СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии критического мышления, исследовательских технологий на уроках биологии для формиования функциональной грамотности учащихся

Просмотр содержимого документа
«Презентация Формирование функциональной грамотности на уроках биологии»

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии    Учитель биологии ГБОУ СОШ с. Ташелка Шувалова Е.В.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Учитель биологии ГБОУ СОШ с. Ташелка Шувалова Е.В.

Система образования в настоящее время меняется. Важнейшая компетентность личности школьника – умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться любой информацией, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.

Современный учитель и должен на своих уроках формировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения не выдавать знания, а стимулировать их к получению, возможность добиться успеха, через проблемное обучение. На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

Цель исследования: повышение педагогической эффективности классно- урочной формы  обучения с применением методов и приемов технологии  критического мышления и технологии исследовательской деятельности, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся. Задачи: формирование функциональной грамотности через методы и приемы технологии критического мышления на уроках биологии. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке биологии : лабораторные и практические работы, мини- проекты, семинары исследовательская деятельность учащихся во внеклассной работе

Цель исследования:

повышение педагогической эффективности классно- урочной формы

обучения с применением методов и приемов технологии

критического мышления и технологии исследовательской деятельности,

направленных на формирование функциональной грамотности учащихся.

Задачи:

формирование функциональной грамотности через методы и приемы технологии критического мышления на уроках биологии.

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке биологии : лабораторные и практические работы, мини- проекты, семинары

исследовательская деятельность учащихся во внеклассной работе

 Проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения биологии реализуется в аспекте формирования умения решать ситуационные задания и самостоятельно применять знания в новых ситуациях. И я стала использовать на своих уроках такие задания – ситуационные задачи .   Они позволяют осваивать ученику интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление-понимание–применение–анализ–синтез–оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит практико-ориентированный характер и для её решения необходимо конкретное предметное знание; –зачастую требуются знания нескольких предметов и такая задача имеет интересное название; – обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ

Проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения биологии реализуется в аспекте формирования умения решать ситуационные задания и самостоятельно применять знания в новых ситуациях. И я стала использовать на своих уроках такие задания – ситуационные задачи .   Они позволяют осваивать ученику интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление-понимание–применение–анализ–синтез–оценка.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит практико-ориентированный характер и для её решения необходимо конкретное предметное знание; –зачастую требуются знания нескольких предметов и такая задача имеет интересное название;

– обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ

1.  Как охотятся грибы?  Любому живому существу нужны органические вещества для построения своего тела. Животные получают их через еду. Растения образуют органические вещества посредством фотосинтеза. А как быть грибам? Они не обладают фотосинтезом, не охотятся?

2.  Кот – лекарь . Кот может безошибочно определить где у человека больное место. Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает. Объясните, что за странное чутьё и лекарство есть у кота?

3. Волшебный кислород . В сутки человек вдыхает примерно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? Используя приведённые факты и расчёты, составить листовку о защите природы.

4.  Контейнер для наркотиков . Прочитайте фрагмент газетной заметки «…Погиб парень двадцати лет. Желудок этого молодого человека был предназначен для перевозки полиэтиленовых мешочков с кокаином…». Какая функция желудка оказалась для него роковой? Ответьте на вопрос, используя знания за 8 класс по теме «Пищеварение».

5.Разрушители зубов.  «…Каждый раз во время еды, вы подвергаете свои зубы воздействию бактерий, вырабатывающих кислоту…», из текста, рекламирующего жевательную резинку. Как с точки зрения биологии прокомментировать это утверждение. Дать отве т.

В условиях современной модернизации образования одной из главных проблем обучения становится формирование умений смыслового чтения при работе с текстом учебника и другими источниками, которые предлагаются для работы на уроках биологии. Формирование умений смыслового чтения– необходимое условие функциональной грамотности. УУД смыслового чтения - умения максимально точно и полно понимать содержание текста, практически осмысливать извлечённую информацию , соотносить её с имеющимися знаниями,оценивать и применять при выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных текстов по биологии. работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить требование ФГОС – развивать УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ , самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Эта работа ведётся на каждом уроке биологии (работа в парах, группах, индивидуально), с применением знаний на практике, при контроле, выполнении проектов, лабораторных раб от.

Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последоваельность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.   ТИПЫ КЛЕТОК Первыми на пути исторического развития появ­лись организмы, имеющие мелкие клетки с про­стой организацией, — _________(А). Эти доядерные клетки не имеют оформленного_________(Б). В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая_________(В) ДНК. Такие клетки есть у современных_________(Г) и синезелёных. Болезнетворные бактерии могут вызывать такие заболевания у человека, как ангина, туберкулез, холера и др.   ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:   Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  1) хромосома 2) прокариотные 5) ядро 3) цитоплазма 6) одноклеточное животное 4) кольцевая молекула 7) бактерия 8) эукариотные А Б   В   Г    

Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последоваельность цифр (по тексту) впи­ши­те в приведённую ниже таблицу.

 

ТИПЫ КЛЕТОК

Первыми на пути исторического развития появ­лись организмы, имеющие мелкие клетки с про­стой организацией, — _________(А). Эти доядерные клетки не имеют оформленного_________(Б). В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая_________(В) ДНК. Такие клетки есть у современных_________(Г) и синезелёных. Болезнетворные бактерии могут вызывать такие заболевания у человека, как ангина, туберкулез, холера и др.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

1) хромосома

2) прокариотные

5) ядро

3) цитоплазма

6) одноклеточное животное

4) кольцевая молекула

7) бактерия

8) эукариотные

А

Б

 

В

 

Г

 

 

 Кластер – это педагогическая стратегия, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает доступ к собственным  знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме, а также развивает память и пространственное мышление. Его можно составлять индивидуально, в группах или всем классом . Кластер – может применяться на всех трех стадиях урока для изучения новой темы,  закрепления,повторения и контроля.

Кластер – это педагогическая стратегия, которая позволяет ученикам

свободно размышлять над какой-либо темой, дает доступ к собственным

знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме, а также

развивает память и пространственное мышление. Его можно составлять

индивидуально, в группах или всем классом .

Кластер – может применяться на всех трех стадиях урока для изучения новой темы,

закрепления,повторения и контроля.

курение холестерин алкоголь Лишний вес Причины сердечно- сосудистых заболеваний? Не правильное питание Вредные привычки вредные пищевые добавки не занимаются спортом гиподинамия Лишний вес Дерево предсказаний

курение

холестерин

алкоголь

Лишний вес

Причины сердечно- сосудистых

заболеваний?

Не правильное питание

Вредные привычки

вредные пищевые добавки

не занимаются спортом

гиподинамия

Лишний вес

Дерево предсказаний

8 класс тема « Питание и пищеварение » Проблемное задание Темы сообщений , Лабораторные работы Темы исследовательских работ  Верна ли поговорка « Как пища становится « Действие слюны на крахмал »  « Пищевые добавки и здоровье  источником жизни »  « Действие желудочного сока человека »  «   Диета за и против » « Человек – то, что он ест »  « О вкусной и здоровой на белки »  « Молодежь и вредные привычки »  жизни » Работа над мини проектом, составление школьного меню, кроссворд по данной теме, памятка « Правила питания

8 класс тема « Питание и пищеварение »

Проблемное задание Темы сообщений , Лабораторные работы Темы исследовательских работ

Верна ли поговорка « Как пища становится « Действие слюны на крахмал » « Пищевые добавки и здоровье

источником жизни » « Действие желудочного сока человека » «

Диета за и против »

« Человек – то, что он ест » « О вкусной и здоровой на белки » « Молодежь и вредные привычки »

жизни »

Работа над мини проектом,

составление школьного меню,

кроссворд по данной теме,

памятка « Правила питания

  В процессе обучения биологии на лабораторных и  практических занятиях использую:  1) исследование биологических объектов под цифровым  микроскопом  2) исследование состава тел живой природы  3) исследование строения организма  4) наблюдения за живыми объектами  5) наблюдения за процессами жизнедеятельности организма  6) исследование надорганизменных уровней организации  живой материи (вид и экосистема).  7)для самостоятельных исследований учащихся использую  образовательные сайты,  виртуальную лабораторию  http://www.virtulab.net/index.php?catid=42:7

В процессе обучения биологии на лабораторных и

практических занятиях использую:

1) исследование биологических объектов под цифровым

микроскопом

2) исследование состава тел живой природы

3) исследование строения организма

4) наблюдения за живыми объектами

5) наблюдения за процессами жизнедеятельности организма

6) исследование надорганизменных уровней организации

живой материи (вид и экосистема).

7)для самостоятельных исследований учащихся использую

образовательные сайты,

виртуальную лабораторию http://www.virtulab.net/index.php?catid=42:7

Лабораторные работы носят исследовательский характер, могут быть организованы для изучения нового материала и для закрепления уже полученных знаний пример: Тема урока

Лабораторные работы носят исследовательский характер, могут быть организованы для изучения нового материала и для закрепления уже полученных знаний

пример: Тема урока "Класс Моллюски" Лабораторная работа по изучению внешнего и внутреннего строения моллюсков (Работа с живыми объектами или с влажными препаратами).

Инструктивная карточка Лабораторная работа

«Внешнее строение пресноводных моллюсков»

Цель: установить сходство и различия в строении раковин моллюсков.изучить внешнее строение большого прудовика

Оборудование: раковин моллюсков (беззубка, большой прудовик).Влажные препараты, живые объекты

Ход работы:

Рассмотреть раковины моллюсков. Выяснить их сходства и различия. Обратить внимание на форму раковины. Выписать сравнительную характеристику данных представителей.

Зарисуйте раковину большого прудовика . Обозначьте на рисунке основные части внешнего и внутреннего строения раковины. Надпишите названия этих частей.

Объясните, по каким отличительным признакам можно определить среду обитания, возраст и образ жизни моллюска.

Рассмотрите внешнее строение большого прудовика, найдите отделы тела, укажите их строение

Объясните, каково значение брюхоногих и двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека.

ВЫВОД: Вставьте пропущенные слова в тексте

« Тело моллюсков мягкое, у большинства видов оно состоит из _______, ______, _______. У многих видов хорошо развита твердая известковая ________. Возраст двустворчатого моллюска можно определить по количеству _________ на его раковине. Если раковина моллюска состоит из двух створок, то он относиться к классу __________, а если раковина цельная и имеет форму завитка, то к классу

_________. лабораторную работу учащиеся могут выполнить используя сайты

http://biologia8.adu.by/book/lab1/index.htm

Одним из методов формирования функциональной грамотности является метод проектов Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную работу над проблемой, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач. В следствии чего формируется навыки функциональной грамотности. темы исследовательских проектов Зависимость интенсивности фотосинтеза от внешних условий. Зависимость фотопериодических реакций от воздействия света на организм растений. Сотовая связь и дети: опасность мнимая или реальная. Состав домашней пыли и ее влияние на здоровье человека Зимующие птицы нашего края Наш школьный сад и д.р.

Одним из методов формирования функциональной грамотности является метод проектов

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную работу над проблемой, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач. В следствии чего формируется навыки функциональной грамотности.

темы исследовательских проектов

Зависимость интенсивности фотосинтеза от внешних условий.

Зависимость фотопериодических реакций от воздействия света на организм растений.

Сотовая связь и дети: опасность мнимая или реальная.

Состав домашней пыли и ее влияние на здоровье человека

Зимующие птицы нашего края

Наш школьный сад и д.р.

Учащиеся нашей школы с интересом работают над исследовательским проектом «Наш школьный сад», изучают агротехнические приемы выращивания  плодовых деревьев (яблонь, слив, вишни),насекомых вредителей и способы борьбы  с ними и болезнями плодовых деревьев.Изучают биоценоз реки Ташелка, работают над  экологическими проектами.

Учащиеся нашей школы с интересом работают над исследовательским проектом

«Наш школьный сад», изучают агротехнические приемы выращивания

плодовых деревьев (яблонь, слив, вишни),насекомых вредителей и способы борьбы

с ними и болезнями плодовых деревьев.Изучают биоценоз реки Ташелка, работают над

экологическими проектами.

 Выводы повышение уровня познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, направленных на формирования функциональной грамотности;  - повышение интереса обучающихся к предмету «Биология» (участие в конкурсах, олимпиадах, выбор экзамена в форме ОГЭ по биологии); - повышение качества знаний учащихся - создание благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Выводы

повышение уровня познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, направленных на формирования функциональной грамотности;

- повышение интереса обучающихся к предмету «Биология» (участие в конкурсах, олимпиадах, выбор экзамена в форме ОГЭ по биологии);

- повышение качества знаний учащихся

- создание благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!