СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Философия Нового времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Философия Нового времени". В презентации представлены следующие вопросы: рационализм, эмпиризм, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Д. Локк.  

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Философия Нового времени»

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Воронков Д. П.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Воронков Д. П.

Особенность философии Нового времени – переход к изучению принципов и границ самого познания.  Главный вопрос: Что является источником знания? Воронков Д. П.

Особенность философии Нового времени – переход к изучению принципов и границ самого познания.

Главный вопрос:

Что является источником знания?

Воронков Д. П.

Источники познания: Рационализм – источник знания - разум. Эмпиризм (и сенсуализм) – источник знания опыт и чувства. Воронков Д. П.

Источники познания:

  • Рационализм – источник знания - разум.
  • Эмпиризм (и сенсуализм) – источник знания опыт и чувства.

Воронков Д. П.

Галилео Галилей (1564-1642) Математика выражает естественный порядок Вселенной, который одинаков на Земле и на небе.  Не следует буквально понимать Библию там, где она противоречит опыту.  Воронков Д. П.

Галилео Галилей (1564-1642)

  • Математика выражает естественный порядок Вселенной, который одинаков на Земле и на небе.

  • Не следует буквально понимать Библию там, где она противоречит опыту.

Воронков Д. П.

Исаак Ньютон (1642-1727) «Домыслов не сочиняю»

Исаак Ньютон (1642-1727)

  • «Домыслов не сочиняю»

  • "О, Боже, я мыслю твоими мыслями и вслед за тобой!"

Воронков Д. П.

Деизм – представление о Боге как о великом механике, который создал мир, дал ему законы развития и больше не вмешивается. Воронков Д. П.

Деизм – представление о Боге как о великом механике, который создал мир, дал ему законы развития и больше не вмешивается.

Воронков Д. П.

Рационализм - (от лат. ratio – разум) – философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. Воронков Д. П.

Рационализм - (от лат. ratio – разум) – философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума.

Воронков Д. П.

Рене Декарт (1596 – 1650) В основе бытия и познания лежит разум, поскольку: абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться следовательно, сомнение реально существует сомнение – свойство мысли мыслить может реально существующий человек Воронков Д. П.

Рене Декарт (1596 – 1650)

В основе бытия и познания лежит разум, поскольку:

  • абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться
  • следовательно, сомнение реально существует
  • сомнение – свойство мысли
  • мыслить может реально существующий человек

Воронков Д. П.

«Я мыслю, следовательно я существую» Воронков Д. П.

«Я мыслю, следовательно я существую»

Воронков Д. П.

ЧИСТОЕ МЫШЛЕНИЕ ИЛИ COGITO:   Подвергнуть сомнению всё чему нас учили Подвергнуть сомнению органы чувств Подвергнуть сомнению чувственный опыт по отношению к себе Подвергнуть сомнению свое сознание.  Воронков Д. П.

ЧИСТОЕ МЫШЛЕНИЕ ИЛИ COGITO:

  • Подвергнуть сомнению всё чему нас учили
  • Подвергнуть сомнению органы чувств
  • Подвергнуть сомнению чувственный опыт по отношению к себе
  • Подвергнуть сомнению свое сознание.

Воронков Д. П.

Характеристика бытия:  Субстанция – это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме самого себя.  Бог и есть высшая субстанция .  Бог создал мир, который тоже состоит из субстанций.  Воронков Д. П.

Характеристика бытия:

Субстанция – это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме самого себя.

Бог и есть высшая субстанция .

Бог создал мир, который тоже состоит из субстанций. 

Воронков Д. П.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:  материальные (вещи);  духовные (идеи). Воронков Д. П.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

  • материальные (вещи);

  • духовные (идеи).

Воронков Д. П.

Коренные свойства ( атрибуты ) каждого рода субстанций:  протяжение – материальные субстанции обладают общим для всех признаком  протяженностью (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности  мышление – духовные субстанции обладают свойством мышления и неделимы. Воронков Д. П.

Коренные свойства ( атрибуты ) каждого рода субстанций:

  • протяжение – материальные субстанции обладают общим для всех признаком  протяженностью (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности

  • мышление – духовные субстанции обладают свойством мышления и неделимы.

Воронков Д. П.

Остальные свойства производны от коренных свойств (атрибутов) и называются модусами .  модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.  Человек состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Воронков Д. П.

Остальные свойства производны от коренных свойств (атрибутов) и называются модусами .

  • модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.;
  • модусами мышления – чувства, желания, ощущения.

Человек состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Воронков Д. П.

Дедукция  – научный метод Декарта Воронков Д. П.

Дедукция – научный метод Декарта

Воронков Д. П.

Квадрат Декарта Воронков Д. П.

Квадрат Декарта

Воронков Д. П.

Бенедикт Спиноза (1632–1677) Субстанция – причина самого себя  Пантеизм : Спиноза объединяет понятия Бог, природа и субстанция  Бог в понимании Спинозы существует, но он не вне мира, а  в самом мире. Бог = Природа Воронков Д. П.

Бенедикт Спиноза (1632–1677)

Субстанция – причина самого себя

Пантеизм : Спиноза объединяет понятия Бог, природа и субстанция

Бог в понимании Спинозы существует, но он не вне мира, а  в самом мире. Бог = Природа

Воронков Д. П.

Готфрид Вильгельм Лейбниц   (1646-1716) Утверждает принцип множественности субстанций (плюрализм)  Целостная, неделимая, непротяженная субстанция - монада .  Воронков Д. П.

Готфрид Вильгельм Лейбниц  (1646-1716)

  • Утверждает принцип множественности субстанций (плюрализм)

  • Целостная, неделимая, непротяженная субстанция - монада .

Воронков Д. П.

Эмпиризм - (от греч. ἐμπειρια – опыт) – теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Воронков Д. П.

Эмпиризм - (от греч. ἐμπειρια – опыт) – теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

Воронков Д. П.

Френсис Бэкон (1561–1626) В основе познания лежит опыт .  Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических  результатов  в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. Воронков Д. П.

Френсис Бэкон (1561–1626)

В основе познания лежит опыт .

Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

Воронков Д. П.

Воронков Д. П.

Воронков Д. П.

Пути познания:  Путь паука - получение знания из разума, то есть рационалистическим путем. Недостатки: снижается роль конкретных фактов  Путь муравья - во внимание принимается исключительно опыт (радикальный эмпиризм). Недостатки:  нет обобщения  Путь пчелы - идеальный способ познания, синтез. Воронков Д. П.

Пути познания:

  • Путь паука - получение знания из разума, то есть рационалистическим путем.

Недостатки: снижается роль конкретных фактов

  • Путь муравья - во внимание принимается исключительно опыт (радикальный эмпиризм).

Недостатки:  нет обобщения

Путь пчелы - идеальный способ познания, синтез.

Воронков Д. П.

Причины, которые мешают  познанию: «призраки» («идолы»)  призраки рода : искажение познания из-за особенностей природы человечества (антропоморфизм)  призраки пещеры – искажение познания из-за индивидуальных особенностей человека.  Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей (смешение природы познания с собственной природой). Воронков Д. П.

Причины, которые мешают  познанию: «призраки» («идолы»)

  • призраки рода : искажение познания из-за особенностей природы человечества (антропоморфизм)

  • призраки пещеры – искажение познания из-за индивидуальных особенностей человека.

  • Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей (смешение природы познания с собственной природой).

Воронков Д. П.

призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата.  призраки театра – влияние на процесс познания существующей научной традиции, авторитетов.  Призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения. Воронков Д. П.
  • призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата.

  • призраки театра – влияние на процесс познания существующей научной традиции, авторитетов.

  • Призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения.

Воронков Д. П.

Томас Гоббс (1588–1679) Человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию.  Проблема общества и государства главная в философии. Цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности Воронков Д. П.

Томас Гоббс (1588–1679)

  • Человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию.

  • Проблема общества и государства главная в философии. Цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности

Воронков Д. П.

Книга «Левиафан»:  человек обладает изначально злой природой;  движущей силой человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;  это приводит к сознанию каждым человеком права на всё;  Воронков Д. П.

Книга «Левиафан»:

  • человек обладает изначально злой природой;

  • движущей силой человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

  • это приводит к сознанию каждым человеком права на всё;

Воронков Д. П.

право каждого человека на всё приводит к «войне всех против всех»;  для выживания люди ограничили свои притязания и «право всех на всё»;  для предотвращения «войны всех против всех» существует государство;  чтобы выполнять свои функции, государство должно стать всесильным;  Воронков Д. П.
  • право каждого человека на всё приводит к «войне всех против всех»;

  • для выживания люди ограничили свои притязания и «право всех на всё»;

  • для предотвращения «войны всех против всех» существует государство;

  • чтобы выполнять свои функции, государство должно стать всесильным;

Воронков Д. П.

Государство – всесильное чудовище, «Левиафан», которое необходимо для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нём.  Воронков Д. П.

Государство – всесильное чудовище, «Левиафан», которое необходимо для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нём.

Воронков Д. П.

Джон Локк (1632–1704) в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);  сознание – пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом, «чистая доска» («tabula rasa»);  источником опыта выступает внешний мир; Воронков Д. П.

Джон Локк (1632–1704)

  • в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);

  • сознание – пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом, «чистая доска» («tabula rasa»);

  • источником опыта выступает внешний мир;

Воронков Д. П.

Цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности.  Идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).  Значение: Локк первым выдвинул эту идею. Воронков Д. П.
  • Цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности.

  • Идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).

  • Значение: Локк первым выдвинул эту идею.

Воронков Д. П.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!