СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций в образовательной среде

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление коллектива с  представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, особенностях, участниках, последствиях; способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения, развитию воображения, умения понимать друг друга без слов; обучать простым способам избавления от негативных эмоций.

Просмотр содержимого документа
«Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций в образовательной среде»

Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций  в образовательной среде

Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций в образовательной среде

Тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории...» (Г.Дарендорф)

Тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории...» (Г.Дарендорф)

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение)  Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.  По-научному, конфликт – это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуации, когда одна сторона противостоит другой.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей. По-научному, конфликт – это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуации, когда одна сторона противостоит другой.

СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ: ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕОБХОДИМЫ ДВА УЧАСТНИКА КОНФЛИКТА (УЧАСТНИКОВ МОЖЕТ БЫТЬ И БОЛЬШЕ) ПРОТИВОРЕЧИЕ, КОТОРОЕ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ КОНФЛИКТА, ДОЛЖНО БЫТЬ ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫМ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ НЕОБХОДИМЫ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ВЫЯВИЛИ БЫ ПРОТИВОРЕЧИЕ И СТОЛКНУЛИ ИНТЕРЕСЫ СУБЪЕКТОВ

СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА

КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ:

ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕОБХОДИМЫ ДВА УЧАСТНИКА КОНФЛИКТА (УЧАСТНИКОВ МОЖЕТ БЫТЬ И БОЛЬШЕ)

ПРОТИВОРЕЧИЕ, КОТОРОЕ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ КОНФЛИКТА, ДОЛЖНО БЫТЬ ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫМ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ

НЕОБХОДИМЫ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ВЫЯВИЛИ БЫ ПРОТИВОРЕЧИЕ И СТОЛКНУЛИ ИНТЕРЕСЫ СУБЪЕКТОВ

Конфликт – это хорошо или плохо?   Позитивные функции конфликта:  Помогает выявить разнообразие точек зрения;  Позволяет узнать дополнительную информацию;  Ослабляет психическую напряженность;  Стимулирует активность человека;  Сплачивает единомышленников;  Повышает авторитет в случае правильного поведения;  Стимулирует социальные процессы . Негативные функции конфликта: Влияние на личность  Ухудшение настроения;  Ощущение насилия;  Ухудшение качества деятельности;  Закрепление социальной пассивности личности;  Угроза здоровью; Влияние на группу  Нарушение межличностных отношении;  Ухудшение психологического климата;  Снижение сплоченности группы;

Конфликт – это хорошо или плохо?

Позитивные функции конфликта:

  • Помогает выявить разнообразие точек зрения;
  • Позволяет узнать дополнительную информацию;
  • Ослабляет психическую напряженность;
  • Стимулирует активность человека;
  • Сплачивает единомышленников;
  • Повышает авторитет в случае правильного поведения;
  • Стимулирует социальные процессы .

Негативные функции конфликта:

Влияние на личность

  • Ухудшение настроения;
  • Ощущение насилия;
  • Ухудшение качества деятельности;
  • Закрепление социальной пассивности личности;
  • Угроза здоровью;

Влияние на группу

  • Нарушение межличностных отношении;
  • Ухудшение психологического климата;
  • Снижение сплоченности группы;
Виды конфликтов 1.  Внутриличностные конфликты. (между «хочу», «могу» и «надо» в человеке). 2. Межличностные конфликты .  Самый распространенный тип конфликта. 3. Конфликт между личностью и группой . 4. Межгрупповые и организационные конфликты.

Виды конфликтов

1. Внутриличностные конфликты.

(между «хочу», «могу» и «надо» в человеке).

2. Межличностные конфликты .

Самый распространенный тип конфликта.

3. Конфликт между личностью и группой .

4. Межгрупповые и организационные конфликты.

 Конфликт между людьми можно уподобить сорняку в огороде: конфликтная ситуация - это корень сорняка, а инцидент - та часть, что на поверхности.

Конфликт между людьми можно

уподобить сорняку в огороде:

конфликтная ситуация - это

корень сорняка, а инцидент - та часть,

что на поверхности.

Основные причины конфликтов: Внешние или межличностные факторы, которые у нас вызывают раздражительность, стресс, плохое настроение; Внутренние или личностные факторы, особенности самого человека.

Основные причины конфликтов:

  • Внешние или межличностные факторы, которые у нас вызывают раздражительность, стресс, плохое настроение;
  • Внутренние или личностные факторы, особенности самого человека.
Причины школьных конфликтов Недостаточное умение педагога прогнозировать поведение детей на учебном занятии. Стремление педагога сохранить социальный статус. Оценка педагогом ребёнка строится на субъективном восприятии его поступка и недостаточном понимании его мотивов. Недостаточное умение педагога провести анализ возникшей ситуации. Мера несовместимости различных личных качеств (характера, темперамента) учащихся и учителя. Неординарное поведение ученика. Отдельные черты личности учителя . Недостаточная компетентность учителя, незнание основ конфликтологии, отсутствие необходимых коммуникативных способностей, зависимость от собственных проблем и настроения.

Причины школьных конфликтов

  • Недостаточное умение педагога прогнозировать поведение детей на учебном занятии.
  • Стремление педагога сохранить социальный статус.
  • Оценка педагогом ребёнка строится на субъективном восприятии его поступка и недостаточном понимании его мотивов.
  • Недостаточное умение педагога провести анализ возникшей ситуации.
  • Мера несовместимости различных личных качеств (характера, темперамента) учащихся и учителя.
  • Неординарное поведение ученика.
  • Отдельные черты личности учителя .
  • Недостаточная компетентность учителя, незнание основ конфликтологии, отсутствие необходимых коммуникативных способностей, зависимость от собственных проблем и настроения.
Холерик обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт, но и быстро

Холерик

обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт, но и быстро "остывает".

Флегматик трудно доступен для убеждения, его трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта также трудно.

Флегматик

трудно доступен для убеждения, его трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта также трудно.

Меланхолик долго помнит и переживает обиду.

Меланхолик

долго помнит и переживает обиду.

Сангвиник легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта.  

Сангвиник

легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта.

 

Конфликтогены - это слова или действия, которые порождают конфликт.

Конфликтогены - это слова или действия, которые порождают конфликт.

«Праздничный пирог»  мини-тест

«Праздничный пирог» мини-тест

Стратегии поведения в конфликте Избегание - участник находится ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению. Принуждение (конкуренция) - навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения. Сотрудничество - позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. Компромисс - предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны. Приспособление - основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента.

Стратегии поведения в конфликте

  • Избегание - участник находится ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.
  • Принуждение (конкуренция) - навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения.
  • Сотрудничество - позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.
  • Компромисс - предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны.
  • Приспособление - основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента.
«Как разделить премию»

«Как разделить премию»

Медиация Mediare (лат.) – «посредник» Mediation (англ.) – «посредничество» Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт. Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются   Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации. Цель школьной службы примирения -   развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

Медиация

  • Mediare (лат.) – «посредник»
  • Mediation (англ.) – «посредничество»
  • Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.

Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются   Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.

  • Цель школьной службы примирения -   развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Правила бесконфликтного поведения  (по В.П. Шейнову) Не употребляйте конфликтогенов 1 Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген 2 Взгляните на ситуацию глазами «обидчика» 3 Проявляйте как можно больше благожелательности 4

Правила бесконфликтного поведения (по В.П. Шейнову)

Не употребляйте конфликтогенов

1

Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген

2

Взгляните на ситуацию глазами «обидчика»

3

Проявляйте как можно больше благожелательности

4

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ Конфликт между учениками; Конфликт учителя и ученика; Конфликт между учителем и родителями. Классификация по М.М. Рыбаковой:  Конфликты деятельности (учебная и внеучебная деятельность, успеваемость),  Конфликты поведения (поступков) (нарушение дисциплины, норм поведения),  Конфликты отношений (сфера эмоционально- личностных отношений педагогов и учащихся).

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

  • Конфликт между учениками;
  • Конфликт учителя и ученика;
  • Конфликт между учителем и родителями.

Классификация по М.М. Рыбаковой:

  • Конфликты деятельности (учебная и внеучебная деятельность, успеваемость),
  • Конфликты поведения (поступков) (нарушение дисциплины, норм поведения),
  • Конфликты отношений (сфера эмоционально- личностных отношений педагогов и учащихся).
Особенности педагогического конфликта 1. Ответственность педагога за разрешение проблемных ситуаций. 2. Профессиональная позиция обязывает взять на себя инициативу в разрешение конфликта. 3. Ошибки педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются новые субъекты. 4. Участники конфликтов имеют разный социальный статус , чем и определяется их поведение в конфликте. 5. Различное понимание событий и их причин педагогом и подопечным. 6. Присутствие других субъектов конфликта.

Особенности педагогического конфликта

1. Ответственность педагога за разрешение проблемных ситуаций.

2. Профессиональная позиция обязывает взять на себя инициативу в разрешение конфликта.

3. Ошибки педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются новые субъекты.

4. Участники конфликтов имеют разный социальный статус , чем и определяется их поведение в конфликте.

5. Различное понимание событий и их причин педагогом и подопечным.

6. Присутствие других субъектов конфликта.

 Конфликт  «Обучающийся — обучающийся»

Конфликт «Обучающийся — обучающийся»

Причины конфликтов между учениками борьба за авторитет соперничество обман, сплетни оскорбления обиды враждебность к любимым ученикам учителя личная неприязнь к человеку симпатия без взаимности борьба за девочку (мальчика)

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)
Конфликт «Педагог — родитель»

Конфликт «Педагог — родитель»

Причины конфликта между учителем и родителями разные представления сторон о средствах воспитания недовольство родителя методами обучения педагога личная неприязнь мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Конфликт  «Педагог — обучающийся»

Конфликт «Педагог — обучающийся»

Причины конфликтов между учителем и учениками   отсутствие единства в требованиях учителей чрезмерное количество требований к ученику непостоянство требований учителя невыполнение требований самим учителем ученик считает себя недооцененным   учитель не может примириться с недостатками ученика личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
 Конфликт «Педагог — педагог»

Конфликт «Педагог — педагог»

Причины конфликтов: нетактичное отношение друг к другу   неудобное расписание занятий перекладывание обязанностей друг на друга   административные злоупотребления  неравномерное распределение педагогической нагрузки профессиональное выгорание   в целом сложное экономическое и   политическое положение в регионе

Причины конфликтов:

нетактичное отношение друг к другу

неудобное расписание занятий

перекладывание обязанностей друг на друга

административные злоупотребления

неравномерное распределение педагогической нагрузки

профессиональное выгорание

в целом сложное экономическое и

политическое положение в регионе

Шаги выхода из конфликтной ситуации - Задуматься о модели своего поведения Осознать, что уступить в конфликте , не значит потерять свой педагогический авторитет На первое место поставить интересы подростка Внедрять «педагогический» стиль разрешения конфликтной ситуации, что предполагает доверительный диалог ; По возможности самостоятельно разрешить  конфликт , без привлечения администрации Сухомлинский писал: «Умение избежать конфликта – это одна из составных частей педагогической мудрости»

Шаги выхода из конфликтной ситуации

- Задуматься о модели своего поведения

  • Осознать, что уступить в конфликте , не значит потерять свой педагогический авторитет
  • На первое место поставить интересы подростка
  • Внедрять «педагогический» стиль разрешения конфликтной ситуации, что предполагает доверительный диалог ;
  • По возможности самостоятельно разрешить

конфликт , без привлечения администрации

Сухомлинский писал: «Умение избежать конфликта – это одна из составных частей педагогической мудрости»

Разрешение конфликта  – это совместная деятельность его участников, направленная на решение проблем, нахождение приемлемого решения для обеих сторон.

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на решение проблем, нахождение приемлемого решения для обеих сторон.

Единый алгоритм решения любого конфликта: Когда проблема только назрела, нахлынуло раздражение и гнев - важно успокоиться и осознать наличие проблемы . Провести качественный анализ ситуации . Использовать открытый диалог между  конфликтующими сторонами, умение выслушать  собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему. Выявить общие цели , способы решения проблемы, позволяющие к этой цели прийти. Сделать выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Единый алгоритм решения любого конфликта:

  • Когда проблема только назрела, нахлынуло раздражение и гнев - важно успокоиться и осознать наличие проблемы .
  • Провести качественный анализ ситуации .
  • Использовать открытый диалог между

конфликтующими сторонами, умение выслушать

собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему.

  • Выявить общие цели , способы решения проблемы, позволяющие к этой цели прийти.
  • Сделать выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

"Другими словами"

Ты-сообщение

Я - сообщения

Прекратите мельтешить перед глазами!

 

Выключи музыку, сколько можно говорить!

 

Прекрати мне хамить!

 

Убери за собой со стола!

 

Оденься теплее!

 

Ты опять пришел домой в 11 вечера!

 

"Другими словами"

Ты-сообщение

Я - сообщения

Прекратите мельтешить перед глазами!

  Мне очень трудно сосредоточиться, когда кто-то ходит "туда-сюда"

Выключи музыку, сколько можно говорить!

  Музыка мешает мне работать

Прекрати мне хамить!

  Когда я слышу грубости в свой адрес, у меня вообще пропадает желание общаться и хочется уйти

Убери за собой со стола!

  Мне не нравится, когда на столе остается грязная посуда

Оденься теплее!

  Я беспокоюсь за твое здоровье.

Ты опять пришел домой в 11 вечера!

  Я очень волнуюсь, когда тебя нет дома в 11 вечера

благоприятный климат в самом  коллективе  качественно организованные  условия труда материально-техническое  обеспечение рабочего места  наличие комнаты  психологической разгрузки р абота каждого педагога, над своим профессиональным ростом избегая при этом синдрома профессионального выгорания

благоприятный климат в самом

коллективе

качественно организованные

условия труда материально-техническое

обеспечение рабочего места

наличие комнаты

психологической разгрузки

р абота каждого педагога, над своим профессиональным ростом избегая при этом синдрома профессионального выгорания

постарайтесь понять точку зрения другого человека и смотреть на ситуацию его глазами старайтесь контролировать ситуацию и оставаться спокойным всегда внимательно выслушивайте своего собеседника до конца не критикуйте других людей, лучше начинайте с самого себя указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно пытайтесь по достоинству оценивать положительные стороны других людей будьте внимательнее к людям, с которыми общаетесь, к мыслям и желаниям других отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не давите на собеседника; уважайте чувства других людей посмотрите на других, в Вас и окружающих так много общего помните, любую проблему можно решить
  • постарайтесь понять точку зрения другого человека и смотреть на ситуацию его глазами
  • старайтесь контролировать ситуацию и оставаться спокойным
  • всегда внимательно выслушивайте своего собеседника до конца
  • не критикуйте других людей, лучше начинайте с самого себя
  • указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно
  • пытайтесь по достоинству оценивать положительные стороны других людей
  • будьте внимательнее к людям, с которыми общаетесь, к мыслям и желаниям других
  • отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не давите на собеседника;
  • уважайте чувства других людей
  • посмотрите на других, в Вас и окружающих так много общего
  • помните, любую проблему можно решить

«Правило трех плюсов»: Имя собеседника Комплимент (лучший комплимент для родителей – похвала их детей) Улыбк а

«Правило трех плюсов»:

Имя собеседника

Комплимент

(лучший комплимент для родителей – похвала их детей)

Улыбк а

Для профилактики  важно  поощрять успехи ребенка,  а ошибки критиковать наедине, ровно относиться ко всем детям.

Для профилактики важно поощрять успехи ребенка, а ошибки критиковать наедине, ровно относиться ко всем детям.

Уступишь  в малом,    выиграешь  в  основном!   

Уступишь в малом, выиграешь в основном!  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!