Постановка темы и цели урока | 5 | Подведение детей к формулированию тему и постановке задач урока. Составление плана работы. | Здравствуйте ребята, мы продолжаем изучение основ генетики. Посмотрите на слайд, и подумайте, о чём будет сегодняшний урок. Сегодня на уроке мы должны: ответить на вопрос, от чего зависит рождение мужских и женских особей? познакомиться с типами определения пола; закрепить навыки решения генетических задач. | Наблюдение, проблемная ситуация, работа по плану урока | Ф И | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует изучаемые понятия. Формулирует тему и задачи урока. | Записывают в тетради, отвечают на вопросы учителя, называют правило, на которое опирались при выполнении задания. |
Освоение нового материала | 21 | Выявление обучающимися изучаемого явления, развитие умений, подведение детей к самостоятельному выводу по теме. |
У многих видов животных и растений соотношение между особями мужского и женского пола примерно равно, т.е. расщепление хромосом, по признаку пола происходит в соотношении 1:1 Пол –это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет. Половой диморфизм – это различия морфологических, физиологических и биохимических признаков у особей разных полов, т. е. признаков, по которым женская особь отличается от мужской. Все признаки, отличающие один пол от другого, условно делят на 2 группы: первичные и вторичные. Пол организма определяется обычно в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы. Хромосомы одинаковые у мужского и у женского полов называются аутосомы. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называют половые хромосомы.
Схема формирования пола у человека Если яйцеклетка несущая Х-хромосому, будет оплодотворена сперматозоидом, несущим Y-хромосому, то из зиготы родится мужская особь. Если яйцеклетка несущая Х- хромосому, будет оплодотворена сперматозоидом, несущим Х-хромосому, то из зиготы родится женская особь. Половые хромосомы отвечают не только за формирование пола, существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах. Наследование таких признаков называется, наследование сцепленное с полом. Особая роль в изучении наследования сцепленного с полом принадлежит американскому эмбриологу, генетику Томасу Моргану. Посмотрите на таблицу (презентация) «Вторичное соотношение полов у человека». Возраст | женщины | мужчны | новорожденные | 100 | 106 | детство | 100 | 103 | юность | 100 | 100 | 50 лет | 100 | 85 | 85 лет | 100 | 50 | О чем свидетельствуют эти данные? - о разной жизнеспособности мужского и женского пола - как и у человека, так и у животных мужской пол оказывается менее устойчивым к факторам внешней среды, поэтому продолжительность жизни мужских особей короче, -это наши воины, защитники, рыцари – жизнь которых подвергается опасности. - мужской пол очнь раним, это только внешне кажется, что они спокойны,а внутри сильно переживают. Отсюда вывод: необходимо беречь мужской пол. Так прав ли автор песни? Нет, т.к. в юности соотношение полов 1:1. Генетические исследования установили, что половые хромосомы отвечают не только за определение пола организма, они, как аутосомы, содержат гены, контролирующие развитие определенных признаков. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х-хромосоме или У-хромосомах, называют наследованием, сцепленных с полом. Признаки бывают доминантными и рецессивными. Х-хромосома содержит около 200 различных генов. Женщина при этом получает по 2 гена за один признак, мужчина имеет одну Х-хромосому и все гены получает в одном экземпляре, которые сразу проявляются в фенотипе. С Х-хромосомой связаны такие признаки, как свертываемость крови, способность различать цвета, отсутствие или наличие потовых желез, атрофию зрительного нерва и др. В У-хромосоме также локализованы некоторые признаки: гипертрихоз (повышенная волосатость ушной раковины), перепончатопалость и др. Гены, локализованные в У-хромосоме, наследуются особым образом – только от отца к сыну. Рассмотрим в качестве примера наследование гемофилии - болезнь несвертываемости крови. Каждая ранка таким больным угрожает смертью. Любой ушиб, способный повредить крохотный кровеносный сосуд под кожей, может привести к началу медленного кровотечения. Гемофилию называют еще королевской болезнью. Английская королева Виктория, родословная которой перед вами, была носительницей гемофилии, передала этот ген внучке Александре, которая стала женой последнего российского императора Николая II. Их сын, царевич Алексей, страдал тяжелой болезнью-гемофилией или несвертываемостью крови. Сам Николай Александрович его жена Александра Федоровна были здоровы (Слайд).
Учитель: У кого дома имеется кот трехцветный? Бывают ли трехцветные коты?
Слайд «Наследование черепаховой окраски у кошки».
| Решение задачи, наблюдение, работа с дополнительными источниками информации. | Ф И | Предлагает решить задачу на определение пола. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Решают задачу на определение пола. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. Решение задачи. Женщина, носительница гена гемофилии вступает в брак со здоровым мужчиной. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, больного гемофилией. Гемофилия обусловлена рецессивным геном и локализована в Х-хромосоме. Дано: Решение: Р: Х АХа х Х АY Ха - ген гемофилии / \ / \ G: Х А Ха Х А Y
Х А - ген норм.свертыв. крови F - ? F: Х АХ А; Х АХа ; Х АY; ХаY Ответ: 25% мальчиков будут болеть гемофилией Решение задачи. Тренажер. Черная окраска у кошек определяется аллелем гена В, находящимся в Х-хромосоме ( ), рыжая — аллелем b ( ). Если встречаются аллели В и b — , то окраска шерсти у кошки будет черепаховой, трехцветной. Какое потомство ожидается от черной кошки () и рыжего кота ( )?
|
Первичные закрепление нового материала | 12 | Осознание способа проверки | Ребята, разделитесь, пожалуйста, на 3 группы. Вы теперь эксперты в области генетика пола и сцепленное с полом наследование. Для вас будут представлены 3 задачи, которые вы совместно должны будете решить: 1. Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х –хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали этой аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет второй сын? 2. У человека псевдогипертрофическая мускульная дистрофия заканчивается смертью в 10 – 20 лет. В некоторых семьях эта болезнь зависит от рецессивного сцепленного с полом гена. Болезнь зарегистрирована только у мальчиков. Если больные мальчики умирают до деторождения, то почему это заболевание не исчезает из популяции? 3. Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У – хромосомой. Какова вероятность рождения детей и внуков с этим признаком в семье, где отец и дедушка обладали гипертрихозом? | Самостоятельная, групповая работа. Рефлексия. Контроль. | Г И | Предлагает групповое задание. Побуждает к высказыванию своего мнения. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку. | Решают вопросы в группе. Производят самопроверку, рефлексию. |
Подведение итогов | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейшей цели. | Уважаемые друзья, вот и наступает время нам с вами прощаться и в последние минуты прошу вас обратить внимание на тему урока, задачи урока, ваши записи в тетрадях. – Вспомните, как вы работали на уроке. – Какие ощущения были у вас на уроке? – Довольны ли вы своей работой на уроке? – С какими ощущениями вы пойдёте домой?
Д/з: Подготовка сообщений по теме “Методы изучения наследственности человека”: генеалогический; близнецовый; цитогенетический; биохимический; иммуногенетический. | Рефлексия. Контроль. | Ф И | Задает вопросы о выполнении задач урока. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Дает комментарии к домашнему заданию. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). |