Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 31»
Статистика в математике
2017/2018год
1
Цель работы
- Изучить статистику как науку
- Вспомнить известные статистические характеристики
- Познакомиться с понятиями относительная частота и ранжирование
- Провести статистическое исследование в школе (2-4 классы) и сделать выводы о проделанной работе
1
Этапы работы
- Обсуждение темы
- Поиск и отбор материалов
- Анкетирование учащихся 2-4-ых классов и обработка информации
- Отбор информации и составление презентации
1
«Статистика знает всё»,- утверждал Ильф и Петров в своём знаменитом романе «Двенадцать стульев» и продолжали: «Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики…сколько в стране охотников, балерин…станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок… Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!...»
1
Понятие о статистике
Статистика ( от лат. status -состояние) – это наука, изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни.
Медицинская
Метеорологическая
Экономическая
Финансовая
Налоговая
Статистика
Биологическая
Демографическая
Основным методом статистики является выборочный метод. Его цель состоит в том, чтобы по материалам выборочного обследования рассчитать характеристики генеральной совокупности, затратив наименьшее количество времени и средства.
Среднее арифметическое в математической статистике
Среднее арифметическое – это отношение сумм величин к их количеству.
Чтобы вычислить среднее арифметическое нескольких чисел, нужно взять сумму этих чисел и разделить все на количество слагаемых. Частное и будет средним арифметическим этих чисел.
Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашнего задания?
2 классы
3 классы
4 классы
30 минут
15 минут
││││
│││││││
30 минут
1 час
2 часа и больше
4
7
1 час
││││││││││││││││││││││││││
│
││││││││││││
│││││││││││││
2 часа и больше
1
27
13
│││││││
12
7
1 час
││││││││││││││││││
2 часа
18
│││││││││││││││
3 часа и больше
││││││││
15
8
2 классы
Ср.арифметическое = 15*4+30*1+60*13+120*7/25 = 68,4
3 классы
Ср.арифметическое = 30*7+60*27+120*12 / 46 = 71
4 классы
Ср.арифметическое = 60*18+120*15+180*8 / 41 = 105
Вывод
- Среднее арифметическое — это показатель и в статистике. Но вычисление среднего арифметического имеет смысл только в определенных пределах (небольших промежутках).
Объём домашнего задания, которое задают во 2-4 классах, превышает нормы СанПиН.
Нормы:
В 2-м классе – до 1, 5 часа
В 3-4 классах – до 2 часов
Частота в математической статистике
Частота – это количество раз, с которым происходит событие в любом эксперименте.
Абсолютная - проведения мероприятия является фактическим количеством событий, которые происходят во время эксперимента.
Частота
Относительная – это частота события, представляющая собой соотношение абсолютной частоты успешного мероприятия, с общим числом событий.
P = n/N
P – относительная частота
n - количество раз успешно произошедшего события
N – общее количество событий
В каком месяце вы родились?
4 классы
2 классы
3 классы
Янв
Фев
0
││││
Март
│
4
Апр
Май
││││││
1
││
6
Июн
2
││││
Июл
Авг
4
Сент
││
0
Окт
2
0
│
Ноя
││││
Дек
1
4
0
Янв
││││
Фев
│
4
Март
││││
Апр
1
│││││
4
Май
Июн
5
││││
Июл
0
││││
Авг
4
│
Сент
4
││││
Окт
1
Ноя
││││││││
4
│││││
Дек
8
││
5
2
Янв
││││
Фев
Март
4
│││
││││
3
Апр
4
│││
Май
││││
3
Июн
Июл
│││││
4
│││││││
5
Авг
7
││││
Сент
│││││
Окт
4
│││
Ноя
5
│
3
Дек
││││
1
4
2 классы
P = n/N
Р=6/24=0,25
0,25 это 25%
3 классы
P = n/N
Р= 7/47= 0,148
0,148 это 15%
4 классы
P = n/N
Р=8/42=0,19
0,19 это 19%
Размах в математической статистике
Размах — это разность между максимальным и минимальным значениями переменной в наборе данных.
Размах ряда находят тогда, когда хотят определить, как велик разброс данных в ряду
2, 5, 8, 12, 33
Размах = 33 – 2 = 31
Ваш любимый предмет в школе?
2 классы
Лит.чтение
│││││││││
Англ.яз
9
││││
Труд
││││
4
Окр. мир
│
Рус.яз
4
││││
Физ-ра
1
Математика
││││
4
│││││││││││││
ИЗО
4
13
││
2
3 классы
4 классы
Математика
│││││││││││││││││
Англ.яз
│││││││
ИЗО
17
││││
7
Труд
4
│││││
Физ-ра
││││││││││
5
Лит. чтение
10
││││││
Рус.яз
│││││
Окр. мир
6
5
│││
Музыка
│
3
1
Рус.яз
│││
Математика
3
││││││││││││││
Музыка
│││
Окр.мир
14
ИЗО
3
│││
││││
Физ-ра
3
Лит. чтение
4
│││
│││││││
3
ОПК
││
7
2
2 классы
Размах = 9 – 1 = 8
3 классы
Размах = 17 – 1 = 16
4 классы
Размах = 14 – 2 = 12
Ранжирование
Ранжирование
(или метод ранговой оценки)
требует расположения собранных данных в определенной последовательности и определения места в этом ряду каждого из исследуемых.
- Меньшему значению начисляется меньший ранг. Наименьшему значению начисляется ранг 1.
Наибольшему значению начисляется ранг, соответствующий количеству ранжируемых значений. Например, если n=7, то наибольшее значение получит ранг 7.
- В случае, если несколько значений равны, им начисляется ранг, представляющий собой среднее значение из тех рангов, которые они получили бы, если бы не были равны.
Ранжирование
- Например, 3 наименьших значения равны 10 секундам.
Если бы мы измеряли время более точно, то эти значения могли бы различаться и составляли бы 10,2 сек; 10,5 сек; 10,7 сек. В этом случае они получили бы ранги, соответственно, 1, 2 и 3. Но поскольку полученные нами значения равны, каждое из них получает средний ранг:
(1 + 2 + 3)/3 = 6/3 = 2
Допустим, следующие 2 значения равны 12 сек. Они должны были бы получить ранги 4 и 5, но, поскольку они равны, то получают средний ранг:
(4 + 5) / 2 = 4,5
Чем вы занимаетесь во внеурочное время?
3 классы
Рисование
Борьба
Бассейн
││││││││││││││││
0
││││││││││
Ин. язык
16
Танцы
│││
10
│││││
Муз. школа
3
Ничем
5
││││││││
0
8
4 классы
2 классы
Рисование
Борьба
Бассейн
│││││
0
││││
Ин. язык
5
│││││││
4
Танцы
│││││││
7
Муз. школа
Ничем
7
│││││
0
5
Рисование
Борьба
6
││││││││││
Бассейн
││││
Ин. язык
11
4
Танцы
││││
0
Муз. школа
4
│││││││
Ничем
│││││││
7
7
2 классы
Ранг 1 - бассейн
3 классы
Ранг 1- ин. язык
4 классы
Ранг 1,5 – бассейн и танцы
Мода — значение во множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто.
Мода в математической статистике
Мода применяется в тех случаях, когда нужно охарактеризовать наиболее часто встречающуюся величину признака.
6, 2, 6, 6, 8, 9, 9, 9, 10
мода = 6 и 9
Есть ли у вас домашнее животное, если да, то какое?
2 классы
3 классы
4 классы
Попугай
I I I I I
Кот (кошка)
5
I I I I I I I I I I I I I I I I I I
Собака
I I I
18
Хомяк
Рыбки
I I
3
I
2
1
Кот (кошка)
I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I
Собака
27
I I I I I I I I I I I I I
Нет
I I I I
13
Хомяк
I I I I
4
Попугай
I I I I I I I
Рыбки
4
7
I I I I I
Черепаха
I I
5
2
Нет
I I I I I I I I I I I I I I I
Кот (кошка)
15
I I I I I I I I I I I I I I I I
Попугай
I I I I
16
Рыбки
4
I I I
Хомяк
I I
3
Собака
2
I I I I I I
6
2 классы
1, 2, 3, 5, 18 – моды нет
3 классы
27, 13, 4, 4, 7 – мода 4
4 классы
15, 16, 4, 3, 2, 6 - моды нет
Вывод
- Статистические характеристики позволяют изучать числовые ряды. Только все вместе они могут дать объективную оценку ситуации.
- Нельзя правильно организовывать нашу жизнь, не зная законов математики. Она позволяет изучать, узнавать, исправлять.
- Статистика создает фундамент точных и бесспорных фактов, который необходим для теоретических и практических целей.
- Математики изобрели статистику потому, что она была нужна обществу .
Проект подготовили учащиеся 9 «А» класса:
Егорова Ангелина
Акимова Олеся
Маслова Светлана
Анурьев Михаил
Кузнецов Егор
Руководитель проекта:
Сидорук Светлана Владимировна