Образ вампира в мировой литературе: от Дракулы до Алукарда.
Работу выполнила: Шихайло Юлия Сергеевна, ученица 11 класса МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой» г. Джанкой. Научный руководитель: Комышева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой» г. Джанкой.
Изначально в низшей мифологии народов Европы, Вампиры – это полумертвецы либо мертвецы ведущие ночной образ жизни или являющиеся в облике летучих мышей, сосущие кровь у спящих людей, насылающие кошмары. Считается, что вампирами становились «нечистые» покойники — преступники, самоубийцы и умершие преждевременной смертью.
Вампир — относительно бессмертное существо, убить его можно, но он не стареет. В различных источниках упоминаются вампиры, возраст которых составляет более 1000 лет. Также это сверхъестественное существо, которое обладает физической силой и скоростью, во много раз превосходящая силу человека, не говоря уже о сверхъестественных способностях. Иногда считается, что вампиры могут менять форму, не ограничиваясь распространённым стереотипом летучей мыши.
Первоначальный образ дракулы
Раздел 1.
Чаще всего с вампиризмом связывают очень редкую болезнь — расстройство крови, называемое болезнью Гюнтера. Это расстройство является третьим наиболее распространенным типом порфирии, которая чаще всего развивается в детстве. Больные чрезвычайно чувствительны к солнечному свету: даже небольшое его количество приводит к жжению и вздутию кожи.
Люди с этой болезнью подвержены хронической анемии, которая приводит к постоянному чувству усталости, бледности и повышенной светочувствительности, потому они не могут выходить из помещения в дневное время. Даже в пасмурный день ультрафиолетовый свет может вызвать волдыри на обнаженных частях тела, на ушах и на носу.
Историческая фигура Влад дракула
Влад Цепеш или просто Дракула, был воеводой-князем Валахии. Правил он княжеством три раза – в 1448 году, с 1456 по 1462 год и в 1476 году, во время начала периода османского завоевания Балкан .
«Дракула» Брема стокера
Брэм Стокер очень тщательно отнёсся к созданию образа вампира. Именно в этом романе впервые будет не только дано подробное описание внешности вампира как сверхъестественного существа, но и будут детально описаны все его сильные и слабые стороны, то, что отличает его от человека и является его преимуществом, и то, что может его уничтожить.
Большое внимание автор уделил и сверхспособностям героя:
1. Физическая сила, превышающая человеческую в несколько раз.
2. Умение передвигаться по вертикальным поверхностям с огромной скоростью.
3. Способность контролировать волю животных.
4. Самому перевоплощаться в животных, туман.
5. Умение управлять стихиями.
Кроме сверхспособностей, вампир имеет также и слабые стороны:
1. Вампиры не отбрасывают тени.
2. Слабеют под солнечным светом.
3. Не отражаются в зеркале.
4. Самый главный минус – неспособность отходить далеко от своей могилы. Но эта проблема, как показал нам Стокер, легко решаема. Дракула просто перевозил с собой ящики с землёй.
Следующий этап трансформации героя: вампир – защитник человечества
Раздел 2.
«Хеллсинг» Хирано Кота
Алукард " width="640"
Первое, что привлекает наше внимание – имя главного героя. Алукард является анаграммой слову Дракула, а точнее, читается полностью наоборот. Сам вампир является отсылкой к графу Дракуле, главному отрицательному персонажу романа Брэма Стокера. Причём согласно замыслу создателей, Алукард является полной противоположностью графу.
Дракула - Алукард
Какими способностями же наделили вампира в этом произведении?
• Бессмертие, ограниченное лишь количеством поглощённых душ. Его практически невозможно ранить, но даже если и случится, то его тело моментально регенерирует. Алукарда не могут убить даже обезглавливание и ранение в сердце.
• Огромная физическая сила.
• Сверхчеловеческая скорость.
• Способность проходить сквозь твёрдые объекты.
• Перевоплощение. Алукард может превращать себя или свою часть в летучих мышей, насекомых, демоническую собаку, змей, аморфные массы тьмы и различные гуманоидные формы.
• Телепатия.
• Телепортация на короткие расстояния
• Гипноз или манипулирование сознанием.
• Поглощение памяти через выпиваемую кровь.
• Призыв душ тех, чью кровь он пил, в различных физических формах, которые либо становятся продолжением его тела, либо роятся вокруг.
• Иммунитет к солнечному свету.
Последний этап трансформации вампира в супергероя
Раздел 3.
Первый рыцарь-вампир в романе Шеннон Дрейк «В полночный час»
Новый персонаж наделён феноменальными способностями:
• обладает обострёнными зрением, слухом, обонянием; мистическими способностями: перевоплощается в огромного серебристого волка; передаёт мысли на расстоянии;
• «... его способности к размышлению весьма обострились, как и умение выживать. У него появилась странная, вызывающая страх сила собственного рассудка, острота ума и острота чувств»;
• состраданием, человеколюбием;
• дневной свет не страшен, а только лишает сил, но с наступлением ночи силы удесятеряются;
• способность проходить сквозь твёрдые объекты, покидать и проникать в замкнутые пространства, но и здесь вампира надо сначала пригласить в жилище, иначе он не сможет переступить порог;
• в отличие от других вампиров может заходить в церковь, т. к. «Посмотри, где ты стоишь. В святой обители Господа. Я видел, как тебе хотелось прокусить мне горло еще днем, когда мы нашли тебя. Я уже знал, что ты больше не один из нас. Но ты тот, кто ты есть, и, даже изменившись, все еще можешь бороться со злом».
И, конечно, к способам, которыми можно убить вампира, добавляются новые:
обезглавливание и «морская вода смертельна для вампиров».
Идеальный образ вампира в саге «сумерки» Стефани майер
Итак, автор наделяет своих героев необычными способностями, помимо традиционных:
• бессмертие;
• невероятная сила и скорость;
• все чувства обострены до предела: слух, обоняние, скорость восприятия информации; •умение видеть и слышать всё вокруг;
• развитие личных способностей: Карлайл — блестящий врач, Эсми — хозяйка, способная
помочь всем, сострадательная, Розали — прекрасный музыкант, Эдвард, у которого вообще нет недостатков, может быть и врачом, и музыкантом, и просто хорошим человеком, для которого все окружающие достойны уважения, понимания, сострадания;
• Иногда получают сверхъестественные способности.
Убить вампира становится всё сложнее - можно только разорвать на куски и сжечь, что под силу только другим вампирам или оборотням. Оторванные части тела самопроизвольно тянутся друг к другу и поэтому легко срастаются. Но, согласитесь, убивать Калленов не хочется — без них мир станет хуже.
Карлайл Каллен
До обращения Карлайл был очень сострадательным, что сказалось на его выборе. Он настолько сильно желал людям добра, что победил свою природу и научился сдерживать свой голод, даже если видит человеческую кровь, он в состоянии всё преодолеть. Когда Белла спросила Карлайла, как ему удаётся сдерживать себя, тот ответил: «Долгие годы тренировок, и я всегда хотел помогать людям...». Важно отметить, что все члены семьи были обращены исключительно из-за того, что умирали или были смертельно больны. Каждый из обращённых становился «вегетарианцем» и тоже помогал людям.
Вывод
Подводя итоги в исследовательской работе, на примере изученных произведениях мы видим, что образ Дракулы трансформируется из отрицательного героя, для которого нет ничего святого, даже человеческой жизни, в защитника рода человеческого. А в членах семейства Калленов мы видим пример для подражания, видим тот образ идеальных отношений между людьми, к которым должен стремиться каждый.
Дракула буквально в течение века превратился в героя. Что самое интересное, читатель отнёсся к этому с пониманием и доверием: насколько омерзителен и страшен Дракула, настолько же восхитителен и неподражаем идеальный Эдвард, за судьбой которого на протяжении нескольких лет следили читатели,
переживая за него и радуясь его победе. А самая главная победа Эдварда — это победа над монстром внутри себя.
Следовательно, меняющиеся реалии нашей действительности требуют всё новых и новых героев, способных не только противостоять тёмным силам, что подстерегают каждого из нас, но и победить зло в себе, что намного сложнее и ценнее.
Спасибо за внимание!