ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Воронков Д. П.
Особенность философии Нового времени – переход к изучению принципов и границ самого познания.
Главный вопрос:
Что является источником знания?
Воронков Д. П.
Источники познания:
- Рационализм – источник знания - разум.
- Эмпиризм (и сенсуализм) – источник знания опыт и чувства.
Воронков Д. П.
Галилео Галилей (1564-1642)
- Математика выражает естественный порядок Вселенной, который одинаков на Земле и на небе.
- Не следует буквально понимать Библию там, где она противоречит опыту.
Воронков Д. П.
Исаак Ньютон (1642-1727)
- "О, Боже, я мыслю твоими мыслями и вслед за тобой!"
Воронков Д. П.
Деизм – представление о Боге как о великом механике, который создал мир, дал ему законы развития и больше не вмешивается.
Воронков Д. П.
Рационализм - (от лат. ratio – разум) – философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума.
Воронков Д. П.
Рене Декарт (1596 – 1650)
В основе бытия и познания лежит разум, поскольку:
- абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться
- следовательно, сомнение реально существует
- сомнение – свойство мысли
- мыслить может реально существующий человек
Воронков Д. П.
«Я мыслю, следовательно я существую»
Воронков Д. П.
ЧИСТОЕ МЫШЛЕНИЕ ИЛИ COGITO:
- Подвергнуть сомнению всё чему нас учили
- Подвергнуть сомнению органы чувств
- Подвергнуть сомнению чувственный опыт по отношению к себе
- Подвергнуть сомнению свое сознание.
Воронков Д. П.
Характеристика бытия:
Субстанция – это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме самого себя.
Бог и есть высшая субстанция .
Бог создал мир, который тоже состоит из субстанций.
Воронков Д. П.
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
Воронков Д. П.
Коренные свойства ( атрибуты ) каждого рода субстанций:
- протяжение – материальные субстанции обладают общим для всех признаком протяженностью (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности
- мышление – духовные субстанции обладают свойством мышления и неделимы.
Воронков Д. П.
Остальные свойства производны от коренных свойств (атрибутов) и называются модусами .
- модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.;
- модусами мышления – чувства, желания, ощущения.
Человек состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
Воронков Д. П.
Дедукция – научный метод Декарта
Воронков Д. П.
Квадрат Декарта
Воронков Д. П.
Бенедикт Спиноза (1632–1677)
Субстанция – причина самого себя
Пантеизм : Спиноза объединяет понятия Бог, природа и субстанция
Бог в понимании Спинозы существует, но он не вне мира, а в самом мире. Бог = Природа
Воронков Д. П.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
- Утверждает принцип множественности субстанций (плюрализм)
- Целостная, неделимая, непротяженная субстанция - монада .
Воронков Д. П.
Эмпиризм - (от греч. ἐμπειρια – опыт) – теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
Воронков Д. П.
Френсис Бэкон (1561–1626)
В основе познания лежит опыт .
Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.
Воронков Д. П.
Воронков Д. П.
Пути познания:
- Путь паука - получение знания из разума, то есть рационалистическим путем.
Недостатки: снижается роль конкретных фактов
- Путь муравья - во внимание принимается исключительно опыт (радикальный эмпиризм).
Недостатки: нет обобщения
Путь пчелы - идеальный способ познания, синтез.
Воронков Д. П.
Причины, которые мешают познанию: «призраки» («идолы»)
- призраки рода : искажение познания из-за особенностей природы человечества (антропоморфизм)
- призраки пещеры – искажение познания из-за индивидуальных особенностей человека.
- Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей (смешение природы познания с собственной природой).
Воронков Д. П.
- призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата.
- призраки театра – влияние на процесс познания существующей научной традиции, авторитетов.
- Призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения.
Воронков Д. П.
Томас Гоббс (1588–1679)
- Человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию.
- Проблема общества и государства главная в философии. Цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности
Воронков Д. П.
Книга «Левиафан»:
- человек обладает изначально злой природой;
- движущей силой человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;
- это приводит к сознанию каждым человеком права на всё;
Воронков Д. П.
- право каждого человека на всё приводит к «войне всех против всех»;
- для выживания люди ограничили свои притязания и «право всех на всё»;
- для предотвращения «войны всех против всех» существует государство;
- чтобы выполнять свои функции, государство должно стать всесильным;
Воронков Д. П.
Государство – всесильное чудовище, «Левиафан», которое необходимо для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нём.
Воронков Д. П.
Джон Локк (1632–1704)
- в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);
- сознание – пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом, «чистая доска» («tabula rasa»);
- источником опыта выступает внешний мир;
Воронков Д. П.
- Цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности.
- Идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).
- Значение: Локк первым выдвинул эту идею.
Воронков Д. П.