Урок русского языка в 5 «В» классе
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Солидарность – «Филиала ООШ с. Большие Извалы»
Федюшина Галина Алексеевна
- Имя существительное - это часть речи?
- Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие?
- Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что?
- Имена существительные обозначают действие предмета?
- Имена существительные обозначают предмет?
- Имя существительное бывает только одушевлённым.
- Имя существительное изменяется по числам.
- Имена существительные бывают собственные и нарицательные
- Имена Существительные имеют 3 падежа?
Словарная работа .
Ап_льсин, к_нфета, в_кзал, к_бинет, ж_ри, ш_ссе, г_мнастика, пи_нино, _рена, к_рзина, в_гон, зд_ровье.
Словарная работа .
М.р. Ап Е льсин, вОкзал, кАбинет, вАгон.
Ж.р .гИмнастика,кОрзина, кОнфета, Арена.
Ср.р .пИанино,,жЮри, шО сс е, здОровье.
ша Р + з О нт + Д уш = РОД
Тема урока:
«Род имен существительных»
Цели урока :
( какого рода бывают имена существительные)
(умение определять род имен существительных)
Слова-помощники.
Женский род запомню я И скажу:
“ Она – моя”.
И запомню род мужской И опять скажу:
“ Он – мой”.
Средний род:
“ Оно – моё”. Это правило – твоё!
конь, гнездо, дядя, пурга, сердце, постель, папа, простыня, полотенце,
окно
Мужской род – ОН МОЙ
Конь_ , дяд я , пап а
Женский род – ОНА МОЯ
Постель_, простын я, пург а , дочь _
Средний род – ОНО МОЕ
Сердц е , гнезд о , окн о , полотенц е
Проблемный вопрос:
– Как вы думаете, род имени существительного это постоянный или непостоянный признак?
- Что значит термин «постоянный признак»?
На улице³ долго шел снег .
«Пригласи товарища к доске»
Ваша задача записать по 4 слова, указать род существительного и передать мелок товарищу.
Речь, слово, текст, тема, план, солнце, снег, буря, мороз, лето, жара, хлеб, осень, зима, кресло, рука.
Работа по учебнику. Упражнение 502 стр.56. Укажите род существительных. Запишите словосочетания, согласуя окончания.
Например, Сильн ое впечатление - впечатление – главное слово сущ. ср. рода, поэтому и прилагательное будет среднего рода с окончанием - ое .
Проверим!
Сильн ое впечатление (с.р.),
Городск ая молодежь (ж.р),
Известн ая фамилия (ж.р),
Железнодорожн ый путь (м.р),
Прочн ый рельс (м.р.),
Белоснежн ая простыня (ж.р),
Румян ое яблоко (с.р.) ,
Свеж ий картофель (м.р.),
Рассыпчат ая картошка (ж.р),
Полев ая мышь (ж.р).
Прочитайте стихотворение, подставляя слова по смыслу.
В доме- грязь, черна рубаха,
А зовут его …
Ничего на целом свете
Не поделит с вами Петя:
Ни ватрушку, ни игрушку,
Ни забавную зверушку…
И кричат мальчишке дети:
«Эх и …. ты, Петя!»
Круглый год у нас потери:
Календарь на той неделе,
В прошлом месяце – билет,
В этом – книга и пакет.
Невиновна вся семья,
Ведь … это - я!
неряха
жадина
растяпа
Мужской род
Женский род
Средний род
1.Ноутбук 2.Полотенце 3.Простыня 4.Конфета 5.Солнце 6.Корабль 7.Фамилия 8.Село 9.Впечатление 10.Путь 11.Тигр 12.Радость
Проверим!
Мужской род
Женский род
1,6,10,11
Средний род
3,4,7,12
2,5,8,9
(какого рода бывают имена существительные)
(умение определять род имен существительных)
(знания в выполнении заданий)
Домашнее задание:
§92, упр. 503
(Вам необходимо поставить глаголы в прошедшее время и согласовать их с именами существительными, указывая их род.
Например : молодежь петь- молодежь(ж.р.) пела)
или упр. 504
( Вам необходимо составить словосочетание или предложение со словами: мышь, путь, рояль, фамилия, повидло, яблоко , чтобы отчетливо определялся их род.
Например : серая мышь (ж.р .))