СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Предмет химии. Химия как часть естествознания»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Предмет химии. Химия как часть естествознания»»

8 класс

ТЕМА : «Предмет химии. Химия как часть естествознания»

Задачи урока. Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии; дать представление о химии как о точной науке, не лишенной лирики; представить точки зрения на происхождение слова “химия”; показать взаимосвязь химии с другими науками.

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство обучающихся с достижениями современной науки, с биографиями великих химиков.

Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за достижения и успехи нашей страны в области науки; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.

1. Организационный момент.

Знакомство с классом.

2. Актуализация знаний.

Почему химию начинают изучать именно в 8 классе?

Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?Давайте составим ассоциограмму

Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а как переводится слово “химия”?

3. Информация.

Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.

а) Хеми (египетск.) – “наука черной земли». Хемия - это древнее название Египта, где зародилась наука химия.

б) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов;

в) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.


4. Разминка.

Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Вы убедитесь в этом сами

Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?”

• Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?

(В выдыхаемом воздухе содержится СО2.)

• Почему горящий бензин нельзя тушить водой?

(Бензин легче воды и не смешивается с ней.)

• Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?

(Заморозить в лед.)

• Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?

(Из золота.)

• Что означает выражение “как с гуся вода”?

(Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.)

• Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?

(Соединения железа.)

• Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1 л. Что при этом произойдет?

(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)


Так что же такое - химия?

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Вещество – это то, из чего состоит тело.

Тело – это часть вещества, ограниченная в пространстве.


Задание:

  1. Из приведенного перечня определить вещество или тело:

гвоздь, стакан, стекло, воронка, железо, линейка, крахмал, Al проволока.

  1. Указать вещества, из которых сделаны тела:

подкова, вилка, линейка, пробирка, женские украшения


Все вы знаете, что вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов. Так вот определенный вид атомов называется химическим элементом.


Вещества


Простые Сложные


Простые вещества – вещества, образованные атомами одного и того же химического элемента ( кислород, сера, алюминий итд)


Сложные вещества – вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов (вода, углекислый газ, глюкоза итд)


  1. О каких веществах можно сказать:


а) при обычных условиях – бесцветная жидкость без вкуса, запаха, tкип. = 100°С, затвердевает при 0°С. Почему?

б) твердое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, обладает высокой пластичностью, позволяет изготавливать тонкую проволоку.


Итак, мы говорим с вами о свойствах веществ


Свойства веществ− это признаки, по которым одни вещества отличаются от других или сходны между собой.


Свойства бывают физические и химические.

Физические – цвет, вкус, запах, агрегатное состояние, электро- и теплопроводность, температура плавления и кипения, плотность.


Химические свойства – описывают состав вещества (органическое или неорганическое вещество), а также взаимодействие их друг с другом.





Давайте поиграем…

Игра “Угадай - что?”


П е р в о е  в е щ е с т в о

1) Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству.

(5 баллов.)

2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.

(4 балла.)

3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей.

(3 балла.)

4) “Из воды родится, а воды боится”.

(2 балла.)

5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности и других.

(1 балл.)

(Ответ. Поваренная соль.)

В т о р о е  в е щ е с т в о

1) Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”.

(5 баллов.)

2) Древние копты называли его “камнем неба”.

(4 балла.)

3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши.

(3 балла.)

4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит.

(2 балла.)

5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл.

(1 балл.)

(Ответ. Железо.)

11. Подведение итогов урока.

Д/з: §- 1,2. Подготовить сообщение: Роль химии в жизни человека, История развития химии




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!