«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества».
Сухомлинский В.А.
Методический семинар
Оксаны Васильевны Макеевой
учителя математики и информатики
МКОУ «Паликская СОШ №2»
Думиничского района
ФОТО
Тема семинара:
«Дифференциация как средство реализации
личностно – ориентированного подхода»
Актуальность выбранной темы
Технология дифференциро-ванного обучения является базовой технологией ФГОС
Личностно-ориентированный подход – главная идея в программе современного образования, а дифференцированный подход – это главный его аспект.
Цель и задачи методического семинара
Обобщение педагогического опыта дифференциации обучения математике.
- раскрыть сущность технологии дифференцированного обучения;
- выявить способы уровневой дифференциации на уроках математики;
- продемонстрировать некоторые формы организации уровневой дифференциации на разных этапах урока;
- выявить положительные и отрицательные аспекты дифференциации.
Дифференциация (от лат. различие) – расчленение, разделение целого на ступени и уровни.
Дифференциация
- по возрастному составу (школьные классы, параллели);
- по полу (смешанные классы: мальчики и девочки);
- по области интересов (гуманитарные, физико – математические и др.);
- по уровню умственного развития (одарённые, способные, дети с ОВЗ);
- по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие).
Дифференциация
Внутренняя Уровневая
Этапы дифференциации
Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся.
I этап
Проведение диагностики по этому критерию.
II этап
Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
III этап
Этапы дифференциации
Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
IV этап
Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
V этап
Диагностика обученности, в соответствии с результатами которой может изменяться состав групп и характер заданий. .
VI этап
Два основных критерия дифференциации
обученность –
это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню;
обучаемость –
характеристика его потенциального развития.
Дифференциация по уровню обученности
1 группа ( I )
2 группа ( II )
Обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития
Обучающиеся, усваивающие материал на базовом уровне, средним темпом усвоения знаний, хорошим потенциалом развития
3 группа ( III )
Обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности), осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития
Дифференциация целей и форм обучения
1
Группы учащихся
Цели обучения:
2
( I )
Низкий уровень ( 30%/20% )
Вид заданий
3
( II )
Средний уровень (6 0 % /65% )
- Пробудить интерес;
- Ликвидировать пробелы;
- Сформировать умение работать по образцу.
Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)
( III )
Высокий уровень ( 10%/ 15%)
- Развить устойчивый интерес к предмету;
- Закрепить и повторить имеющиеся знания;
- Сформировать умение работать самостоятельно.
Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)
- Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания;
- Развить умение самостоятельной организации обучения.
Творческие, логические
Пример
Изучение нового материала
внепрограммный материал для II и III
I – отрабатывает материал, записанный в тетрадь
объяснение всем
( I ) - снова и снова возвращаются к основным моментам темы
( II ) - упражнениях, которые требуют хорошего понимания основных положений темы
( III ) - от обязательных заданий к творческим
Проверка усвоения изученного материала
Пример
2 этап
Решение более сложных заданий
3 этап
Решение заданий,
требующих творческого подхода
1 этап
Решение обязательных заданий
Пример
Организация текущего повторения
(группе I )
«выберите из данных ответов верный»;
«исправьте ошибку»
(группе II )
«назовите правило,
которое применили»;
«закончите решение»
(группе III )
«поясните причину
допущенной ошибки»;
«сформулируйте определение использующихся понятий», «придумайте подобное упражнение»
Дифференцированная домашняя работа
Пример
(I)
Задания, соответствующие обязательным результатам обучения
(II)
(III)
Задания для ( I ) + более сложная задача из учебника
Задания из учебника дополняются задачами из различных пособий
Контроль знаний
(III)
работа с дополнительным материалом
(II)
(I)
решение по образцу
выделение главного в решении или нужного ответа из нескольких
Способы уровневой дифференциации на уроках математики
1. Дифференциация по объему учебного материала.
2. Дифференциация по уровню трудности.
3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
«сильным» учащимся можно уделить время
«слабым» – внимание и контроль
Положительные аспекты дифференцирован - ного обучения
царит ситуация успеха, повышается самооценка у «слабого»
повышается уровень мотивации у «сильных» учеников
несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд «слабых» переводятся неординарные дети
Право выбора задания по сложности должно оставаться за обучающимся.
Отрицательные аспекты дифференцирован - ного обучения
«слабые» лишаются возможности равняться на более способных, получать от них помощь, соревноваться с ними
деление детей по уровню развития негуманно
Результативность опыта
Результаты контрольных и самостоятельных работ позволяют мне построить мониторинг качества обученности учащихся одного класса за три года обучения.
Также при дифференцированном обучении формируется объективная самооценка.
дифференцированное (разноуровневое) обучение позволяет организовывать
учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности
возможность своевременно увидеть
пробелы в знаниях обучающихся и их ликвидиро вать
Аргументы использования дифференциации
повышается уровень мотивации получения знаний
возрастает степень психологического комфорта на уроках
формируется объективная самооценка
… школа должна каждого ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» согласно его способностям и желаниям.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!