СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для 8 класса "Назывные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 8 класса "Назывные предложения"

Просмотр содержимого презентации
«Назывные предложения»

Назывные  предложения

Назывные предложения

Цель урока :

Цель урока :

  • дать понятие назывного предложения;
  • формировать умение нахождения назывных предложений в художественной литературе;
  • показать их значение и сферу употребления;
  • развивать речевую культуру учеников.
Орфографическая разминка В каком ряду пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?  под..рить, предл…жить,  ун…верситет;  м..лчание, насл…ждаться,  р…птание;  выб…ру, с…лдат, б…сой;  м…ссионер, зам…ститель.  к…саться. В каком ряду во всех словах пишется ь ?  младшая доч…,  овощ…ной магазин;  густая рож…, борщ.. горяч…;  понёсся вскач…, съеш…те мороженое;  обжеч… руку, выйти замуж…

Орфографическая разминка

В каком ряду пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  • под..рить, предл…жить,

ун…верситет;

  • м..лчание, насл…ждаться,

р…птание;

  • выб…ру, с…лдат, б…сой;
  • м…ссионер, зам…ститель.

к…саться.

В каком ряду во всех словах пишется ь ?

  • младшая доч…,

овощ…ной магазин;

  • густая рож…, борщ.. горяч…;
  • понёсся вскач…, съеш…те мороженое;
  • обжеч… руку, выйти замуж…

двусоставные Грамматическая  основа  По наличию главных членов предложения делятся на : односоставные сказуемое подлежащее и сказуемое подлежащее или

двусоставные

Грамматическая

основа

По наличию главных членов предложения делятся на :

односоставные

сказуемое

подлежащее и сказуемое

подлежащее

или

Односоставные предложения с главным членом сказуемым Определённо-личные Неопределённо-личные безличные 1-е, 2-е л. ед ч, мн ч. 3-е л ед ч наст, буд вр или ср р прош вр 3-е л. мн ч. или форма прош.вр Какие из этих предложений могут иметь значение обобщённого лица ?

Односоставные предложения с главным членом сказуемым

Определённо-личные

Неопределённо-личные

безличные

1-е, 2-е л.

ед ч, мн ч.

3-е л ед ч наст, буд вр

или ср р

прош вр

3-е л. мн ч.

или форма

прош.вр

Какие из этих предложений могут иметь значение

обобщённого лица ?

Найдите определённо-личное предложение  ( расставьте знаки препинания)

Найдите определённо-личное предложение ( расставьте знаки препинания)

  • С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
  • Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
  • На пригорке то сыро то жарко.
  • Волка шапками не закидаешь.
  • По ниве прохожу я узкою межой поросшей кашкой и цепкой лебедой.
Найдите неопределённо-личное предложение

Найдите неопределённо-личное предложение

  • Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
  • На сердитых воду возят.
  • Еду-еду в чистом поле.
  • Со скрипом опустили трап.
  • Нигде жилья не видно на просторе.
Найдите безличное предложение  ( расставьте недостающие знаки препинания )

Найдите безличное предложение ( расставьте недостающие знаки препинания )

  • Ведут ко мне коня.
  • Не спится няня.
  • Кому-то принесли от мастера ларец.
  • После драки кулаками не машут.
  • Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.
Учись у них – у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! ( А.А.Фет )

Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

( А.А.Фет )

Сопоставьте предложения. Подчеркните в них грамматические основы; определите , чем они выражены.Укажите в скобках вид предложения по наличию в нём главных членов. Воздух горячий.( ____________)  Горячий воздух.( ____________ ) Ночь чудная, снежная! ( __________ )  Чудная ночь! ( ___________ ) Утро ясное и морозное. ( ________ )  Ясное и морозное утро. ( _________ )

Сопоставьте предложения. Подчеркните в них грамматические основы; определите , чем они выражены.Укажите в скобках вид предложения по наличию в нём главных членов.

  • Воздух горячий.( ____________)

Горячий воздух.( ____________ )

  • Ночь чудная, снежная! ( __________ )

Чудная ночь! ( ___________ )

  • Утро ясное и морозное. ( ________ )

Ясное и морозное утро. ( _________ )

Шёпот, робкое дыханье,  Трели соловья,  Серебро и колыханье  Сонного ручья,   Свет ночной, ночные тени,  Тени без конца,  Ряд волшебных изменений  Милого лица,   В дымных тучках пурпур розы,  Отблеск янтаря.  И лобзания, и слёзы;  И заря, заря!..  ( А.Фет)   » В нём нет ни одного глагола.  Каждое выражение – картина.»  ( Л.Н.Толстой)

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря.

И лобзания, и слёзы;

И заря, заря!..

( А.Фет)

» В нём нет ни одного глагола.

Каждое выражение – картина.»

( Л.Н.Толстой)

Найдите в текстах назывные предложения, назовите в них грамматические основы.  Какова роль назывных предложений в этих стихах.   Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря.  В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн.  ( К Бальмонт )

Найдите в текстах назывные предложения, назовите в них грамматические основы. Какова роль назывных предложений в этих стихах.

Вечер. Взморье.

Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря.

В берег бьётся

Чуждый чарам чёрный чёлн.

( К Бальмонт )

Маленький городок. Северный городок. Выцветшая луна. Северная Двина. Рябь тёмно-синих вод. Музыка. Теплоход. Девушка на холме. Юноша на корме.  (К.Ваншенкин)

Маленький городок.

Северный городок.

Выцветшая луна.

Северная Двина.

Рябь тёмно-синих вод.

Музыка. Теплоход.

Девушка на холме.

Юноша на корме.

(К.Ваншенкин)

Осень. Сказочный чертог,  Весь открытый для обзора.  Просеки лесных дорог,  Заглядевшихся в озёра.  Как на выставке картин:  Залы, залы, залы, залы  Вязов, ясеней , осин  В позолоте небывалой.  ( Б.Пастернак )

Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней , осин

В позолоте небывалой.

( Б.Пастернак )

Глушь да топь, коряги да пеньки. Старая берёзовая роща, Редкий лес на берегу реки.  ( Д. Кедрин)

Глушь да топь, коряги да пеньки.

Старая берёзовая роща,

Редкий лес на берегу реки.

( Д. Кедрин)

Какие это предложения? Какое они имеют значение? Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух. Вот окраина. Вот Заводская улица.  Вот домик под толевой крышей.

Какие это предложения? Какое они имеют значение?

  • Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.
  • Вот окраина. Вот Заводская улица.

Вот домик под толевой крышей.

  • Вот море, вот пермские дремучие леса.
Придумайте и запишите 2-3 назывных предложения с указательным значением.

Придумайте и запишите 2-3 назывных

предложения с указательным значением.

Найдите среди предложений односоставные, определите их тип:

Найдите среди предложений односоставные, определите их тип:

  • Глаза поминутно застилало слезами.
  • Моросил дождь, слегка шумя по деревьям.
  • Пахло мёдом, липовым цветом, вереском и чем-то ещё.
  • Потушу перед зеркалом свечи.
  • Чист и прозрачен воздух.
  • Его именем назвали город.
  • Псковская земля. Мелколесье. Валуны.
Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику,  расставьте знаки препинания. Об…явили тревогу и через (не)сколько минут отряд двинулся дальше.  (Сложное, 2 части, 1- н-л) В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро.  (Сложное, 2 части, 2- н-л) Тайга. Река. Откосы гор.  ( Простые предложения, односостав,назывн) На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало.  (Сложное, 2-части, 2- безличное пред)

Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику, расставьте знаки препинания.

  • Об…явили тревогу и через (не)сколько минут отряд двинулся дальше.

(Сложное, 2 части, 1- н-л)

  • В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро.

(Сложное, 2 части, 2- н-л)

  • Тайга. Река. Откосы гор.

( Простые предложения, односостав,назывн)

  • На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало.

(Сложное, 2-части, 2- безличное пред)

Назывные предложения Это односоставные предложения с главным членом- ________________________ Они сообщают о том, что какое – нибудь явление существует(имеется) ___________  С частицей вот, вон назывные предложения приобретают ______________________   Назывные предложения употребляются преимущественно _____________________

Назывные предложения

Это односоставные предложения с главным членом- ________________________

Они сообщают о том, что какое – нибудь явление существует(имеется) ___________

С частицей вот, вон назывные предложения

приобретают ______________________

Назывные предложения употребляются преимущественно _____________________

Домашнее задание  п 21 - п 24 . Упр 242 ( 1- 6 )  Найти в стихах А.Ахматовой, М. Цветаевой,  Б.Пастернака, и др назывные предложения,  определить их роль в тексте. ( Можно выписать одну строфу)

Домашнее задание

п 21 - п 24 . Упр 242 ( 1- 6 )

Найти в стихах А.Ахматовой, М. Цветаевой,

Б.Пастернака, и др назывные предложения,

определить их роль в тексте.

( Можно выписать одну строфу)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!