Тема педагогического совета:
«Создание образовательной среды, способствующей самореализации и самоопределению обучающихся, повышению корпоративной культуры и имиджа школы»
Цель педсовета: изучить современный научно-педагогический опыт создания образовательной среды, способствующей самоопределению и самореализации обучающихся, повышению корпоративной культуры и имиджа школы
Задачи педсовета:
1. Дать определение образовательной среды школы, её роли в развитии личности, проанализировать мнение различных ученых, принять определение для нашего коллектива.
2. Провести анализ образовательной среды нашей школы, созданные условия для самореализации и самоопределения школьников.
3. Проанализировать культуру взаимодействия коллектива, выявить положительные и отрицательные стороны, наметить перспективы повышения имиджа школы и корпоративной культуры
4. Провести анализ всех предложений по проектированию моделированию ОС школы и включить их в новую Программу развития.
Выступление на педсовете школы.
«Образовательная среда школы. Её роль в развитии личности обучающихся и в формировании общей культуры всех участников образовательного процесса»
18.02.2020 г.
Павлова Л. А – замдиректора по НМР
Януш Корчак. « Как любить ребенка »,1919 г.
Четыре типа воспитывающей среды:
1. догматическая
2. идейная
3. безмятежного потребления
4. внешнего лоска и карьеры.
Догматическая среда
«Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, дисциплина, порядок и добросовестность, самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность как навык". (монастырь и армия, семья с крепкими религиозными традициями)
Личность ребенка в догматической среде: высокая степень пассивности, отрешенность и апатия, зацепишь его- грубость и агрессия.
Среда безмятежного потребления
« Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость , доброта, нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти . Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой , консервативной привычки. Здесь он может быть всем, чем он хочет: сам — из книжек, бесед, встреч и жизненных впечатлений — ткет себе основу мировоззрения, сам выбирает путь»
Среда внешнего лоска и карьеры
« Упорство , холодный расчет , нет духовных потребностей, искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты. Лозунги, на которых можно заработать. Этикет, которому покоряются. Нет достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание, ненасытное тщеславие, хищность, высокомерие и раболепие, зависть и злоба. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают.
Идейная среда
«Сила не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно творишь сам , нет догм ,есть жар души,
энтузиазм, новые восторги, заблуждения, борьба, сомнения, утверждения и отрицания».
(Творческие группы, ансамбли, команды КВН)
Личность: активно развивается и преобразует окружающий мир, высокая самооценка, открытость и свобода суждений и поступков.
«Школьные типы» Петра Францевича Лесгафта описаны в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение », выделено шесть «школьных типов»:
1.«лицемерный» 2.«честолюбивый» 3.«добродушный» 4.«забитый-мягкий»,
5.«забитый-злостный», 6.«угнетенный»,
а также в качестве педагогически желательного представляемый в идеале 7 тип - нормальный
Идеальный - «нормальный тип» ребенка .
Такой ребенок «постоянно развивает как умственные свои способности , так и физическую деятельность, потому что приучается достигать всего собственными силами и по возможности участием в деятельности той среды , в которой он растет. В состоянии бодрствования он постоянно активно деятелен.
4 понятия, определяют вектор развития личности
образовательной среде :
свобода- зависимость- активность-пассивность.
В.А.Ясвин – разрабатывает методику моделирования и проектирования ОС :
1 . шкала «свобода— зависимость»
2. шкала «активность —пассивность».
( График в раздаточном материале)
КАКАЯ СРЕДА СПОСОБСТВУЕТ
1. формированию зависимого и пассивного ребенка?
2. свободного, однако, пассивного?
3. активного, но зависимого?
4. свободного и активного?
Карьерная, Безмятежного потребления,
Догматическая, Идейная.
ОС может быть отнесена к одному из четырех базовых типов В.А.Ясвин
1) «догматическая образовательная среда », способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка («догматическая воспитывающая среда» по Я.Корчаку);
2).« карьерная образовательная среда », способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка («среда внешнего лоска и карьеры» по Я.Корчаку);
3).« безмятежная образовательная среда », способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка («среда безмятежного потребления» по Я.Корчаку);
4).« творческая образовательная среда », способствующая свободному развитию активного ребенка («идейная воспитывающая среда» по Я.Корчаку).
В: Какой тип ОС в нашей школе?
При каких условиях образовательная среда школы может обеспечить благоприятные условия для развития личности учащихся и педагогов? 1) образовательная среда школы представляет собой динамическую много-уровневую социально-педагогическую систему , функционирующую и развивающуюся с учетом ряда принципов;
2) формирование образовательной среды современной школы достигается на основе реализации целостной педагогической концепции;
3) моделирование процесса формирования образовательной среды современной школы в контексте социокультурных и педагогических инноваций создает условия для активного участия учащихся в коммуникативном общении и взаимодействии с целью развития ключевых компетентностей и личностно-творческого потенциала ;
4) активизирована готовность учителя к проектированию образовательной среды современной школы в условиях инновационных изменений ;
5) реализована система педагогического сопровождения участников образовательной среды школы, основанного на технологиях активного социально-психологического обучения и направленного на оптимизацию развивающих возможностей образовательного пространства;
6) реализована система педагогических технологий и методов работы администрации школы, целенаправленно ориентированных на развитие личности учителя и обучающихся в образовательной среде школы.
2017 г. ЮНЕСКО опубликовала семь компетенций будущего
1.Прогностическая компетенция : способность понимать и оценивать многообразные варианты будущего (возможного, вероятного и желательного), формировать собственное четкое представление о будущем, применять принцип предосторожности, оценивать возможные последствия действий, учитывать риски и происходящие изменения.
2.Правовая компетенция : способность понимать и критически оценивать нормы и принципы, обусловившие принятие тех или иных мер, обсуждать значимость, принципы, цели и задачи устойчивого развития в условиях конфликта интересов и необходимости достижения компромисса, противоречий и неопределенности имеющейся информации.
2017г.ЮНЕСКО. Компетенции будущего
3.Компетенция стратегического видения: способность к коллективной разработке и осуществлению новаторских решений, направленных на повышение устойчивости на местном и более высоких уровнях.
4.Компетенция коллективной работы: способность учиться у других, понимать и уважать потребности, точку зрения и действия других людей (эмпатия), понимать, откликаться и проявлять чувства к другим людям (эмпатическое руководство), решать возникающие в группе конфликты, участвовать в коллективном и многостороннем взаимодействии, направленном на решение проблем.
2017г.ЮНЕСКО. Компетенции будущего
5.Компетенция критического мышления : способность подвергать сомнению принятые нормы, подходы и мнения, критически оценивать собственные взгляды, представления и действия, отстаивать свою позицию в дискуссиях по вопросам устойчивого развития.
6.Компетенция самосознания : способность критически оценивать собственную роль в непосредственном окружении и в обществе в целом, уметь непрерывно оценивать и поощрять чьи-то действия, считаться с чувствами и желаниями других.
7.Компетенция комплексного решения проблем : важнейшее умение использовать различные проблемно ориентированные подходы для решения сложных вопросов в области обеспечения устойчивости и предлагать на основе вышеупомянутых компетенций жизнеспособные, комплексные и справедливые решения, способствующие устойчивому развитию» [19] .
Фактор изменения содержания образования заставляет по-новому подойти к роли учителя в современном образовании и к подготовке учителей, и к адаптации молодых учителей в организациях.
Психолого-педагогическая наука и практика выделяют несколько моделей образовательной среды:
• эколого-личностная модель;
• коммуникативно-ориентировочная модель;
• антропо -психологическая модель образовательной среды;
• психодидактическая модель дифференциации и индивидуализации образовательной среды школы;
• экопсихологический подход в рамках психодидактической парадигмы
Хорошая среда-это благополучная среда
Благополучие зависит от наличия ясных целей , от успешности реализации планов деятельности и поведения, от наличия ресурсов и условий для достижения целей.
Благополучие создает хорошие межличностные отношения, возможность общаться и получать от этого положительные эмоции , удовлетворение от работы.
Благополучная среда воспитывает благополучных и успешных учеников!
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Педагог создает условия для ученика в образовательной среде школы и поэтому является главным действующим лицом здоровья ученика и его успешности!
Поскольку педагог является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, а личность учителя является фактором, в значительной степени влияющей на развитие личности школьников, очевидно , физическое и психологическое благополучие педагога — необходимое условие здоровья учеников и благоприятной развивающей образовательной среды.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ!
ПАВЛОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА- к.п.н.
Тел.8 905 541 23 29 эл.почта: [email protected]