СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения биологии реализуется в аспекте формирования умения решать ситуационные задания и самостоятельно применять знания в новых ситуациях. В презентации представлены примеры ситуационных  заданий по биологии для учащихся с 5 по 11 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках биологии»

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии Учитель биологии и химии Рякова Елена Александровна, МАОУ СОШ №2 г. Невьянск

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

Учитель биологии и химии

Рякова Елена Александровна,

МАОУ СОШ №2 г. Невьянск

 « Разрушители зубов»   Каждый раз во время еды вы подвергаете свои зубы воздействию бактерий, вырабатывающих кислоту» с этого утверждения начинается текст, рекламирующий одной из жевательных резинок. Как с точки зрения химии и биологии прокомментировать это утверждение? Просмотрите в You. Tube рекламные ролики жевательных резинок, выберите два любых ролика, в которых есть ошибки рекламного текста. Отчет представьте в виде таблицы, оформленной в «google таблицы».  Включает виды грамотностей: естественно-научную, информационную, читательскую. Рекламируемый товар Рекламный текст (содержащий ошибки) Комментарии

« Разрушители зубов»

Каждый раз во время еды вы подвергаете свои зубы воздействию бактерий, вырабатывающих кислоту» с этого утверждения начинается текст, рекламирующий одной из жевательных резинок. Как с точки зрения химии и биологии прокомментировать это утверждение? Просмотрите в You. Tube рекламные ролики жевательных резинок, выберите два любых ролика, в которых есть ошибки рекламного текста. Отчет представьте в виде таблицы, оформленной в «google таблицы».

Включает виды грамотностей: естественно-научную, информационную, читательскую.

Рекламируемый товар

Рекламный текст (содержащий ошибки)

Комментарии

  «Тайна горшка».  Около 300 лет назад знаменитый учёный В. Гельмонт поставил опыт. Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на неё не попала пыль. Поливали ветку только дождевой водой, которая не содержала ни каких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Её масса за 5 лет увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась всего на 50 гр. ???? Откуда же растение взяло 64 кг 950 гр. органического вещества?      «Кот – лекарь».  Кот может безошибочно определить где у человека больное место. Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает. Объясните, что за странное чутьё и лекарство есть у кота?

«Тайна горшка».  Около 300 лет назад знаменитый учёный В. Гельмонт поставил опыт. Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на неё не попала пыль. Поливали ветку только дождевой водой, которая не содержала ни каких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Её масса за 5 лет увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась всего на 50 гр.

???? Откуда же растение взяло 64 кг 950 гр. органического вещества?

«Кот – лекарь».  Кот может безошибочно определить где у человека больное место. Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает. Объясните, что за странное чутьё и лекарство есть у кота?

  Как охотятся грибы?»   Любому живому существу нужны органические вещества для построения своего тела. Животные получают их через еду. Растения образуют органические вещества посредством фотосинтеза.  А как быть грибам? Они не обладают фотосинтезом, не охотятся?  «Контейнер для наркотиков» . Прочитайте фрагмент газетной заметки «…Погиб парень двадцати лет. Желудок этого молодого человека был предназначен для перевозки полиэтиленовых мешочков с кокаином…». Какая функция желудка оказалась для него роковой?  Ответьте на вопрос, используя знания за 8 класс по теме «Пищеварение».

Как охотятся грибы?» 

Любому живому существу нужны органические вещества для построения своего тела. Животные получают их через еду. Растения образуют органические вещества посредством фотосинтеза.

А как быть грибам? Они не обладают фотосинтезом, не охотятся?

«Контейнер для наркотиков» . Прочитайте фрагмент газетной заметки «…Погиб парень двадцати лет. Желудок этого молодого человека был предназначен для перевозки полиэтиленовых мешочков с кокаином…». Какая функция желудка оказалась для него роковой?

Ответьте на вопрос, используя знания за 8 класс по теме «Пищеварение».

Приемы используемые на стадии вызова «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики») «Верите ли вы, что …?» Проблемные вопросы; «Толстые и тонкие» вопросы; Рассказ-предположение по ключевым словам; Перепутанные логические цепочки; Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения Таблицы Корзина идей Покопаемся в памяти Ассоциация Инструкции Мозговой штурм Игра-упражнение «Веер» Прием «Поясните цитату» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали….» Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать - узнал») Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Приемы используемые на стадии вызова

  • «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики»)
  • «Верите ли вы, что …?»
  • Проблемные вопросы;
  • «Толстые и тонкие» вопросы;
  • Рассказ-предположение по ключевым словам;
  • Перепутанные логические цепочки;
  • Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения
  • Таблицы
  • Корзина идей
  • Покопаемся в памяти
  • Ассоциация
  • Инструкции
  • Мозговой штурм
  • Игра-упражнение «Веер»
  • Прием «Поясните цитату»
  • Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
  • Прием «Как бы вы прокомментировали….»
  • Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать - узнал»)
  • Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Кластер « Сердце» Левое предсердие Створчатые клапаны полулунные клапаны Левый желудочек Правое предсердие Клапаны   Сердце Камеры Сосуды Правый желудочек Стенки сердца вены  эндокард артерии капилляры  перикард  миокард

Кластер « Сердце»

Левое предсердие

Створчатые клапаны

полулунные клапаны

Левый желудочек

Правое предсердие

Клапаны

Сердце

Камеры

Сосуды

Правый желудочек

Стенки сердца

вены

эндокард

артерии

капилляры

перикард

миокард

 Прием «Знаю, хочу узнать, что узнал» Что я знаю о Что я строении сердца? 1 хотел бы знать 1 Что я узнал нового о строении сердца? 2  о строении сердца? 2 3 1 2 3 4 4 3 5 6 5 4 6 7 5 7 6 т.д. т.д. 7 т.д.

Прием «Знаю, хочу узнать, что узнал»

Что я знаю о

Что я

строении сердца?

1

хотел бы знать

1

Что я узнал нового о строении сердца?

2

о строении сердца?

2

3

1

2

3

4

4

3

5

6

5

4

6

7

5

7

6

т.д.

т.д.

7

т.д.

Простой  вопрос Уточняющий  вопрос Оценочный  вопрос Творческий  вопрос Вопрос  интерпретация Практический  вопрос ? Ромашка Блума

Простой вопрос

Уточняющий вопрос

Оценочный вопрос

Творческий вопрос

Вопрос интерпретация

Практический вопрос

?

Ромашка Блума

Ромашка Блума Вопросы Примеры Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Сколько камер в сердце? Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Правильно ли я Вас поняла, что митральный клапан называется еще двухстворчатым? Сколько клапанов в сердце?  Как называется самая крупная артерия? т. д. Интерпретирующие вопросы  (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации Почему кровь в сердце движется в одном направлении? Объясните это через строение створчатых клапанов. Оценочные вопросы (сравнение) Сравните стенки правого и левого желудочков сердца? С чем это связано? Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Опираясь на длительность этапов сердечного цикла, объясните почему сердце может работать всю жизнь, не останавливаясь и не уставая? Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» Сделайте выводы о достоинствах строения сердца, определяющих теплокровность. Аргументируйте.

Ромашка Блума

Вопросы

Примеры

Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти

Сколько камер в сердце?

Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

Правильно ли я Вас поняла, что митральный клапан называется еще двухстворчатым?

Сколько клапанов в сердце?

Как называется самая крупная артерия? т. д.

Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации

Почему кровь в сердце движется в одном направлении? Объясните это через строение створчатых клапанов.

Оценочные вопросы (сравнение)

Сравните стенки правого и левого желудочков сердца? С чем это связано?

Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

Опираясь на длительность этапов сердечного цикла, объясните почему сердце может работать всю жизнь, не останавливаясь и не уставая?

Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Сделайте выводы о достоинствах строения сердца, определяющих теплокровность. Аргументируйте.

 Прием «Корзина идей, понятий, имен…»  Сердечный цикл -0,8 сек  Работа сердца Сердце Строение сердца  стенки сердца камеры Сокращение предсердий общее расслабление сердца кровеносные сосуды сокращение желудочков клапаны

Прием «Корзина идей, понятий, имен…»

Сердечный цикл -0,8 сек

Работа сердца

Сердце

Строение сердца

стенки сердца

камеры

Сокращение предсердий

общее расслабление сердца

кровеносные сосуды

сокращение желудочков

клапаны

 Прием «Что это?» или «Черный ящик» О каком органе идет речь? Располагается в грудной полости. Обеспечивает одностороннее движение крови по сосудам, выполняя функцию «насоса» в организме. Масса органа у взрослого человека 300 гр. Имеет 3 слоя: перикард, миокард и эндокард. Состоит из 4 камер: 2 предсердий и 2 желудочков. Между предсердиями и желудочками располагаются створчатые клапаны: в правой части сердца – трехстворчатый клапан, а влевой части –митральный клапан. Между желудочками и сосудами располагаются полулунные клапаны и т. д.

Прием «Что это?» или «Черный ящик»

О каком органе идет речь?

Располагается в грудной полости.

Обеспечивает одностороннее движение крови по сосудам, выполняя функцию «насоса» в организме.

Масса органа у взрослого человека 300 гр.

Имеет 3 слоя: перикард, миокард и эндокард.

Состоит из 4 камер: 2 предсердий и 2 желудочков.

Между предсердиями и желудочками располагаются створчатые клапаны: в правой части сердца – трехстворчатый клапан, а влевой части –митральный клапан.

Между желудочками и сосудами располагаются полулунные клапаны и т. д.

курение холестерин алкоголь Лишний вес Причины сердечно- сосудистых заболеваний? Не правильное питание Вредные привычки вредные пищевые добавки не занимаются спортом гиподинамия Лишний вес Дерево предсказаний

курение

холестерин

алкоголь

Лишний вес

Причины сердечно- сосудистых

заболеваний?

Не правильное питание

Вредные привычки

вредные пищевые добавки

не занимаются спортом

гиподинамия

Лишний вес

Дерево предсказаний

Приемы, используемые на стадии осмысления Приёмы, работающие с таблицами таблица ПМИ таблица ЗХУ таблица-синтез сводная таблица концептуальная таблица таблица

Приемы, используемые на стадии осмысления

  • Приёмы, работающие с таблицами
  • таблица ПМИ
  • таблица ЗХУ
  • таблица-синтез
  • сводная таблица
  • концептуальная таблица
  • таблица "Что? Где? Когда? Почему?«
  • Чтение с остановками
  • Прием инсерт (пометки на полях)
  • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
  • Прием «Сюжетная таблица»
  • Прием «Сводная таблица»
  • Прием «Тонкие и толстые вопросы». Ромашка вопросов (ромашка Блума)
  • Прием «Зиг-заг»
  • Прием «Мое мнение»
  • Прием «Мозговой штурм»
  • Прием «Фишбоун»
  • Прием «Понятийное колесо»
  • Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)
  • Прием «Мудрые совы»
Прием « Инсерт» (чтение с пометками)  V (информация, которая уже известна ученикам)  + Сердце работает циклично, каждый цикл делится на фазы. (является для учеников новым и интересным)  - Сердечный цикл длится 0,8 секунд и состоит из трех фаз: Сердце работает всю жизнь, не останавливаясь. Почему оно не устает? (противоречит их представлению)  ? -сокращение предсердий – 0,1 сек., Как работает сердце во время сна, если мозг отдыхает? (ученики хотят получить по этой информации более подробные сведения)  -сокращение желудочков -0,3 сек., Автоматия сердца -общее расслабление сердца – 0,4 сек.

Прием « Инсерт» (чтение с пометками)

V

(информация, которая уже известна ученикам)

+

Сердце работает циклично, каждый цикл делится на фазы.

(является для учеников новым и интересным)

-

Сердечный цикл длится 0,8 секунд и состоит из трех фаз:

Сердце работает всю жизнь, не останавливаясь. Почему оно не устает?

(противоречит их представлению)

?

-сокращение предсердий – 0,1 сек.,

Как работает сердце во время сна, если мозг отдыхает?

(ученики хотят получить по этой информации более подробные сведения)

-сокращение желудочков -0,3 сек.,

Автоматия сердца

-общее расслабление сердца – 0,4 сек.

Прием «Концептуальная таблица» Тема « Строение сердца» Сравните строение левой и правой половин сердца.  левая половина сердца Линии сравнения Правая половина сердца 1.Из каких камер состоит? 2. Из каких слоев состоят стенки сердца? 3.Толщина стенок сердца? 4.Какие клапаны располагаются в данном отделе?  5.Какой круг кровообращения начинается в желудочке?  6. Какой круг кровообращения приносит кровь в предсердие?

Прием «Концептуальная таблица»

Тема « Строение сердца»

Сравните строение левой и правой половин сердца.

левая половина сердца

Линии сравнения

Правая половина сердца

1.Из каких камер состоит?

2. Из каких слоев состоят стенки сердца?

3.Толщина стенок сердца?

4.Какие клапаны располагаются в данном отделе?

5.Какой круг кровообращения начинается в желудочке?

6. Какой круг кровообращения приносит кровь в предсердие?

 Толстые и тонкие вопросы толстые тонкие Дайте объяснение, почему… -почему вы думаете, что… -почему вы считаете, что.. -в чем разница… -предположите, что будет, если… Кто… что… когда… сколько… как называется… согласны ли вы..   «Толстые» вопросы -Объясните, почему кровь течет в одном направлении?  «Тонкие» вопросы -Как регулируется сердечный цикл в период сна человека? -Какую фазу называют систолой сердца? -Какую фазу называют диастолой сердца?

Толстые и тонкие вопросы

толстые

тонкие

Дайте объяснение, почему…

-почему вы думаете, что…

-почему вы считаете, что..

-в чем разница…

-предположите, что будет, если…

Кто…

что…

когда…

сколько…

как называется…

согласны ли вы..

«Толстые» вопросы

-Объясните, почему кровь течет в одном направлении?

«Тонкие» вопросы

-Как регулируется сердечный цикл в период сна человека?

-Какую фазу называют систолой сердца?

-Какую фазу называют диастолой сердца?

«Контур – символ»  Тема «Сердце»

«Контур – символ» Тема «Сердце»

 «Контур – символ»  Тема «Млекопитающие» Впишите в пустые поля под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении. В чем связь и отличие всех рисунков?

«Контур – символ» Тема «Млекопитающие»

Впишите в пустые поля под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении. В чем связь и отличие всех рисунков?

  «Почини цепочку»  Тема: Круги кровообращения.   Пример №1: Расположи по порядку отделы большого круга кровообращения: Левый желудочек – аорта – артерии – вены - нижняя и верхняя полые вены - капилляры - венулы- правое предсердие.  Пример №2: Расположи по порядку отделы малого круга кровообращения: Правый желудочек – легочная артерия – легочные вены- капиллярная сеть легких  – левое предсердие.

«Почини цепочку» Тема: Круги кровообращения.

Пример №1: Расположи по порядку отделы большого круга кровообращения:

Левый желудочек – аорта – артерии – вены - нижняя и верхняя полые вены - капилляры - венулы- правое предсердие.

Пример №2: Расположи по порядку отделы малого круга кровообращения:

Правый желудочек – легочная артерия – легочные вены- капиллярная сеть легких – левое предсердие.

Прием «Найди лишнее» Найти «лишний орган» и дать объяснение выбору. Пример 1 . Надпочечники, поджелудочная железа, вилочковая железа, гипофиз (поджелудочная железа –железа смешанной секреции, остальные – внутренней секреции); Пример 2. Легкие, трахеи, бронхиолы, альвеолы, гортань, капилляры (капилляры относятся к кровеносной системе, а остальные к дыхательной); Пример 3. Левый желудочек, аорта, артерии, капилляры, нижняя и верхняя полые вены, легочные вены (легочные вены –сосуды малого круга кровообращения, остальные- из большого круга кровообращения); Пример 4. Молоточек, наковальня, стремечко, полукружные каналы (полукружные каналы расположены во внутреннем ухе, а три слуховые косточки в среднем ухе); Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.

Прием «Найди лишнее»

Найти «лишний орган» и дать объяснение выбору.

Пример 1 . Надпочечники, поджелудочная железа, вилочковая железа, гипофиз (поджелудочная железа –железа смешанной секреции, остальные – внутренней секреции);

Пример 2. Легкие, трахеи, бронхиолы, альвеолы, гортань, капилляры (капилляры относятся к кровеносной системе, а остальные к дыхательной);

Пример 3. Левый желудочек, аорта, артерии, капилляры, нижняя и верхняя полые вены, легочные вены (легочные вены –сосуды малого круга кровообращения, остальные- из большого круга кровообращения);

Пример 4. Молоточек, наковальня, стремечко, полукружные каналы (полукружные каналы расположены во внутреннем ухе, а три слуховые косточки в среднем ухе);

Данный прием можно использовать при изучении любых тем.

Он универсален.

Приемы, используемые на стадии рефлексии Резюме (Я понял(а), что…). Шесть шляп мышления; Возврат к ключевым словам; Письмо по кругу; Различные виды дискуссий; Написание творческих работ; Исследование по отдельным вопросам Эссе Рафт Диаманта Синквейн Хокку (хайку) Бортовой журнал Двухчастный дневник Трёхчастный дневник Рефлексивный экран вопросов Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение») Что нового вы узнали на уроке

Приемы, используемые на стадии рефлексии

  • Резюме (Я понял(а), что…).
  • Шесть шляп мышления;
  • Возврат к ключевым словам;
  • Письмо по кругу;
  • Различные виды дискуссий;
  • Написание творческих работ;
  • Исследование по отдельным вопросам
  • Эссе
  • Рафт
  • Диаманта
  • Синквейн
  • Хокку (хайку)
  • Бортовой журнал
  • Двухчастный дневник
  • Трёхчастный дневник
  • Рефлексивный экран вопросов
  • Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
  • Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
  • Что нового вы узнали на уроке

 Синквейн  Тема: Зрительный анализатор. Строение глаза.  Глаза Красивые, лучезарные Воспринимают, преломляют, различают Зрение - бесценное богатство человека Очи

Синквейн

Тема: Зрительный анализатор. Строение глаза.

Глаза

Красивые, лучезарные

Воспринимают, преломляют, различают

Зрение - бесценное богатство человека

Очи

 Прием «Письмо в будущее». Рафт. Прием «Письмо в будущее» или Рафт  позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы. Заканчивая урок по теме « Заболевания сердечно – сосудистой системы», предлагаю учащимся проанализировав прошедший урок, написать письмо своему будущему ребенку о том, что он должен знать, что делать, как себя вести, чтобы снизить риск сердечно – сосудистых заболеваний у себя и будущих потомков. Можно менять «персонажи», т.е. менять автора и адресата, а также стиль изложения и суть, т.е. идею.

Прием «Письмо в будущее». Рафт.

Прием «Письмо в будущее» или Рафт

позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

Заканчивая урок по теме « Заболевания сердечно – сосудистой системы», предлагаю учащимся проанализировав прошедший урок, написать письмо своему будущему ребенку о том, что он должен знать, что делать, как себя вести, чтобы снизить риск сердечно – сосудистых заболеваний у себя и будущих потомков.

Можно менять «персонажи», т.е. менять автора и адресата, а также стиль изложения и суть, т.е. идею.

Эссе    Каждая группа работает по написанию эссе по теме или от имени кого то, например лесного жителя или больного человека.

Эссе Каждая группа работает по написанию эссе по теме или от имени кого то, например лесного жителя или больного человека.

Спасибо всем Вам за внимание! Успехов Вам !

Спасибо всем Вам

за внимание!

Успехов Вам !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!