Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций в образовательной среде
Тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории...» (Г.Дарендорф)
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей. По-научному, конфликт – это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуации, когда одна сторона противостоит другой.
СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА
КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ:
ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕОБХОДИМЫ ДВА УЧАСТНИКА КОНФЛИКТА (УЧАСТНИКОВ МОЖЕТ БЫТЬ И БОЛЬШЕ)
ПРОТИВОРЕЧИЕ, КОТОРОЕ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ КОНФЛИКТА, ДОЛЖНО БЫТЬ ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫМ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ
НЕОБХОДИМЫ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ВЫЯВИЛИ БЫ ПРОТИВОРЕЧИЕ И СТОЛКНУЛИ ИНТЕРЕСЫ СУБЪЕКТОВ
Конфликт – это хорошо или плохо?
Позитивные функции конфликта:
- Помогает выявить разнообразие точек зрения;
- Позволяет узнать дополнительную информацию;
- Ослабляет психическую напряженность;
- Стимулирует активность человека;
- Сплачивает единомышленников;
- Повышает авторитет в случае правильного поведения;
- Стимулирует социальные процессы .
Негативные функции конфликта:
Влияние на личность
- Ухудшение настроения;
- Ощущение насилия;
- Ухудшение качества деятельности;
- Закрепление социальной пассивности личности;
- Угроза здоровью;
Влияние на группу
- Нарушение межличностных отношении;
- Ухудшение психологического климата;
- Снижение сплоченности группы;
Виды конфликтов
1. Внутриличностные конфликты.
(между «хочу», «могу» и «надо» в человеке).
2. Межличностные конфликты .
Самый распространенный тип конфликта.
3. Конфликт между личностью и группой .
4. Межгрупповые и организационные конфликты.
Конфликт между людьми можно
уподобить сорняку в огороде:
конфликтная ситуация - это
корень сорняка, а инцидент - та часть,
что на поверхности.
Основные причины конфликтов:
- Внешние или межличностные факторы, которые у нас вызывают раздражительность, стресс, плохое настроение;
- Внутренние или личностные факторы, особенности самого человека.
Причины школьных конфликтов
- Недостаточное умение педагога прогнозировать поведение детей на учебном занятии.
- Стремление педагога сохранить социальный статус.
- Оценка педагогом ребёнка строится на субъективном восприятии его поступка и недостаточном понимании его мотивов.
- Недостаточное умение педагога провести анализ возникшей ситуации.
- Мера несовместимости различных личных качеств (характера, темперамента) учащихся и учителя.
- Неординарное поведение ученика.
- Отдельные черты личности учителя .
- Недостаточная компетентность учителя, незнание основ конфликтологии, отсутствие необходимых коммуникативных способностей, зависимость от собственных проблем и настроения.
Холерик
обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт, но и быстро "остывает".
Флегматик
трудно доступен для убеждения, его трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта также трудно.
Меланхолик
долго помнит и переживает обиду.
Сангвиник
легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта.
Конфликтогены - это слова или действия, которые порождают конфликт.
«Праздничный пирог» мини-тест
Стратегии поведения в конфликте
- Избегание - участник находится ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.
- Принуждение (конкуренция) - навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения.
- Сотрудничество - позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.
- Компромисс - предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны.
- Приспособление - основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента.
«Как разделить премию»
Медиация
- Mediare (лат.) – «посредник»
- Mediation (англ.) – «посредничество»
- Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.
Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.
- Цель школьной службы примирения - развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Правила бесконфликтного поведения (по В.П. Шейнову)
Не употребляйте конфликтогенов
1
Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген
2
Взгляните на ситуацию глазами «обидчика»
3
Проявляйте как можно больше благожелательности
4
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
- Конфликт между учениками;
- Конфликт учителя и ученика;
- Конфликт между учителем и родителями.
Классификация по М.М. Рыбаковой:
- Конфликты деятельности (учебная и внеучебная деятельность, успеваемость),
- Конфликты поведения (поступков) (нарушение дисциплины, норм поведения),
- Конфликты отношений (сфера эмоционально- личностных отношений педагогов и учащихся).
Особенности педагогического конфликта
1. Ответственность педагога за разрешение проблемных ситуаций.
2. Профессиональная позиция обязывает взять на себя инициативу в разрешение конфликта.
3. Ошибки педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются новые субъекты.
4. Участники конфликтов имеют разный социальный статус , чем и определяется их поведение в конфликте.
5. Различное понимание событий и их причин педагогом и подопечным.
6. Присутствие других субъектов конфликта.
Конфликт «Обучающийся — обучающийся»
Причины конфликтов между учениками
- борьба за авторитет
- соперничество
- обман, сплетни
- оскорбления
- обиды
- враждебность к любимым ученикам учителя
- личная неприязнь к человеку
- симпатия без взаимности
- борьба за девочку (мальчика)
Конфликт «Педагог — родитель»
Причины конфликта между учителем и родителями
- разные представления сторон о средствах воспитания
- недовольство родителя методами обучения педагога
- личная неприязнь
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Конфликт «Педагог — обучающийся»
Причины конфликтов между учителем и учениками
- отсутствие единства в требованиях учителей
- чрезмерное количество требований к ученику
- непостоянство требований учителя
- невыполнение требований самим учителем
- ученик считает себя недооцененным
- учитель не может примириться с недостатками ученика
- личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Конфликт «Педагог — педагог»
Причины конфликтов:
нетактичное отношение друг к другу
неудобное расписание занятий
перекладывание обязанностей друг на друга
административные злоупотребления
неравномерное распределение педагогической нагрузки
профессиональное выгорание
в целом сложное экономическое и
политическое положение в регионе
Шаги выхода из конфликтной ситуации
- Задуматься о модели своего поведения
- Осознать, что уступить в конфликте , не значит потерять свой педагогический авторитет
- На первое место поставить интересы подростка
- Внедрять «педагогический» стиль разрешения конфликтной ситуации, что предполагает доверительный диалог ;
- По возможности самостоятельно разрешить
конфликт , без привлечения администрации
Сухомлинский писал: «Умение избежать конфликта – это одна из составных частей педагогической мудрости»
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на решение проблем, нахождение приемлемого решения для обеих сторон.
Единый алгоритм решения любого конфликта:
- Когда проблема только назрела, нахлынуло раздражение и гнев - важно успокоиться и осознать наличие проблемы .
- Провести качественный анализ ситуации .
- Использовать открытый диалог между
конфликтующими сторонами, умение выслушать
собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему.
- Выявить общие цели , способы решения проблемы, позволяющие к этой цели прийти.
- Сделать выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
"Другими словами"
Ты-сообщение
Я - сообщения
Прекратите мельтешить перед глазами!
Выключи музыку, сколько можно говорить!
Прекрати мне хамить!
Убери за собой со стола!
Оденься теплее!
Ты опять пришел домой в 11 вечера!
"Другими словами"
Ты-сообщение
Я - сообщения
Прекратите мельтешить перед глазами!
Мне очень трудно сосредоточиться, когда кто-то ходит "туда-сюда"
Выключи музыку, сколько можно говорить!
Музыка мешает мне работать
Прекрати мне хамить!
Когда я слышу грубости в свой адрес, у меня вообще пропадает желание общаться и хочется уйти
Убери за собой со стола!
Мне не нравится, когда на столе остается грязная посуда
Оденься теплее!
Я беспокоюсь за твое здоровье.
Ты опять пришел домой в 11 вечера!
Я очень волнуюсь, когда тебя нет дома в 11 вечера
благоприятный климат в самом
коллективе
качественно организованные
условия труда материально-техническое
обеспечение рабочего места
наличие комнаты
психологической разгрузки
р абота каждого педагога, над своим профессиональным ростом избегая при этом синдрома профессионального выгорания
- постарайтесь понять точку зрения другого человека и смотреть на ситуацию его глазами
- старайтесь контролировать ситуацию и оставаться спокойным
- всегда внимательно выслушивайте своего собеседника до конца
- не критикуйте других людей, лучше начинайте с самого себя
- указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно
- пытайтесь по достоинству оценивать положительные стороны других людей
- будьте внимательнее к людям, с которыми общаетесь, к мыслям и желаниям других
- отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не давите на собеседника;
- уважайте чувства других людей
- посмотрите на других, в Вас и окружающих так много общего
- помните, любую проблему можно решить
«Правило трех плюсов»:
Имя собеседника
Комплимент
(лучший комплимент для родителей – похвала их детей)
Улыбк а
Для профилактики важно поощрять успехи ребенка, а ошибки критиковать наедине, ровно относиться ко всем детям.
Уступишь в малом, выиграешь в основном!