СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе "Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорблённые в романе «Преступление и наказание»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит опорные вопросы по анализу эпизодов, связанных с описанием семьи Мармеладова и Раскольникова, выводы по теме. Приведены иллюстрации Д.Шмаринова к роману.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе "Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорблённые в романе «Преступление и наказание»"»

Ф.М. Достоевский   Униженные и оскорблённые в романе «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский Униженные и оскорблённые в романе «Преступление и наказание»

Тема «маленького человека»  Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей. Изображая тяжелую жизнь героев, автор обвиняет общество, показывая, что эти люди достойны лучшего, так как по душевным качествам они выше стоящих у власти и имеющих деньги.

Тема «маленького человека»

Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей. Изображая тяжелую жизнь героев, автор обвиняет общество, показывая, что эти люди достойны лучшего, так как по душевным качествам они выше стоящих у власти и имеющих деньги.

Д. Шмаринов Слово в защиту Мармеладова и его семьи.        — Как Мармеладов появляется в романе?        — Какое впечатление он вызывает у окружающих?        — Каким видит его Раскольников?        — Каковы внешность и речь Мармеладова?        — Что рассказал Мармеладов о своей семье?        — Какова судьба Сонечки?        — Как появляется в романе Катерина Ивановна?        — Что читатель узнает о ее внешности и о прошлом?        — Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?        — Кто виноват в такой судьбе героев?

Д. Шмаринов

Слово в защиту Мармеладова

и его семьи.       — Как Мармеладов появляется в романе?       — Какое впечатление он вызывает у окружающих?       — Каким видит его Раскольников?       — Каковы внешность и речь Мармеладова?       — Что рассказал Мармеладов о своей семье?       — Какова судьба Сонечки?       — Как появляется в романе Катерина Ивановна?       — Что читатель узнает о ее внешности и о прошлом?       — Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?       — Кто виноват в такой судьбе героев?

 Супруги Мармеладовы показаны двойственно. Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больше идти»; Катерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! На-дорвала-а-сь!»        Достоевский обвиняет в судьбе героев не только общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видят и Мармеладов, и Катерина Ивановна, — это образ Сони.

Супруги Мармеладовы показаны двойственно. Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больше идти»; Катерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! На-дорвала-а-сь!»       Достоевский обвиняет в судьбе героев не только общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видят и Мармеладов, и Катерина Ивановна, — это образ Сони.

Д. Шмаринов Слово в защиту семьи Раскольниковых. —  Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?  —  Каковы отношения между членами семьи? —  Что мы узнаем о матери Раскольникова?  —  Каковы судьба Авдотьи Романовны, ее испытания в доме Свидригайлова? —  Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?

Д. Шмаринов

Слово в защиту семьи Раскольниковых.

—  Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?

 —  Каковы отношения между членами семьи?

—  Что мы узнаем о матери Раскольникова?

 —  Каковы судьба Авдотьи Романовны, ее испытания в доме Свидригайлова?

—  Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?

Слово в защиту детей        —  Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?        — На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?        — Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребенок, но жертвует собой, помогая детям?        — Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?         Вывод. Трагические судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это и ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?

Слово в защиту детей

      —  Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?       — На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?       — Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребенок, но жертвует собой, помогая детям?       — Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?        Вывод. Трагические судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это и ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?

Итог урока Судьбы героев романа — это, во-первых, отражение времени, когда развитие капитализма внесло в отношения людей чисто денежные принципы, когда никого не интересуют душевные качества человека, когда его место в обществе определяется только финансовым состоянием. Во-вторых, это отражение гуманизма писателя, стремящегося вызвать жалость и сострадание к обездоленным.  В-третьих, это обвинительный приговор обществу, допустившему подобное. В-четвертых, это предупреждение буржуазному обществу, так как мир, в котором гибнут дети, обречен.

Итог урока

Судьбы героев романа — это, во-первых, отражение времени, когда развитие капитализма внесло в отношения людей чисто денежные принципы, когда никого не интересуют душевные качества человека, когда его место в обществе определяется только финансовым состоянием.

Во-вторых, это отражение гуманизма писателя, стремящегося вызвать жалость и сострадание к обездоленным.

В-третьих, это обвинительный приговор обществу, допустившему подобное.

В-четвертых, это предупреждение буржуазному обществу, так как мир, в котором гибнут дети, обречен.

Домашнее задание Читать 3 часть Анализ эпизодов: первый сон Раскольникова, первая встреча с Порфирием Петровичем (статья Раскольникова)

Домашнее задание

Читать 3 часть

Анализ эпизодов: первый сон Раскольникова, первая встреча с Порфирием Петровичем (статья Раскольникова)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!