообразующих частей
Ручки имеют наружную, внутреннюю поверхности и толщину. При построении предметов с ручками следует в первую очередь проанализировать форму ручек и их место расположение относительно основных формообразующих частей.
Для определения крепления ручек к предмету быта используют секущую плоскость. Она помогает также построить ручки или носик и ручку кувшина напротив друг друга.
Применение секущей плоскости процессе построения предметов быта с одной ручкой, с ручкой и носиком
Особое внимание обращайте на форму линий сопряжения между вспомогательными формообразующими частями предметов быта (носиком, ручками) и основными (телом, горлышком кувшина): они зависят как от формы предмета быта, так и от формы ручки или ручек. Линии сопряжения ручек с поверхностью предмета обычно параллельны секущей плоскости и местам сопряжения основных формообразующих частей (эллипсом). Для передачи объёмной формы ручки и носика следует проводить дополнительные конструктивные линии в местах перехода одной плоскости в другую, например боковой в нижнюю, а также в самом широком месте носика.
Зависимость формы линии сопряжения между ручкой и крышкой от формы самой крышки и ручки
В случае когда ручки к предмету крепятся горизонтально, целесообразно применять другой способ их построения.
1-й этап. Наметьте место крепления ближней ручки, её размер и общую форму.
2-й этап. Через места сопряжения ручки с поверхностью предмета проведите эллипсы.
3-й этап. Для определения местоположения второй ручки и её размера проведите вспомогательные линии от точек крепления ближней ручки через центр эллипса до пересечения с его дальней частью.
4-й этап. Наметьте общую форму второй ручки, зеркально отразив форму первой.
Для того чтобы форма ручек максимально соответствовала натуре, в процессе их рисования следует обращать внимание не только на движение их контура, но и на форму свободного пространства (зазора) между ручками и предметом быта.
Теория теней
Естественное освещение
Искусственное освещение
Контраст ярче, тень увеличивается по мере удаления и теряет контраст к краям
Форма тени зависит от положения источника освещения
Величина тени и ее контрастность зависит от источника освещения и его близости
Свет и тени на шаре
Тени от конуса и цилиндра
Светотень и падающая тень на кубе
Натюрморт в технике «трафарет»
Практическое задание
Выполните рисунок самовара (карандаш)
Устройство самовара