СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность "детский сад – школа" в формировании единого образовательного пространства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос - как сделать, чтобы процесс адаптации первоклассников в школе прошёл более гладко.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность "детский сад – школа" в формировании единого образовательного пространства.»

Преемственность "детский сад – школа"

в формировании единого образовательного пространства.

Главной стратегической установкой в реформировании системы образования является обеспечение его качества, которое должно соответствовать потребностям личности и социума. Обеспечение непрерывности образования – одно из важных условий достижения этой цели. Основным средством обеспечения непрерывности является преемственность между всеми звеньями образования. В данном случае преемственность понимается как процесс, в котором на дошкольной ступени образования формируются личностные качества ребёнка, служащие основой для успешного обучения в школе. В то же время школа, встречая выпускников детского сада, строит свою работу на достижениях дошкольника, использует и развивает его потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей. Федеральные государственные образовательные стандарты отдельно предусматривают преемственность системы "детский сад - начальная школа". В них чётко прописано, какими знаниями и навыками должен владеть ребёнок к моменту поступления в школу. Опираясь на эти нормативы, воспитатели должны выстраивать систему воспитания и обучения в детском саду.

Когда ребёнок поступает в школу, для него начинается новый этап в жизни. Чтобы этот период прошёл гладко, необходима тесная связь детского сада и школы. Наши педагоги находится в наиболее удачных условиях, так как на базе нашей школы функционирует детский сад. Свою работу мы строим, придерживаясь следующих принципов: «идти от детской, а не от взрослой мысли», уделять особое внимание детской игре, учитывать право ребёнка на индивидуальность, поддерживать инициативу и активность детей. Разрабатывая план совместной деятельности, первоначально мы выяснили, по каким направлениям строится работа по развитию личности в детском саду. Опираясь на это, мы определили содержание внеурочной деятельности первоклассников в нашей школе. В детских садах мы выделили четыре направления: спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное. По этим направлениям мы организовали и деятельность учащихся после уроков.

Спортивно - оздоровительное направление в школе прослеживается через подвижные игры, которые организуются всеми педагогами начальной школы. Действует игровая студия «Потехе – час». Здесь скучать ребятам не приходится. Дети состязаются в эстафетах, выполняют элементы аэробики, задания на внимание, разучивают упражнения для утренней зарядки. Регулярно на базе школы организуются совместные с детским садом спортивные соревнования и спортивные праздники: «Весёлые старты», «Мы - юные спортсмены», «Будущие защитники».

Общекультурное направление реализуется через театральную и хоровую студии. На занятиях театральной студии «Улыбка» воспитанники развивают природные задатки и способности, знакомятся с приёмами исполнительского мастерства, раскрывают индивидуальные способности. Готовые постановки и инсценировки в конце года демонстрируются дошколятам. С удовольствием посещают учащиеся хоровую студию «Весёлые нотки». Руководитель разучивает с учащимися детские, русские народные и эстрадные песни. Детский коллектив выступает на многих общешкольных, праздничных мероприятиях, а также приглашает детский сад на мини-концерты.

Духовно-нравственное воспитание и развитие направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном мире. В школе это реализуется через кружок «Светофорчик», клуб «Юные инспектора движения», кружок «Путешествие по родному краю». «Путешествие по родному краю» знакомит первоклассников с историческим прошлым, сегодняшним днём, культурой и природой Хакасии. Работа строится под девизом: «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь!». Уже с первого класса дети участвуют в акциях: «Кормушка», «Помоги приюту», «Осенний лист», выпуск листовки «Помоги птицам».

Интересно построена работа клуба «Юные инспектора движения», который был создан для того, чтобы помочь детям чувствовать себя безопасно на дорогах и улицах. Юные инспектора принимают участие в подготовке и проведении мероприятий для первоклассников и воспитанников детских садов. В рамках этой программы в детском саде ежегодно проводится мероприятие «Посвящение в пешеходы», организуется театрализованное представление по правилам дорожного движения.

Общеинтеллектуальное направление, реализованное в детском саду, нашло продолжение в двух школьных кружках: библиотечный кружок «Чтение – вот лучшее учение" и кружок оригами «Горд Мастеров». Библиотечный кружок помогает детям, делающим первые шаги на пути овладения навыком чтения, войти в мир книги. Учащиеся читают, слушают чтение, рассматривают обложки книг, выявляют их элементы, учатся соотносить текст с иллюстрацией. Итогом первого года обучения становятся самодельные книжки – малышки. Их дети дарят в мае будущим первоклассникам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, учат сгибать, многократно складывать, надрезать, склеивать бумагу. Совершенствуется мелкая моторика рук, что немаловажно для первоклассников. Многим ребятам известен этот вид работы, так как в детском саду они уже знакомились с различными приёмами работы с бумагой.

Чтобы заинтересовать детей школой, учением мы используем и другие, не менее важные, формы работы. В сентябре мы приглашаем на открытые уроки в первые классы воспитанников выпускных групп вместе со своими воспитателями. Дошкольники на таких занятиях вовлекаются в урок и становятся активными участниками образовательного процесса. В план совместной работы школы и детского сада мы включили: экскурсии по школе, праздники "Моя любимая книжка", "Юные леди", КВН, конкурс "Лучшие пешеходы", конкурс стихов "Моя малая Родина", выставки рисунков "Осенние краски", "Моя бабушка". Попробовать себя в роли учеников будущие первоклассники могут, посещая подготовительные занятия, которые проводят учителя четвёртых классов. Цель этих занятий – выравнивание стартовых возможностей детей. Они проводятся в апреле-мае 2 раза в неделю.

Построенная таким образом работа по преемственности помогает учащимся адаптироваться в новой для них обстановке и легче учиться. Для детей исключена стрессовая ситуация, так как они ранее неоднократно посещали школу, участвовали в совместных мероприятиях, знают в лицо своих будущих учителей. Их внеурочная деятельность выстраивается не с нуля, а основывается на достижениях в детском саду.


Список используемой литературы


  1. Куликовская, И. Э. Теоретические основы дошкольного образования: Учебник / И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева, А. Ю. Белогуров. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021.

  2. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/114214-preemstvennost-mezhdu-doshkolnym-obrazovateln

  3. https://multiurok.ru/files/doklad-prieiemstviennost-dietskogho-sada-i-shkoly.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!