СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Иллюстрации к роману "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Иллюстрации к роману "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского".»

Иллюстрации  к роману «Преступление и  наказание» Презентацию подготовила  преподаватель русского языка и  литературы Беленко-Линёва М.П.

Иллюстрации к роману «Преступление и наказание»

Презентацию подготовила преподаватель русского языка и литературы Беленко-Линёва М.П.

Раскольников. Художник И. Глазунов
  • Раскольников. Художник И. Глазунов

Достоевский, рисуя портрет Раскольникова в начале романа, пишет: "Кстати, он был замечательно хорош собой". В иллюстрации Глазунова эти слова о внешней красоте Раскольникова получают конкретное воплощение. Всмотритесь: большие глаза, прямой нос, красиво очерченные губы. Перед нами – типичный герой-романтик, мечтатель.

На страницах романа Достоевский уделяет достаточное внимание тому, во что одет Раскольников: костюм героя характеризует его социальное положение. Глазунов не прорисовывает одежду Раскольникова с такой же тщательностью, с какой рисует лицо: он, как и Достоевский, стремится показать прежде всего внутренний мир, душу героя. Однако художник ограничен в средствах изображения рамками картины, и он акцентирует внимание зрителя на лице героя. Именно лицо: выражение глаз, губ – является центром портрета, именно оно "говорит" о внутреннем состоянии героя. Художник смог передать переживания Раскольникова, его глубокую задумчивость. По выражению лица этого человека мы видим, как тяжело ему сосредоточиться на одной из своих мыслей, которые "порой мешаются". Раскольников изображен на одной из улиц Петербурга, еще "среди людей", но уже оторван от них, не замечает окружающего, хотя пока и не осознает трагичность ситуации, которую он сам себе "готовит".

Раскольников. Художник Раскольников. Иллюстрация Д. А. Шмаринова П. Боклевский. 1880-е
  • Раскольников. Художник
  • Раскольников. Иллюстрация Д. А. Шмаринова

П. Боклевский. 1880-е

По-наполеоновски скрестив на груди руки, угрюмый и неприступный, Раскольников мрачно задумался. У него сжаты губы, сдвинуты брови, могучий, выпуклый лоб.
  • По-наполеоновски скрестив на груди руки, угрюмый и неприступный, Раскольников мрачно задумался. У него сжаты губы, сдвинуты брови, могучий, выпуклый лоб.
  • "...с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи... Он был задавлен бедностью..."

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание".

  • Раскольников. Художник

П. Боклевский. 1880-е

Раскольников непосредственно перед совершением задуманного им убийства старухи-процентщицы. За спиной у него знаменитые тринадцать ступеней, ведущие в его каморку. На нас смотрит все тот же молодой человек с умными глазами, но в его взгляде уже чувствуется нечто звериное. Это лицо мы уже не можем назвать красивым. Раскольников. Художник И. Глазунов
  • Раскольников непосредственно перед совершением задуманного им убийства старухи-процентщицы. За спиной у него знаменитые тринадцать ступеней, ведущие в его каморку. На нас смотрит все тот же молодой человек с умными глазами, но в его взгляде уже чувствуется нечто звериное. Это лицо мы уже не можем назвать красивым.

Раскольников.

Художник И. Глазунов

Раскольников здесь очень молод, почти мальчик, с пушком над пухлыми детскими губами. Он невероятно худ, истощен. На лице выражение страдания. Голова низко упала, волосы свисли на лоб. Безысходная мука застыла в неподвижных глазах. Руки Раскольникова, непомерно большие, исхудалые, особняком, как чужие, праздно сложены на коленях. В них – немое страшное напоминание о совершенном преступлении. Вот почему взгляд Раскольникова скользит куда-то вниз, мимо рук.        Боклевский стремится обратить внимание на юность, изнуренность, болезнь, страдание и раскаяние Раскольникова. Его рисунок – красноречивая речь защитника (Боклевский был юристом), который выдвигает все смягчающие обстоятельства и убеждает нас в искренности выстраданных слов Раскольникова:

Раскольников здесь очень молод, почти мальчик, с пушком над пухлыми детскими губами. Он невероятно худ, истощен. На лице выражение страдания. Голова низко упала, волосы свисли на лоб. Безысходная мука застыла в неподвижных глазах. Руки Раскольникова, непомерно большие, исхудалые, особняком, как чужие, праздно сложены на коленях. В них – немое страшное напоминание о совершенном преступлении. Вот почему взгляд Раскольникова скользит куда-то вниз, мимо рук.       Боклевский стремится обратить внимание на юность, изнуренность, болезнь, страдание и раскаяние Раскольникова. Его рисунок – красноречивая речь защитника (Боклевский был юристом), который выдвигает все смягчающие обстоятельства и убеждает нас в искренности выстраданных слов Раскольникова: "Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства".

Раскольников предстанет перед нами, лежа на софе в своей каморке после убийства старухи-процентщицы:

Раскольников предстанет перед нами, лежа на софе в своей каморке после убийства старухи-процентщицы: "Войдя к себе, он бросился на диван, так, как был, в забытьи... Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться... ( ч.1, гл. 7) Так пролежал он очень долго..."

Здесь Раскольников и вовсе не похож на себя. В его облике не осталось ничего человеческого, скорее он похож на привидение. Такое восприятие обусловлено тем, что Глазунов легкими штрихами намечает фигуру Раскольникова, ничего не уточняя, не детализируя. Мимика вообще отсутствует. Можно даже сказать, что душа покинула тело Раскольникова. Эта иллюстрация помогает понять внутреннее состояние героя после убийства.

Раскольников.

Художник И. Глазунов

Раскольников изображен в своей комнате. Каморка – последний штрих к его портрету. Здесь нет места человеку со здоровым сознанием. Тесная, узкая каморка Раскольникова Достоевским поочередно сравнивается со шкафом, комодом, морской каютой и сундуком, а Пульхерией Александровной, матерью Раскольникова, – даже с гробом. Эта желтая каморка не просто является свидетелем
  • Раскольников изображен в своей комнате. Каморка – последний штрих к его портрету. Здесь нет места человеку со здоровым сознанием. Тесная, узкая каморка Раскольникова Достоевским поочередно сравнивается со шкафом, комодом, морской каютой и сундуком, а Пульхерией Александровной, матерью Раскольникова, – даже с гробом. Эта желтая каморка не просто является свидетелем "ужасных, диких и фантастических вопросов", которые зрели и накапливались в больном мозгу Раскольникова и которые он сам с собой, лежа здесь на диване, не раз "передумал, перешептал и переспорил". Ненавистная ему конура усиливала в нем мрачное ощущение мучительного, бесконечного отчуждения и отъединения.
«Преступление и наказание». Часть 4, глава 4. Соня читает Раскольникову Евангелие. Художник И. Глазунов

«Преступление и наказание». Часть 4, глава 4. Соня читает Раскольникову Евангелие. Художник И. Глазунов

Процентщица. Худ. П.Боклевский, начало 80-х годов XIX века
  • Процентщица. Худ. П.Боклевский, начало 80-х годов XIX века
  • "Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка". Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание".
Процентщицу Алену Ивановну художник Боклевский изобразил в строгом соответствии с замыслом и описанием автора. Съежившись, насторожившись, злобно глядит на зрителя
  • Процентщицу Алену Ивановну художник Боклевский изобразил в строгом соответствии с замыслом и описанием автора. Съежившись, насторожившись, злобно глядит на зрителя "гадкая, зловредная старушонка". Внимательный читатель Достоевского найдет здесь и "вострые глаза", и "крысиную косичку", и шею, похожую на "куриную ногу", – все малопривлекательные приметы Алены Ивановны. Сухие, костлявые руки старухи стиснуты в кулак (в одном из эскизов она в них зажала ключи); в кулачок стянуто ее сморщенное лицо, и сама "крысиная косичка" скручена на макушке в виде сердитого кулачонка. Таким образом, "кулак", или "кулачок", становится важным характеристическим лейтмотивом в портрете скаредной ростовщицы.
«Я рисовал из подворотен и подъездов, рисовал во дворах и на лестничных клетках, рисовал все — перила, ступени, фонари, решетки набережной, ворота и двери; наряду с отдельными деталями мне удавалось иногда зарисовать целый квартал старых домов на набережной канала, зафиксировать неподвижные громады петербургских брандмауэров — слепых торцов многоэтажных домов — и примыкающие к ним маленькие двухэтажные домишки».     «Преступление и наказание». Петербург Раскольникова. Художник Д. Шмаринов
  • «Я рисовал из подворотен и подъездов, рисовал во дворах и на лестничных клетках, рисовал все — перила, ступени, фонари, решетки набережной, ворота и двери; наряду с отдельными деталями мне удавалось иногда зарисовать целый квартал старых домов на набережной канала, зафиксировать неподвижные громады петербургских брандмауэров — слепых торцов многоэтажных домов — и примыкающие к ним маленькие двухэтажные домишки».

«Преступление и наказание». Петербург Раскольникова. Художник Д. Шмаринов

«Рисуя на лестнице какие-нибудь двери, обитые драной клеенкой, или зарисовывая ручку старого звонка, я, услышав приближающиеся шаги, убегал и прятался, чувствуя себя чуть ли не Раскольниковым, застигнутым на месте преступления».    «Преступление и наказание». Часть 1, глава 7. Раскольников в спальне старухи. Художник Д. Шмаринов

«Рисуя на лестнице какие-нибудь двери, обитые драной клеенкой, или зарисовывая ручку старого звонка, я, услышав приближающиеся шаги, убегал и прятался, чувствуя себя чуть ли не Раскольниковым, застигнутым на месте преступления».

  • «Преступление и наказание». Часть 1, глава 7. Раскольников в спальне старухи. Художник Д. Шмаринов
Д. Шмаринов. Старуха-процентщица Д. Шмаринов. Раскольников у Порфирия Петровича.

Д. Шмаринов. Старуха-процентщица

Д. Шмаринов. Раскольников у Порфирия Петровича.

Соня Мармеладова. Художник Д. Шмаринов (1945)   Д. Шмаринов. Лужин

Соня Мармеладова. Художник Д. Шмаринов (1945)

 

Д. Шмаринов. Лужин

Источники:    1. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. Элективные курсы. – М.: Дрофа, 2005  2. Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. – М.: Просвещение, 1972  3. Т.В.Орлова.  П. М. Боклевский. – М.: Искусство, 1971  4. http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=196&author=31&dtls_books=1&title=267&submenu=5   5. Д.А.Шмаринов. Годы жизни и работы. М.: 1989  6. https ://a4format.ru/?letter=% D0%B4&author_id=31&work_id=267&work=1
  • Источники: 1. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. Элективные курсы. – М.: Дрофа, 2005 2. Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. – М.: Просвещение, 1972 3. Т.В.Орлова.  П. М. Боклевский. – М.: Искусство, 1971 4. http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=196&author=31&dtls_books=1&title=267&submenu=5 5. Д.А.Шмаринов. Годы жизни и работы. М.: 1989 6. https ://a4format.ru/?letter=% D0%B4&author_id=31&work_id=267&work=1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!