Назывные предложения
Цель урока :
- дать понятие назывного предложения;
- формировать умение нахождения назывных предложений в художественной литературе;
- показать их значение и сферу употребления;
- развивать речевую культуру учеников.
Орфографическая разминка
В каком ряду пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
ун…верситет;
р…птание;
- выб…ру, с…лдат, б…сой;
- м…ссионер, зам…ститель.
к…саться.
В каком ряду во всех словах пишется ь ?
овощ…ной магазин;
- густая рож…, борщ.. горяч…;
- понёсся вскач…, съеш…те мороженое;
- обжеч… руку, выйти замуж…
двусоставные
Грамматическая
основа
По наличию главных членов предложения делятся на :
односоставные
сказуемое
подлежащее и сказуемое
подлежащее
или
Односоставные предложения с главным членом сказуемым
Определённо-личные
Неопределённо-личные
безличные
1-е, 2-е л.
ед ч, мн ч.
3-е л ед ч наст, буд вр
или ср р
прош вр
3-е л. мн ч.
или форма
прош.вр
Какие из этих предложений могут иметь значение
обобщённого лица ?
Найдите определённо-личное предложение ( расставьте знаки препинания)
- С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
- Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
- На пригорке то сыро то жарко.
- Волка шапками не закидаешь.
- По ниве прохожу я узкою межой поросшей кашкой и цепкой лебедой.
Найдите неопределённо-личное предложение
- Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
- На сердитых воду возят.
- Еду-еду в чистом поле.
- Со скрипом опустили трап.
- Нигде жилья не видно на просторе.
Найдите безличное предложение ( расставьте недостающие знаки препинания )
- Ведут ко мне коня.
- Не спится няня.
- Кому-то принесли от мастера ларец.
- После драки кулаками не машут.
- Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
( А.А.Фет )
Сопоставьте предложения. Подчеркните в них грамматические основы; определите , чем они выражены.Укажите в скобках вид предложения по наличию в нём главных членов.
- Воздух горячий.( ____________)
Горячий воздух.( ____________ )
- Ночь чудная, снежная! ( __________ )
Чудная ночь! ( ___________ )
- Утро ясное и морозное. ( ________ )
Ясное и морозное утро. ( _________ )
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря.
И лобзания, и слёзы;
И заря, заря!..
( А.Фет)
» В нём нет ни одного глагола.
Каждое выражение – картина.»
( Л.Н.Толстой)
Найдите в текстах назывные предложения, назовите в них грамматические основы. Какова роль назывных предложений в этих стихах.
Вечер. Взморье.
Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря.
В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
( К Бальмонт )
Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь тёмно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К.Ваншенкин)
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней , осин
В позолоте небывалой.
( Б.Пастернак )
Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая берёзовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
( Д. Кедрин)
Какие это предложения? Какое они имеют значение?
- Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.
- Вот окраина. Вот Заводская улица.
Вот домик под толевой крышей.
- Вот море, вот пермские дремучие леса.
Придумайте и запишите 2-3 назывных
предложения с указательным значением.
Найдите среди предложений односоставные, определите их тип:
- Глаза поминутно застилало слезами.
- Моросил дождь, слегка шумя по деревьям.
- Пахло мёдом, липовым цветом, вереском и чем-то ещё.
- Потушу перед зеркалом свечи.
- Чист и прозрачен воздух.
- Его именем назвали город.
- Псковская земля. Мелколесье. Валуны.
Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику, расставьте знаки препинания.
- Об…явили тревогу и через (не)сколько минут отряд двинулся дальше.
(Сложное, 2 части, 1- н-л)
- В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро.
(Сложное, 2 части, 2- н-л)
( Простые предложения, односостав,назывн)
- На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало.
(Сложное, 2-части, 2- безличное пред)
Назывные предложения
Это односоставные предложения с главным членом- ________________________
Они сообщают о том, что какое – нибудь явление существует(имеется) ___________
С частицей вот, вон назывные предложения
приобретают ______________________
Назывные предложения употребляются преимущественно _____________________
Домашнее задание
п 21 - п 24 . Упр 242 ( 1- 6 )
Найти в стихах А.Ахматовой, М. Цветаевой,
Б.Пастернака, и др назывные предложения,
определить их роль в тексте.
( Можно выписать одну строфу)