СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бенедикт Спиноза и его философия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации дается основная информация о жизни и философских воззрениях нидерландского философа Нового времени Бенедикта Спинозы. Можно использовать на уроках обществознания или философии.

Просмотр содержимого документа
«Бенедикт Спиноза и его философия»

Бенедикт Спиноза  и его философия Презентацию подготовил ученик 10 класса Б МАОУ «Гимназия №12 имени Г.Р. Державина» г. Тамбова Терехов Данила. Учитель: Баранова Наталия Александровна

Бенедикт Спиноза и его философия

Презентацию подготовил

ученик 10 класса Б

МАОУ «Гимназия №12 имени Г.Р. Державина» г. Тамбова Терехов Данила.

Учитель: Баранова Наталия Александровна

Бенедикт (Барух) Спиноза — нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени. Противопоставил дуализму Рене Декарта идею монизма.   Мони́зм — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. 1632-1677гг.
  • Бенедикт (Барух) Спиноза — нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени.
  • Противопоставил дуализму Рене Декарта идею монизма.

Мони́зм — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.

1632-1677гг.

Спиноза родился в Амстердаме. Его родители были португальские евреи, бежавшие в Нидерланды от преследований инквизиции. Благодаря дружбе с Генрихом Ольденбургом, Спиноза познакомился с философией Декарта и сделался её страстным последователем. Большое влияние на Спинозу оказал еврейский вольнодумец Уриэль Акоста . Еще одним мыслителем, под влиянием которого во многом сформировалась его позиция, стал итальянский священник Джулио Ванини , относившийся к последователям Джордано Бруно.
  • Спиноза родился в Амстердаме. Его родители были португальские евреи, бежавшие в Нидерланды от преследований инквизиции.
  • Благодаря дружбе с Генрихом Ольденбургом, Спиноза познакомился с философией Декарта и сделался её страстным последователем.
  • Большое влияние на Спинозу оказал еврейский вольнодумец Уриэль Акоста .
  • Еще одним мыслителем, под влиянием которого во многом сформировалась его позиция, стал итальянский священник Джулио Ванини , относившийся к последователям Джордано Бруно.

 Еще в 1652 г., беседуя с учениками школы, Спиноза усомнился в божественном происхождении Талмуда, категорично высказался о наличии загробной жизни, бессмертии души и т.д., вследствие чего был вызван в судилище.  Он отказывается от иудаизма, становится Бенедиктом. В 1656 г. его изгоняют из общины, наложив проклятие. Он становится учащимся частного колледжа. В это время он знакомится с сочинениями Декарта.

Еще в 1652 г., беседуя с учениками школы, Спиноза усомнился в божественном происхождении Талмуда, категорично высказался о наличии загробной жизни, бессмертии души и т.д., вследствие чего был вызван в судилище.

Он отказывается от иудаизма, становится Бенедиктом. В 1656 г. его изгоняют из общины, наложив проклятие. Он становится учащимся частного колледжа. В это время он знакомится с сочинениями Декарта.

 Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде «Этика» Также можно отметить его труды «О боге и человеке и его счастье». «Теолого-политический трактат». «Трактат о совершенствовании разума».  «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим методом»  «Метафизические размышления»

Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде «Этика»

Также можно отметить его труды «О боге и человеке и его счастье».

«Теолого-политический трактат».

«Трактат о совершенствовании разума».

«Основы философии Декарта, доказанные геометрическим методом»

«Метафизические размышления»

В основу своей философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции «в форме пантеистического восприятия Мира и Бога». (Пантеизм – учение о единстве Бога и природы).  Спиноза мыслит «субстанцию», «Бога» и «природу» как синонимы. Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции, теория познания и этика (вопрос соотношения свободы и необходимости).
  • В основу своей философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции «в форме пантеистического восприятия Мира и Бога». (Пантеизм – учение о единстве Бога и природы).
  • Спиноза мыслит «субстанцию», «Бога» и «природу» как синонимы.
  • Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции, теория познания и этика (вопрос соотношения свободы и необходимости).

• не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями; • существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; • данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога; • природа и Бог — едины; Бог – это сама природа во всех ее проявлениях. Но самое важное здесь то, что Бог (субстанция) всегда является причиной самого себя (causa sui).

• не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;

• существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;

• природа и Бог — едины;

Бог – это сама природа во всех ее проявлениях. Но самое важное здесь то, что Бог (субстанция) всегда является причиной самого себя (causa sui).

«Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться»
  • «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться»

Спиноза рассматривает соотношение «природы творящей» (natura naturans) и «природы сотворенной» (natura naturata). Субстанция является природой творящей, а единичные вещи, характеризуемые им, как модусы , – природой сотворенной. Природа творящая – это причина, а природа сотворенная – следствие этой причины; Спиноза подчеркивает, что все имеет свою причину, и лишь субстанция имеет причину в самой себе.
  • Спиноза рассматривает соотношение «природы творящей» (natura naturans) и «природы сотворенной» (natura naturata). Субстанция является природой творящей, а единичные вещи, характеризуемые им, как модусы , – природой сотворенной.
  • Природа творящая – это причина, а природа сотворенная – следствие этой причины;
  • Спиноза подчеркивает, что все имеет свою причину, и лишь субстанция имеет причину в самой себе.
Изучая проблемы гносеологии, Бенедикт Спиноза выделяет  три ступени познания : 1 ступень -

Изучая проблемы гносеологии, Бенедикт Спиноза выделяет  три ступени познания :

  • 1 ступень - " познание в чистом виде ", которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания;
  • 2 ступеньпознание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;
  • 3 ступень - чувственное отражение окружающего мира. Согласно Спинозе - полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания
 По мнению Спиноз, в природе все целесообразно и практично, всякая вещь находится на своем месте и соответствует своему назначению. Поэтому в мире физической природы нет, и не может быть места понятиям «хорошего» и «плохого», «доброго» и «злого». В самом деле, разве можно назвать, к примеру, тигра нехорошим животным, а крокодила – безобразным, несовершенным? Все это наши человеческие понятия, перенесенные на мир вещей. Но ни одна вещь, убежден Спиноза, сама по себе ни хороша, ни плоха – она всего лишь то, чем она является, и не более того. Что же касается «доброго» или «злого», то об этом человек судит с точки зрения собственной выгоды.

По мнению Спиноз, в природе все целесообразно и практично, всякая вещь находится на своем месте и соответствует своему назначению. Поэтому в мире физической природы нет, и не может быть места понятиям «хорошего» и «плохого», «доброго» и «злого». В самом деле, разве можно назвать, к примеру, тигра нехорошим животным, а крокодила – безобразным, несовершенным? Все это наши человеческие понятия, перенесенные на мир вещей. Но ни одна вещь, убежден Спиноза, сама по себе ни хороша, ни плоха – она всего лишь то, чем она является, и не более того. Что же касается «доброго» или «злого», то об этом человек судит с точки зрения собственной выгоды.

«Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как полезное. Под плохим, наоборот – то, что, как нам достоверно известно, препятствует обладанию добром».
  • «Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как полезное. Под плохим, наоборот – то, что, как нам достоверно известно, препятствует обладанию добром».

Проблема детерминизма (обусловленности всего в природе);  Проблема соотношения свободы и необходимости.
  • Проблема детерминизма (обусловленности всего в природе);
  • Проблема соотношения свободы и необходимости.
Исследуя ключевые проблемы, философ пришел к следующим выводам: • свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое; • Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости; • модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;

Исследуя ключевые проблемы, философ пришел к следующим выводам:

свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;

Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;

модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;

• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в

• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости;

• желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью;

• путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;

• свобода — это познанная необходимость.

 Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо: максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего; освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они мешают свободе, подчиняют человека и за­ставляют действовать по необходимости.

Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

  • максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего;
  • освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они мешают свободе, подчиняют человека и за­ставляют действовать по необходимости.

Спиноза был убежден в возможности достижения достоверного, исчерпывающего знания с помощью человеческого разума. Высшую цель философии Спиноза видел в обретении человеком счастья, душевного мира и покоя. Девизом Спинозы стали слова: «не смеяться, не плакать, не отворачиваться, не проклинать, но понимать».
  • Спиноза был убежден в возможности достижения достоверного, исчерпывающего знания с помощью человеческого разума.
  • Высшую цель философии Спиноза видел в обретении человеком счастья, душевного мира и покоя.
  • Девизом Спинозы стали слова: «не смеяться, не плакать, не отворачиваться, не проклинать, но понимать».

Кто такой Бенедикт Спиноза? Что такое монизм? В каком труде изложены основные философские идеи Спинозы? Что является предметом философских исследований Спинозы? Сколько и какие ступени познания выделяет Спиноза? Каковы ключевые проблемы этики Спинозы? Какие слова стали девизом Бенедикта Спинозы?
  • Кто такой Бенедикт Спиноза?
  • Что такое монизм?
  • В каком труде изложены основные философские идеи Спинозы?
  • Что является предметом философских исследований Спинозы?
  • Сколько и какие ступени познания выделяет Спиноза?
  • Каковы ключевые проблемы этики Спинозы?
  • Какие слова стали девизом Бенедикта Спинозы?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!