« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Выполнила: Слесарчук Елена Юрьевна,
учащаяся группы ДО-183б.
Руководитель: Шляхова Т.Г.
Объект исследования: формирование преставлений о времени у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: использование приемов моделирования в процессе формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: изучить особенность использования приемов моделирования при формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
- Изучить моделирование как средство познавательного развития детей
- Описать особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста
- Рассмотреть методику формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
- Охарактеризовать виды моделей временных отрезков и раскрыть приемы их использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста
G o o g l e
Что такое моделирование?
Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
Педагоги, занимавшиеся вопросом моделирования:
Л. А. Венгер
Н. Н. Поддьяков
К.К. Ильясова
Ф.Н. Блехер
А.М. Леушина
Г.А. Репина
Р. Л. Непомнящая
Е. И. Щербакова
Т.Д. Рихтерман
Виды моделей:
Предметно-схематические
Предметные
Календарь природы
Аквариум (био. водоем)
Заводная игрушка
Схемы-маршрута
Чертежи, выкройки
Глобус
Геометрические фигуры
и т.д.
Алгоритмы одевания и т.д.
Примеры предметной модели
Примеры предметно-схематической модели
Этапы овладения детьми моделями (Венгер Л.А.):
1
этап
Предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями
2
этап
Осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической
3
этап
Самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности
В соответствии с учебной программой дошкольного образования образовательной областью «Элементарные математические представления» (компонент «Время») в старшей группе (5-6 лет) у воспитанников формируются представления о:
днях недели, их последовательности и включенности во временной отрезок «неделя»
месяцах года, их последовательности и включенности во временные отрезки «пора года», «год»
количественных отношений между временными отрезками: дни недели и неделя, недели и месяц, поры года, месяцы и пора года, месяцы и год
Модель и календарь — это своеобразный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме.
Модель календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год.
Календарь, разработанный Ф.Н.Блехер
Календарь из фетра
Линейные модели
Модель «Сутки»
Работа с моделью «Неделя»
Модель «Неделя»
Круговые модели
Модель для ознакомления с сутками и часами
модель дней недели
Модель «Сутки»
Плоскостная круговая модель года
Спиральные модели
Cпиральная модель «Год»
Cпиральная модель «Месяц»
Недостатки использования моделей и детских календарей:
они не охватывают все временные категории, которые необходимо усвоить ребенку
возникают трудности при переходе от одной модели к другой в силу их локальности и автономности
используемые в моделях знаки не всегда доступны детям (не умеют прочитать название месяца, не знают двузначных чисел)
Таким образом, изучив вопрос моделирования, можно сделать вывод о том, что:
Использование моделей помогает формировать временные представления детей, в результате использования моделей происходит лучшее понимание материала
Только поэтапное, последовательное введение моделей поможет достичь желаемого результата
Эффективно вводить первоначально простые модели (части суток, времена года, дни недели и т. д.) затем и более сложные схематические, графические
Метод моделирования – практический метод, который соприкасается с игровой деятельностью, экспериментированием и другими средствами
Метод моделирования помогает также развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста
Спасибо за внимание!