СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к системе уроков по роману " Обломов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к системе уроков по роману " Обломов"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к системе уроков по роману " Обломов"»

Роман « Обломов »  Утро Обломова  К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова)  МАОУ гимназия№4 Хабаровск-2020 Составитель: Буяло Ю.Ю.

Роман « Обломов » Утро Обломова К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова)

МАОУ гимназия№4 Хабаровск-2020 Составитель: Буяло Ю.Ю.

 Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова  И.С. Тургенев    В какой степени роман отражает состояние русского общества середины 19 века? Пустота или смыслом наполнена жизнь Обломова?  Что обозначают размышления героя: « Я…не другой!»? Почему Обломов такой?  («Мне давно совестно жить на свете. Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет»)

Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова И.С. Тургенев

  • В какой степени роман отражает состояние русского общества середины 19 века?
  • Пустота или смыслом наполнена жизнь Обломова?
  • Что обозначают размышления героя: « Я…не другой!»?
  • Почему Обломов такой?

(«Мне давно совестно жить на свете. Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет»)

 Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

 Для чего автор вводит этих героев?  Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?  Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?  Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение .   

Для чего автор вводит этих героев? Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев? Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова? Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение .  

 Из жизни Обломова (по 5 гл.) Илья Ильич прожил в Петербурге 12 лет, являясь по чину коллежским секретарем. После смерти родителей он стал владельцем поместья в отдаленной губернии. Молодым он был более активен, стремился многого добиться, но с возрастом он понял, что стоит на месте. Службу Обломов представлял как вторую семью, где его каждый поймёт и пожалеет. Но это не соответствовало реальности, там ему нужно было торопиться и работать иногда даже ночью. Два с лишним года он кое-как служил, но потом случайно не туда отправил важную бумагу. Не дождавшись наказания от начальства, Обломов сам ушел, прислав медицинское свидетельство, где ему предписывали отказаться от походов на службу, и вскоре подал в отставку. Илья Ильич никогда сильно не влюблялся, вскорости прекратил общение с друзьями и распустил слуг, сильно разленился, но Штольцу, другу детства, все же удавалось его вытаскивать в люди.

Из жизни Обломова (по 5 гл.)

  • Илья Ильич прожил в Петербурге 12 лет, являясь по чину коллежским секретарем. После смерти родителей он стал владельцем поместья в отдаленной губернии. Молодым он был более активен, стремился многого добиться, но с возрастом он понял, что стоит на месте. Службу Обломов представлял как вторую семью, где его каждый поймёт и пожалеет. Но это не соответствовало реальности, там ему нужно было торопиться и работать иногда даже ночью. Два с лишним года он кое-как служил, но потом случайно не туда отправил важную бумагу. Не дождавшись наказания от начальства, Обломов сам ушел, прислав медицинское свидетельство, где ему предписывали отказаться от походов на службу, и вскоре подал в отставку. Илья Ильич никогда сильно не влюблялся, вскорости прекратил общение с друзьями и распустил слуг, сильно разленился, но Штольцу, другу детства, все же удавалось его вытаскивать в люди.
Из жизни Обломова(по 6 гл.)  Обучение Обломов считал наказанием. Чтение утомляло его, но поэзия увлекала. Для него между учебой и жизнью была целая пропасть. Его было легко обмануть, он всему и всем верил. Для него были чужды далекие переезды: единственная поездка в его жизни – из родного поместья в Москву. Проводя жизнь на диване, он все время о чем-то думает, то планируя жизнь, то переживая эмоциональные моменты, то представляя себя кем-то из великих людей, но все это остается только в мыслях.

Из жизни Обломова(по 6 гл.)

  • Обучение Обломов считал наказанием. Чтение утомляло его, но поэзия увлекала. Для него между учебой и жизнью была целая пропасть. Его было легко обмануть, он всему и всем верил. Для него были чужды далекие переезды: единственная поездка в его жизни – из родного поместья в Москву. Проводя жизнь на диване, он все время о чем-то думает, то планируя жизнь, то переживая эмоциональные моменты, то представляя себя кем-то из великих людей, но все это остается только в мыслях.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАХАРА( 7 гл.)

  • Слуга Обломова Захар начал служить у Обломовых еще в ранней юности, где его приставили к маленькому Илье. Это и обусловило сильную привязанность героев друг к другу, которая со временем перешла скорее в шутливо-дружеские отношения, чем в отношения «барин-слуга». В Петербург Захар переехал уже в зрелом возрасте. Все его счастливые годы молодости прошли в Обломовке, а наиболее яркие воспоминания были связаны именно с деревней барина, поэтому мужчина даже в городе продолжает держаться за свое прошлое. Поместье барина было для мужчины не просто местом, где он родился, вырос и получил первые жизненные уроки. Обломовка стала для Захара примером того идеального воплощения помещичьих, домостроевских ценностей. Как и в детстве Ильи Ильича, в его зрелые годы слуга продолжает заботиться о своем барине, хотя эта забота иногда и выглядит несколько странно: например, Захар может подать обед на побитой либо немытой посуде, уронить еду и, подняв с пола, предложить Обломову. С другой стороны, весь быт Ильи Ильича держится именно на Захаре – он знает все хозяйское добро наперечет (даже запрещает Тарантьеву брать вещи Обломова, когда тот не против), всегда готов оправдать своего барина и показать его лучшим (в беседах с другими слугами). Илья Ильич и Захар дополняют друг друга, так как представляют два основных проявления «обломовских» ценностей – барских и его преданного слуги.
 Мечта Обломова Жизнь Обломова. Цель : прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.  Восприятие : колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”  Принципы : делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться. Любовь.  Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла. Дружба . Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца. Отношения с окружающими.  Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет. Больше всего боялся  всего трудного и труднодостижимого.

Мечта Обломова

  • Жизнь Обломова.
  • Цель : прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”. Восприятие : колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!” Принципы : делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.
  • Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.
  • Дружба . Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.
  • Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.
  • Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.
Функция сна  Обломов-обломал нечто целое от круга- замкнутость- свои законы  Сон- идеальный мир, обращение в детство.  Законы сказочного жанра во сне  Пейзаж во сне  Время Яркие события Люди ОБЛОМОВ в этом мире

Функция сна

  • Обломов-обломал нечто целое от круга- замкнутость- свои законы
  • Сон- идеальный мир, обращение в детство.
  • Законы сказочного жанра во сне
  • Пейзаж во сне
  • Время
  • Яркие события
  • Люди
  • ОБЛОМОВ в этом мире
 Образы- символы сна

Образы- символы сна

Жизнь в Обломовке  Главная забота о пище  «Правильно совершается годовой круг»- Мышление предметно- бытовое- не умеют фантазировать нет самоанализа  Незнакомец- чужак- событие Образ оврага-потусторонний мир за кругом  Созерцание и патриархальный быт  «Ученье не уйдет- здоровье не купишь»  Земной рай- природа-сон -люди-сон- прогулка- сон жизнь- сон -нет развития

Жизнь в Обломовке

  • Главная забота о пище
  • «Правильно совершается годовой круг»- Мышление предметно- бытовое- не умеют фантазировать нет самоанализа
  • Незнакомец- чужак- событие
  • Образ оврага-потусторонний мир за кругом
  • Созерцание и патриархальный быт
  • «Ученье не уйдет- здоровье не купишь»
  • Земной рай- природа-сон
  • -люди-сон- прогулка- сон жизнь- сон -нет развития
 Что значит Обломовка для героя? - созерцание -гармония - спокойствие - лень -апатия -не способность реализации себя  Почему?

Что значит Обломовка для героя?

  • - созерцание
  • -гармония
  • - спокойствие
  • - лень
  • -апатия
  • -не способность реализации себя
  • Почему?

+

-

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

Философия жизни

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

Воспитание ребенка

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

1. Любовь матери.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора .

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

Домашнее задание Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…» А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».  Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?  ч. 2. ( гл .1-3 Характеристика Штольца через урок)гл.5, 8, 9, 11-ОЛЬГА Ч.3, ГЛ.3 – АГАФЬЯ)

Домашнее задание

  • Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
  • А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

ч. 2. ( гл .1-3 Характеристика Штольца через урок)гл.5, 8, 9, 11-ОЛЬГА

Ч.3, ГЛ.3 – АГАФЬЯ)

Любовная тема в романе  (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной)   Любовь – претрудная школа жизни!

Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной)

Любовь – претрудная школа жизни!

ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ

  • Знакомство Обломова с Ольгой («говорящие» детали в портрете Ольги, найти характерные детали, отражающие перемену в Обломове).
  • 2часть 8 глава : определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему?
  • 9 глава : встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Роль пейзажа, «говорящие» детали, символизирующие любовь?
  • 10 глава: письмо Обломова: стремление уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен и остаться в прежней душевной статике?
  • 3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги.
  • 6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что – то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова?
  • 12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Роль зимнего пейзажа, усиливающего мрачную картину? Какие сравнительные обороты использует автор? Почему?

ЖизньОльги Ильинской

  • Цель : точно определенной цели сначала не было, а позже она стала появляться: знание всего, разум, полное понимание близких людей и всего окружающего. Восприятие : сначала для нее жизнь была легким нужным даром, потом — формой для мысли и постоянного анализа. Принципы : “шла простым, природным путем жизни”, “не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки”, “ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”, “чтоб не было ничего недоступного”.
  • Любовь. “Ольга не трепещет”, “жизнь — долг, обязанность, следовательно, любовь — тоже долг: мне как будто бог послал ее”, ни страстей, ни ревности, ни слез — любовь для Ольги — молчаливое, “разумное” счастье.
  • Дружба. “не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей”, у Ольги не было много друзей, но те, которые были — настоящие.
  • Отношения с окружающими . “Одни считали ее простой, недальней, неглубокой… говорила она мало, и то свое, неважное — и ее обходили умные и бойкие “кавалеры”; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись”. Ольга часто находилась в обществе, в котором ей было скучно.
  • Больше всего боялась

потерять любимых людей

Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской

Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской

Жизнь Агафьи Матвеевны Пшеницыной

Цель: конечной цели не было, цель каждого дня — накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних. Восприятие : жизнь для нее всегда была средой, где Агафья Матвеена прислуживала всем. И ей это нравилось! И после переезда Обломова все дополнительно “…получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…” Принципы: всегда быть богиней кухни, развивать хозяйство, “на котором сосредотачивалось ее самолюбие и вся ее деятельность!”

Любовь . “Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, не пятясь назад и не забегая вперед, а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”. Даже при своеобразном признании Обломова она отвечает “не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут”.

Дружба. У нее не было тех, кого можно было бы назвать настоящими друзьями.

Отношения с окружающими. Весь круг ее общения составляли лавочник, мясник, зеленщик и помощники на кухне. Это были ее хорошие знакомые. Ее же все уважали как очень хорошую хозяйку.

Больше всего боялась “неудобства” для барина (в широком смысле).

 

Развитие отношений Ильи Обломова и Агафьи Пшеницыной

Развитие отношений Ильи Обломова и Агафьи Пшеницыной

Домашнее задание Составить таблицу сравнительной характеристики героев  Критерии  Илья Обломов  Андрей Штольц Описание внешности   Происхождение   Воспитание и образование   Цели приезда в Петербург   Образ жизни    Идеал (норма) жизни   Испытание любовью   Итог жизни

Домашнее задание

Составить таблицу сравнительной характеристики героев

  • Критерии Илья Обломов Андрей Штольц
  • Описание внешности
  • Происхождение
  • Воспитание и образование
  • Цели приезда в Петербург
  • Образ жизни
  • Идеал (норма) жизни
  • Испытание любовью
  • Итог жизни
Выводы    ЛЮБОВЬ- СТРАСТЬ- НЕПОНЯТНОЕ ЧУВСТВО- ОТКАЗ ВО ИМЯ ПОКОЯ  Образы символы любви Обломова

Выводы

  • ЛЮБОВЬ- СТРАСТЬ- НЕПОНЯТНОЕ ЧУВСТВО- ОТКАЗ ВО ИМЯ ПОКОЯ
  • Образы символы

любви Обломова

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни

 Что лучше сон Обломова или кипучая жизнь Штольца? Обломов:  «…Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...» Штольц: «Труд – образ, содержание, стихия, цель жизни». Чья философия позитивна и конструктивна?

Что лучше сон Обломова или кипучая жизнь Штольца?

Обломов: «…Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...»

Штольц: «Труд – образ, содержание, стихия, цель жизни».

  • Чья философия позитивна и конструктивна?
Обломов Штольц «Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины» «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… он худощав…кость да мускулы, но ни признака жирной округлости» «Лежание у Ильи Ильича…было его нормальным состоянием» «Он беспрестанно в движении…» «Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире» «Больше всего он боялся воображения…Он боялся всякой мечты» «Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» «Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей… он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…»

Обломов

Штольц

«Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… он худощав…кость да мускулы, но ни признака жирной округлости»

«Лежание у Ильи Ильича…было его нормальным состоянием»

«Он беспрестанно в движении…»

«Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире»

«Больше всего он боялся воображения…Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей… он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…»

 Сравнение героев

Сравнение героев

 ( Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9) . Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?  А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!  Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?  Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?

( Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9)

  • . Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?
  • А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!
  • Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?
  • Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?
 ВЫВОДЫ  ШТОЛЬЦ- новый буржуазный делец- ОБЛОМОВ-барин Неприкословная энергия- паралич воли Живет фактом- живет воображением Идеал культура труда- идеал- покой Готов к действию- готов к мечте Поверхностный взгляд- созерцательный взгляд Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? Докажите, что и «мечта», и «дело» имеют одни и те же «барские» корни

ВЫВОДЫ

  • ШТОЛЬЦ- новый буржуазный делец- ОБЛОМОВ-барин
  • Неприкословная энергия- паралич воли
  • Живет фактом- живет воображением
  • Идеал культура труда- идеал- покой
  • Готов к действию- готов к мечте
  • Поверхностный взгляд- созерцательный взгляд

Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? Докажите, что и «мечта», и «дело» имеют одни и те же «барские» корни

 В чем опасность «обломовщины»?

В чем опасность «обломовщины»?

Домашнее задание ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПО РОМАНУ « Обломов»

Домашнее задание

  • ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПО РОМАНУ « Обломов»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!