СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к РМО "Технология проектного обучения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению на РМО  "Технология проектного обучения". 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к РМО "Технология проектного обучения"»

МБОУ Пржевальская СШ  Технология проектного обучения Подготовила: учитель математики и физики Журавлева Ольга Игоревна 2019 г

МБОУ Пржевальская СШ Технология проектного обучения

Подготовила: учитель математики и физики

Журавлева Ольга Игоревна

2019 г

Технология проектного обучения: понятие, цель, классификация учебных проектов. Проектное обучение – это особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности, представление результата. Метод проектов –  это специальный способ организации познавательной деятельности учеников, предусматривающий установку потребностей людей, формирование продукта труда в соответствии с данными потребностями, а также результат проведенного исследования.

Технология проектного обучения: понятие, цель, классификация учебных проектов.

Проектное обучение –

это особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности, представление результата.

Метод проектов –

это специальный способ организации познавательной деятельности учеников, предусматривающий установку потребностей людей, формирование продукта труда в соответствии с данными потребностями, а также результат проведенного исследования.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:   в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;   образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;   индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.  

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

 

  • в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
  •   образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
  •   индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
  • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

 

Целью образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения является создание условий учебной деятельности, при которых: ученики самостоятельно и, что не менее важно, мотивированно ищут и обрабатывают информацию; ученики умеют применять теорию на практике; ученики умеют взаимодействовать друг с другом, вести диалог; ученики умеют вести исследовательскую деятельность; ученики развивают системное мышление.  

Целью образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения является создание условий учебной деятельности, при которых:

  • ученики самостоятельно и, что не менее важно, мотивированно ищут и обрабатывают информацию;
  • ученики умеют применять теорию на практике;
  • ученики умеют взаимодействовать друг с другом, вести диалог;
  • ученики умеют вести исследовательскую деятельность;
  • ученики развивают системное мышление.

 

Классификация учебных проектов   Критерий Виды проектов Доминирующая (преобладающая) деятельность учащихся Комплексность практико-ориентированный проект исследовательский проект монопроект Характер контактов информационный проект межпредметный проект внутриклассный проект Продолжительность творческий проект Состав участников внутришкольный проект минипроект Содержание групповой проект региональный проект краткосрочный проект ролевой проект недельный проект международный проект персональный проект   проекты игр долгосрочный проект экскурсионный проект повествовательный проект конструктивный проект

Классификация учебных проектов

Критерий

Виды проектов

Доминирующая (преобладающая) деятельность учащихся

Комплексность

практико-ориентированный проект

исследовательский проект

монопроект

Характер контактов

информационный проект

межпредметный проект

внутриклассный проект

Продолжительность

творческий проект

Состав участников

внутришкольный проект

минипроект

Содержание

групповой проект

региональный проект

краткосрочный проект

ролевой проект

недельный проект

международный проект

персональный проект

 

проекты игр

долгосрочный проект

экскурсионный проект

повествовательный проект

конструктивный проект

Достоинства и недостатки проектного обучения   Достоинства Недостатки     учащийся находится в центре внимания, осуществляется помощь развитию его креативных способностей; низкая мотивация школьников к принятию участия в проекте; каждый ученик может обучаться в соответствии со своим уровнем развития, поскольку применяется индивидуальный темп работы над проектом;    низкая мотивация преподавателей к использованию проектной технологии;   грамотное развитие основных психических и физиологических функций; недостаточные умения учащихся заниматься исследовательской деятельностью;    высокий уровень мотивации;  нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом .     достаточно глубокое усвоение основ знаний, поскольку учебный предмет строится на основе логики.  

Достоинства и недостатки проектного обучения

 

Достоинства

Недостатки

 

 

  • учащийся находится в центре внимания, осуществляется помощь развитию его креативных способностей;
  • низкая мотивация школьников к принятию участия в проекте;
  • каждый ученик может обучаться в соответствии со своим уровнем развития, поскольку применяется индивидуальный темп работы над проектом;

 

  • низкая мотивация преподавателей к использованию проектной технологии;

 

  • грамотное развитие основных психических и физиологических функций;
  • недостаточные умения учащихся заниматься исследовательской деятельностью;

 

  • высокий уровень мотивации;
  • нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом .

 

 

  • достаточно глубокое усвоение основ знаний, поскольку учебный предмет строится на основе логики.

 

 Основные требования к учебному проекту и этапы работы над проектом. Проект – это совокупность пяти «П»:  1. Проблема   Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. 2. Проектирование (планирование) Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

Основные требования к учебному проекту и этапы работы над проектом.

Проект – это совокупность пяти «П»:

1. Проблема

 

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической.

2. Проектирование (планирование)

Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

3. Поиск информации Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.  4. Продукт Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.  5. Презентация Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Т.е. осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.   Шестое

3. Поиск информации

Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

4. Продукт

Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

5. Презентация

Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Т.е. осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

 

Шестое "П" проекта – это портфолио проекта , т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Формирование проектных групп

Краткое содержание этапа

  Рекомендации

На 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы

Практика показывает, что оптимальное число членов группы – от 7 до 10 человек, но это реально лишь в условиях частной школы. Минимальное число участников необходимо определить для того, чтобы работа групп и их руководителей проходила в равных условиях. Максимальное число участников определяется тем, что слишком большие группы становятся педагогически неуправляемыми.

На 2-м этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта

Темы могут или предлагаться учителями самостоятельно, или обсуждаться на заседании кафедры, или вырабатываться в ходе "мозгового штурма" с участием учащихся. Число тем должно совпадать с числом учителей.

На 3-м этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица «Подготовка к проектной неделе»

Содержание таблицы: Ф.И.О. учителя - руководителя проекта (Ф.И.О. консультанта, если он назначается); тема проекта; учебные предметы; классы, на которые рассчитан проект; Ф.И.О. участников проекта (пустая графа).

На 4 этапе происходит выбор темы

Каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу таблицы. Учащимся, которые затрудняются в выборе, оказывают помощь классные руководители, учителя-предметники, педагоги-психологи.

На 5-м этапе завершается формирование проектных групп

За два месяца до начала проектной недели формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.

Достоинства персонального проекта:   план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;  у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;      учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;  формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Достоинства персонального проекта:

 план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

 у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

 

 

 учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;

 формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Достоинства группового проекта:   в проектной группе формируются навыки сотрудничества;  проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;  на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;  в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Достоинства группового проекта:

 в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

 проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

 на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

 в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Этапы работы над проектом 1. Разработка проектного задания На этом этапе учитель продумывает темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают тему, которая, по их мнению, будет наиболее приемлема. Кроме того, на этапе разработки проектного задания происходит формирование творческих групп. Для этого учитель организует объединение учеников в небольшие команды. Учащиеся обсуждают возможные результаты исследовательской деятельности, определяют формы выражения результатов проектной деятельности; учитель непосредственно участвует в происходящей дискуссии, направляя её, но не навязывая готовых решений.

Этапы работы над проектом

1. Разработка проектного задания

На этом этапе учитель продумывает темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают тему, которая, по их мнению, будет наиболее приемлема. Кроме того, на этапе разработки проектного задания происходит формирование творческих групп. Для этого учитель организует объединение учеников в небольшие команды. Учащиеся обсуждают возможные результаты исследовательской деятельности, определяют формы выражения результатов проектной деятельности; учитель непосредственно участвует в происходящей дискуссии, направляя её, но не навязывая готовых решений.

2. Разработка проекта Учитель разъясняет возникшие вопросы, является стимулятором деятельности школьника. Учащиеся выполняют поисковую деятельность. 3. Оформление результатов Учитель выполняет те же действия, что и при разработке проекта; учащиеся оформляют результаты по определённо-установленным правилам. 4. Презентация результатов Преподаватель приглашает наблюдателей (например: родителей, других учителей, представителя школьной администрации), организует творческий отчёт учеников. Ученики рассказывают о результатах своей деятельности, представляют её результаты в различных формах, заранее определённых на первой стадии (это могут быть слайд-презентации, фотоальбомы, поделки, выставки, театрализованные представления – в зависимости от тематики проектов и возможностей учащихся). 5. Рефлексия Учитель анализирует свою педагогическую деятельность, учитывая оценки детей. Дети осуществляют рефлексию текущего процесса.

2. Разработка проекта

Учитель разъясняет возникшие вопросы, является стимулятором деятельности школьника. Учащиеся выполняют поисковую деятельность.

3. Оформление результатов

Учитель выполняет те же действия, что и при разработке проекта; учащиеся оформляют результаты по определённо-установленным правилам.

4. Презентация результатов

Преподаватель приглашает наблюдателей (например: родителей, других учителей, представителя школьной администрации), организует творческий отчёт учеников. Ученики рассказывают о результатах своей деятельности, представляют её результаты в различных формах, заранее определённых на первой стадии (это могут быть слайд-презентации, фотоальбомы, поделки, выставки, театрализованные представления – в зависимости от тематики проектов и возможностей учащихся).

5. Рефлексия

Учитель анализирует свою педагогическую деятельность, учитывая оценки детей. Дети осуществляют рефлексию текущего процесса.

Используемые источники:   www.prodlenka.org   https://solncesvet.ru/proektnaya-tehnologiya/  http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-88

Используемые источники:

 

www.prodlenka.org

https://solncesvet.ru/proektnaya-tehnologiya/

http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-88


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!