Преемственность в обучении истории между начальной и основной школой в контексте ФГОС
ФОРМИРОВАНИЕ УУД
Постиндустриальная стадия развития общества декларирует основные ценности-
информацию, развитый интеллект и креативность человека.
Основная цель внедрения ФГОС - формирование универсальных учебных действий школьников.
Универсальные учебные действия направлены на реализацию возможностей учащихся самостоятельно ставить учебные цели, использовать соответствующие целям способы их реализации, проводить рефлексию и оценивать результаты собственной деятельности, а также создание в школе условий гармоничного развития личности на основе готовности к непрерывному образованию, формирования компетентностных навыков в любой предметной области.
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие
Цель НОО
Цель ООО
учить ученика учиться
учить ученика учиться в общении
Преемственность
- При переходе учащихся из начальной школы в основную к ним предъявляются высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию: к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития психических процессов и способности к саморегуляции. Главная задача, которую ставит общество перед школой, – сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких.
НОО и ООО
- Преемственность в обучении истории и обществознания между начальной и основной школой в контексте ФГОС - это одна из актуальных проблем. И решать ее нужно не когда дети уже пошли в 5 класс, а гораздо раньше, т.е. когда они еще учатся в начальной школе, выработав единые требования в воспитании и обучении.
В программе ООО
нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
Образовательные результаты освоения предмета истории
- Личностные
- Метапредметные
- Предметные
Личностные результаты
- Развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относиться к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции.
Метапредметные результаты
- Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
- Формирование коммуникативной компетентности;
- Умение формировать и осваивать универсальные учебные действия.
Предметные результаты
- 1) формирование основ самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории , усвоение гуманистических и демократических ценностей ;
- 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней ; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений;
Предметные результаты
- 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества ;
- 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.
Роль личностных УУД для школьника
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
Объяснять самому себе ,что « во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера, поступки), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты)
Умение ориентироваться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность). Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой.
Как сформировать универсальные учебные
действия на уроках истории?
- Итак, показываю для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;
- Привлекаю детей к открытию новых знаний в процессе преподавания предмета истории при усвоении нового материала;
- Обучаю детей приемам работы в парах, в группах, показываю, как можно прийти к единому решению в группе;
- Помогаю детям разрешать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного диалога и взаимодействия;
- Не ставить сразу с двойку, ( если ее ставишь ученику, то значит и себе) всегда даю шанс исправить ошибку, показываю, что ошибка – это нормально,( не ошибается тот, кто ничего не делает) главное –уметь учиться на ошибках;
- И самое главное, помогаю ребенку найти самого себя, оказываю всяческую помощь и поддержку, создаю ситуацию успеха на уроке, что играет большую роль в мотивации учения.
Формы и методы работы
1 . Опережающие задания при изучении тем предмета
2.Беседы
3.Разбор тестовых заданий
4.Заполнение схем, таблиц
5.Работа с картой
6.Составление кроссвордов
7.Написание рассказа, мини-сочинений и т.д.
8. Работа с понятийным аппаратом
9. Описание картины, рисунка
10. Дидактические игры на уроке
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
На протяжении ряда лет в рамках Недели ШМО учителей гуманитарного цикла, руководствуясь преемственностью между начальной и основной школой, обучающиеся начальной школы и их родители активно привлекались к участию в различных мероприятиях, проводимыми педагогами ШМО гуманитарного цикла. Дети ходили на экскурсии в кабинет истории, в музейную комнату, знакомились с основными событиями истории России, края, села, посещали выставки, играли и отгадывали ребусы, шарады, головоломки. Для них проводились веселые переменки, викторины совместно с родителями, патриотические и социальные акции и другие мероприятия, что способствовало преемственности в обучении.
Адаптация пятиклассников
Хочу более подробнее остановиться на учащихся 5 класса, которые в этом году поступили в основную школу из начальной. Если нет преемственности в обучении, то переход обучающихся и адаптация пятиклассников очень трудно проходит. Мне не было трудно,а также и моим четвероклассникам, так как в 4 классе я преподавала ОРКСЭ и уже была знакома с ребятами и их родителями. Мы проводили совместные мероприятия, на уроки приглашала родителей и поддерживала тесный контакт с классным руководителем.
Формирование УУД на уроках истории
- На основе системно-деятельностного подхода :
- преемственность учебных программ,
- реализации личностных, метапредметных и предметных результатов.
- Ученик должен научиться осуществлять учебную деятельность, находить, анализировать, систематизировать информацию и применять ее в необходимых практических условиях.
- Для реализации системно-деятельностного подхода в обучении истории, необходимо применение педагогических технологий.
Педагогические технологии
- Информационно-коммуникативные технологии
- Технологии дифференцированного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология критического мышления, которая включает
следующие приёмы:
• «Составление синквейнов»;
• интеллектуальная разминка;
• «Знаю, хочу узнать, узнал»;
• таблица;
• написание творческих работ;
• кластер;
• «Верно – неверно».
- Игровые технологии
- Проектные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
Преемственность в обучении
– это двухсторонний процесс.
С одной стороны − начальная ступень, которая формирует знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая уже развивает накопленный в начальной школе потенциал.
КОЛЛЕГИ! БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
КОЛЛЕГИ! БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!