СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Генетика пола"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Генетика пола"»

Синдром Морфана

Синдром Морфана

 Синдром клешни Ихтиоз

Синдром клешни

Ихтиоз

Синдром кошачьего крика Прогерия

Синдром кошачьего крика

Прогерия

Здравоохранение / Медицинская помощь больным с редкими заболеваниями  / …  Минздравсоцразвития России подготовило проект перечня редких (орфанных) заболеваний  2/декабря/2011 / /     Во исполнение   статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения представляет проект Перечня редких (орфанных) заболеваний

Здравоохранение / Медицинская помощь больным с редкими заболеваниями / Минздравсоцразвития России подготовило проект перечня редких (орфанных) заболеваний 2/декабря/2011 / / Во исполнение   статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения представляет проект Перечня редких (орфанных) заболеваний

  Тема урока: «Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом»

Тема урока:

«Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом»

 Цель: Изучить материальную и генетическую основу признаков пола. Выявить причины некоторых наследственных заболеваний, связанных с полом. Развивать аналитические умения на основе решения генетических задач.

Цель:

  • Изучить материальную и генетическую основу признаков пола.
  • Выявить причины некоторых наследственных заболеваний, связанных с полом.
  • Развивать аналитические умения на основе решения генетических задач.
Дафнии

Дафнии

            Bonellia viridis: 1 — самка ( 1 / 3 натуральной величины); 2 — самец (увеличено в 30 раз

          Bonellia viridis: 1 — самка ( 1 / 3 натуральной величины); 2 — самец (увеличено в 30 раз

Крокодилы

Крокодилы

Хромосомное определение пола Плодовая мушка дрозофила

Хромосомное определение пола

Плодовая мушка дрозофила

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:  Нам известно, что большинство животных и двудомные растения являются раздельнополыми организмами, причём внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола. Другими словами, каждому виду, имеющему чёткое деление на мужские и женские особи, свойственно определённое соотношение полов, близкое 1:1 . Как объяснить это явление?

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Нам известно, что большинство животных и двудомные растения являются раздельнополыми организмами, причём внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола. Другими словами, каждому виду, имеющему чёткое деление на мужские и женские особи, свойственно определённое соотношение полов, близкое 1:1 .

Как объяснить это явление?

Схема анализирующего скрещивания гетерозиготной и рецессивной форм   Р  Аа   х аа       G      F1 Аа аа  1 : 1 А а а

Схема анализирующего скрещивания гетерозиготной и рецессивной форм

Р Аа х аа

G

F1 Аа аа

1 : 1

А

а

а

генетическое определение пола   В наборе хромосом зиготы содержатся парные – гомологичные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и содержащие одинаковые гены. В женском кариотипе все хромосомы парные. В мужском кариотипе всегда имеется одна крупная равноплечая непарная хромосома, не имеющая гомолога, и маленькая палочковидная хромосома , встречающаяся только в кариотипе мужчин. Хромосомный набор дрозофилы Хромосомный набор человека:  а - мужчины, б - женщины

генетическое определение пола

В наборе хромосом зиготы содержатся парные – гомологичные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и содержащие одинаковые гены.

В женском кариотипе все хромосомы парные.

В мужском кариотипе всегда имеется одна крупная равноплечая непарная хромосома, не имеющая гомолога, и маленькая палочковидная хромосома , встречающаяся только в кариотипе мужчин.

Хромосомный набор дрозофилы

Хромосомный набор человека:

а - мужчины, б - женщины

 Кариотип человека содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола.   Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называются аутосомами . Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличается друг от друга, называются половыми , или гетерохромосомами .   Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна У-хромосома.
  • Кариотип человека содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола.
  • Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называются аутосомами . Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличается друг от друга, называются половыми , или гетерохромосомами .
  • Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна У-хромосома.
 При созревании половых клеток в результате мейоза гаметы получают гаплоидный набор хромосом. При этом все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме. Пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме, называется гомогаметным и обозначается ХХ.  При сперматогенезе получаются гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина – У-хромосому. Пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называется гетерогаметным и обозначается как ХУ.

При созревании половых клеток в результате мейоза гаметы получают гаплоидный набор хромосом. При этом все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме. Пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме, называется гомогаметным и обозначается ХХ.

При сперматогенезе получаются гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина – У-хромосому. Пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называется гетерогаметным и обозначается как ХУ.

У человека решающую роль в определении пола играет У-хромосома. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Следовательно, женщины имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери.  Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим У-хромосому, развивается мужской организм. Мужчина (ХУ) получает Х-хромосому только от матери.

У человека решающую роль в определении пола играет У-хромосома. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Следовательно, женщины имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери.

Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим У-хромосому, развивается мужской организм. Мужчина (ХУ) получает Х-хромосому только от матери.

Хромосомы Аутосомы Гомогаметный пол, пол который формирует одинаковые гаметы по половым хромосомам – хромосомы,  одинаковые у обоих полов  Гетерогаметный пол, пол который формирует разные гаметы по половым хромосомам Половые (гетерохромосомы)   -хромосомы, по которым мужской и женский пол –отличаются

Хромосомы

Аутосомы

Гомогаметный пол, пол который формирует одинаковые гаметы по половым хромосомам

хромосомы,

одинаковые у обоих полов

Гетерогаметный пол, пол который формирует разные гаметы по половым хромосомам

Половые

(гетерохромосомы)

-хромосомы, по которым мужской и женский пол –отличаются

  Пол  - это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, которые обеспечивают воспроизведение себе подобного.

Пол - это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, которые обеспечивают воспроизведение себе подобного.

Существует 5 типов хромосомного определения пола  1 тип  ХХ  ХУ Характерен для млекопитающих, в том числе для человека, червей, ракообразных, большинства насекомых, земноводных, некоторых рыб

Существует 5 типов хромосомного определения пола

1 тип ХХ ХУ

Характерен для млекопитающих, в том числе для человека, червей, ракообразных, большинства насекомых, земноводных, некоторых рыб

 2 тип ХУ  ХХ Характерен для птиц, пресмыкающихся, некоторых земноводных и рыб, некоторых насекомых (чешуекрылых)

2 тип ХУ ХХ

Характерен для птиц, пресмыкающихся, некоторых земноводных и рыб, некоторых насекомых (чешуекрылых)

 3 тип ХХ Х0 (0 обозначает отсутствие хромосом) встречается у некоторых насекомых (прямокрылые)

3 тип ХХ Х0

(0 обозначает отсутствие хромосом) встречается у некоторых насекомых (прямокрылые)

   4 тип  Х0  ХУ    Встречается у некоторых насекомых (равнокрылые- цикады, тли)

4 тип Х0 ХУ

Встречается у некоторых насекомых (равнокрылые- цикады, тли)

 5 тип Гаплоидно-  диплоидны тип  2n n    Встречается у пчел и муравьев: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток (партеногенез), самки – из оплодотворенных диплоидных)

5 тип Гаплоидно- диплоидны тип 2n n

Встречается у пчел и муравьев: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток (партеногенез), самки – из оплодотворенных диплоидных)

Половые хромосомы Y-хромосомы  меньше размером, чем Х-хромосома  Содержит меньшее количество генов

Половые хромосомы

  • Y-хромосомы

меньше размером, чем Х-хромосома

  • Содержит меньшее количество генов
ХУ    большинство генов  большинство генов  в Х-хромосоме не имеют  в Y-хромосоме не имеют аллельной пары в аллельной пары в Y-хромосоме Х-хромосоме ГЕМИЗИГОТНЫЕ АЛЛЕЛИ

ХУ

большинство генов

большинство генов

в Х-хромосоме не имеют

в Y-хромосоме не имеют

аллельной пары в

аллельной пары в

Y-хромосоме

Х-хромосоме

ГЕМИЗИГОТНЫЕ АЛЛЕЛИ

Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y-хромосомах

Наследование, сцепленное с полом наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y-хромосомах

Половые хромосомы  Х - Хромосома связана с  больше чем 300 болезнями (дальтонизм, аутизм, гемофилия, нарушение умственного развития, мускульная дистрофия). Заболевания могут затрагивать мужчин, т.к. они не имеют другой Х- хромосомы , чтобы дать компенсацию за ошибки

Половые хромосомы

Х - Хромосома связана с

больше чем 300 болезнями

(дальтонизм, аутизм, гемофилия,

нарушение умственного развития, мускульная дистрофия).

Заболевания могут затрагивать

мужчин, т.к. они не имеют другой

Х- хромосомы , чтобы дать

компенсацию за ошибки

Половые хромосомы Y-хромосома несет гены, которые отвечают за сперматогенез. Y-хромосома связана со следующими аномалиями: некоторые формы ихтиоза (рыбья кожа), оволосение ушной раковины (гипертрихоз), перепонки между пальцами.

Половые хромосомы

Y-хромосома несет гены, которые отвечают за сперматогенез.

Y-хромосома связана со следующими аномалиями: некоторые формы ихтиоза (рыбья кожа), оволосение ушной раковины (гипертрихоз), перепонки между пальцами.

Ихтиоз

Ихтиоз

Дальтонизм Здоровый     Протанопия       Дейтеранопия  Тританопия

Дальтонизм

Здоровый

 

 

Протанопия

 

 

 

Дейтеранопия

Тританопия

Лабораторная работа   «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом»   Цель: продолжить формировать навыки решения генетических задач; развивать умение анализировать результаты скрещивания.

Лабораторная работа «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом» Цель: продолжить формировать навыки решения генетических задач; развивать умение анализировать результаты скрещивания.

  Алгоритм решения задач  1. Определите доминантный и рецессивный признак.  2. Введите буквенные обозначения: А – доминантный, а - рецессивный.  3. Определите, с какой половой хромосомой сцеплены указанные гены.  4. Запишите генотипы особей.  5. Если нужно, запишите гаметы в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.  6. Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет.  7. Определите соотношения фенотипов в F1.  8. Аналогично определите генотипы гибридов F2.
  • Алгоритм решения задач 1. Определите доминантный и рецессивный признак. 2. Введите буквенные обозначения: А – доминантный, а - рецессивный. 3. Определите, с какой половой хромосомой сцеплены указанные гены. 4. Запишите генотипы особей. 5. Если нужно, запишите гаметы в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали. 6. Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. 7. Определите соотношения фенотипов в F1. 8. Аналогично определите генотипы гибридов F2.
Наследование, ограниченное полом F1 Hh Х Hh  самка самец  комола рогатый    F2 3 (HH + Hh) : 1 hh : 3 (Hh + hh) : 1 (HH)   самцы самец самки самка  рогатые комолый комолые рогатая Причина доминирования зависит от мужского полового гормона

Наследование, ограниченное полом

F1 Hh Х Hh

самка самец

комола рогатый

 

F2 3 (HH + Hh) : 1 hh : 3 (Hh + hh) : 1 (HH)

самцы самец самки самка

рогатые комолый комолые рогатая

Причина доминирования зависит от мужского

полового гормона

Инактивация Х-хромосомы у самок У самок лишняя Х-хромосома в соматических клетках подвергается плотной упаковке, и гены в ней не работают. Гены, находящиеся в Х-хромосоме, взаимодействуют с неаллельными генами, находящимися в аутосомах .

Инактивация Х-хромосомы у самок

У самок лишняя Х-хромосома в соматических клетках подвергается плотной упаковке, и гены в ней не работают.

Гены, находящиеся в Х-хромосоме, взаимодействуют с неаллельными генами, находящимися в аутосомах .

Определение пола у плода Народные приметы

Определение пола у плода

Народные приметы

Определение пола у плода Медицинские методы

Определение пола у плода

Медицинские методы

  Вывод   Хочу, чтобы вы ценили научные знания и с сочувствием относились к детям (людям) с редкими наследственными заболеваниями!

Вывод Хочу, чтобы вы ценили научные знания и с сочувствием относились к детям (людям) с редкими наследственными заболеваниями!

Домашняя работа § 32,33, задачи № 4,5 Составить кластер (схему) «Медицинские методы определения пола»

Домашняя работа § 32,33, задачи № 4,5

Составить кластер (схему) «Медицинские методы определения пола»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!