Бенедикт Спиноза и его философия
Презентацию подготовил
ученик 10 класса Б
МАОУ «Гимназия №12 имени Г.Р. Державина» г. Тамбова Терехов Данила.
Учитель: Баранова Наталия Александровна
- Бенедикт (Барух) Спиноза — нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени.
- Противопоставил дуализму Рене Декарта идею монизма.
Мони́зм — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.
1632-1677гг.
- Спиноза родился в Амстердаме. Его родители были португальские евреи, бежавшие в Нидерланды от преследований инквизиции.
- Благодаря дружбе с Генрихом Ольденбургом, Спиноза познакомился с философией Декарта и сделался её страстным последователем.
- Большое влияние на Спинозу оказал еврейский вольнодумец Уриэль Акоста .
- Еще одним мыслителем, под влиянием которого во многом сформировалась его позиция, стал итальянский священник Джулио Ванини , относившийся к последователям Джордано Бруно.
Еще в 1652 г., беседуя с учениками школы, Спиноза усомнился в божественном происхождении Талмуда, категорично высказался о наличии загробной жизни, бессмертии души и т.д., вследствие чего был вызван в судилище.
Он отказывается от иудаизма, становится Бенедиктом. В 1656 г. его изгоняют из общины, наложив проклятие. Он становится учащимся частного колледжа. В это время он знакомится с сочинениями Декарта.
Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде «Этика»
Также можно отметить его труды «О боге и человеке и его счастье».
«Теолого-политический трактат».
«Трактат о совершенствовании разума».
«Основы философии Декарта, доказанные геометрическим методом»
«Метафизические размышления»
- В основу своей философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции «в форме пантеистического восприятия Мира и Бога». (Пантеизм – учение о единстве Бога и природы).
- Спиноза мыслит «субстанцию», «Бога» и «природу» как синонимы.
- Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции, теория познания и этика (вопрос соотношения свободы и необходимости).
• не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;
• существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;
• природа и Бог — едины;
Бог – это сама природа во всех ее проявлениях. Но самое важное здесь то, что Бог (субстанция) всегда является причиной самого себя (causa sui).
- «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться»
- Спиноза рассматривает соотношение «природы творящей» (natura naturans) и «природы сотворенной» (natura naturata). Субстанция является природой творящей, а единичные вещи, характеризуемые им, как модусы , – природой сотворенной.
- Природа творящая – это причина, а природа сотворенная – следствие этой причины;
- Спиноза подчеркивает, что все имеет свою причину, и лишь субстанция имеет причину в самой себе.
Изучая проблемы гносеологии, Бенедикт Спиноза выделяет три ступени познания :
- 1 ступень - " познание в чистом виде ", которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания;
- 2 ступень – познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;
- 3 ступень - чувственное отражение окружающего мира. Согласно Спинозе - полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания
По мнению Спиноз, в природе все целесообразно и практично, всякая вещь находится на своем месте и соответствует своему назначению. Поэтому в мире физической природы нет, и не может быть места понятиям «хорошего» и «плохого», «доброго» и «злого». В самом деле, разве можно назвать, к примеру, тигра нехорошим животным, а крокодила – безобразным, несовершенным? Все это наши человеческие понятия, перенесенные на мир вещей. Но ни одна вещь, убежден Спиноза, сама по себе ни хороша, ни плоха – она всего лишь то, чем она является, и не более того. Что же касается «доброго» или «злого», то об этом человек судит с точки зрения собственной выгоды.
- «Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как полезное. Под плохим, наоборот – то, что, как нам достоверно известно, препятствует обладанию добром».
- Проблема детерминизма (обусловленности всего в природе);
- Проблема соотношения свободы и необходимости.
Исследуя ключевые проблемы, философ пришел к следующим выводам:
• свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;
• Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;
• модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;
• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости;
• желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью;
• путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;
• свобода — это познанная необходимость.
Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:
- максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего;
- освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.
- Спиноза был убежден в возможности достижения достоверного, исчерпывающего знания с помощью человеческого разума.
- Высшую цель философии Спиноза видел в обретении человеком счастья, душевного мира и покоя.
- Девизом Спинозы стали слова: «не смеяться, не плакать, не отворачиваться, не проклинать, но понимать».
- Кто такой Бенедикт Спиноза?
- Что такое монизм?
- В каком труде изложены основные философские идеи Спинозы?
- Что является предметом философских исследований Спинозы?
- Сколько и какие ступени познания выделяет Спиноза?
- Каковы ключевые проблемы этики Спинозы?
- Какие слова стали девизом Бенедикта Спинозы?