Пятницкий филиал
МБОУ СОШ с. Чернава Измалковского района Липецкой области
( 8, 9 классы)
Подготовила и провела:
учитель обществознания и
немецкого языкаГулидова Т.М.
С целью повышения интереса обучающихся к проблемам политики, углубления их представлений о политической сфере общественной жизни, формирования у них демократической политической культуры был задуман и проведен правовой турнир
«Право имею».
Цели:
В процессе игры познакомить обучающихся с основными элементами избирательного права в России.
Познакомить школьников с правовым статусом гражданина РФ.
Закрепить знания, полученные на уроке обществознания через повторение основных определений и терминов по избирательному праву.
Сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.
Продолжить формирование и развитие навыков работы в коллективе и навыков творческого мышления у обучающихся.
Пропаганда избирательного права и воспитание активной гражданской позиции.
Оборудование:
Презентация: «Право имею».
Учитель:
Добрый день, дорогие друзья, гости!
Я приветствую вас на нашем Правовом турнире «Право имею» ( слайды)
Ребята, у нас сегодня с вами необычное мероприятие. У нас – правовой турнир по избирательному праву, а тема нашего турнира «Право имею».
Мы сегодня с вами получим первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества, постараемся определить для себя свою гражданскую позицию и ответственность в деле демократизации общества; а так же мы повторим основные понятия, известные Вам из курса «Обществознание».
Учитель:
Наша сегодняшняя игра состоит из 7 туров:
1 тур: Разминка (компьютер)
2тур: Блиц- опрос.
3 тур: Рабочий день президента.
4 тур: «Право имею». «Я обязан…»
5 тур: «Черный ящик»
6 тур: «Вперёд, капитаны!»
7 тур: В гостях у знаменитых сыщиков.
Учитель:
Вначале нашей игры я хочу представить вам, ребята, моего ассистента и секретаря, они же у нас входят в состав жюри, возглавляю которое я - организатор сегодняшнего турнира.
Итак, сегодня у нас командная игра - принимают участие в которой 8 и 9 классы.
Уважаемые капитаны, подготовьте команды для представления.
( название, девиз)
Уважаемое жюри, вы должны выставить за этот конкурс каждой команде оценку ( по 5- балльной системе)
- Команды, пришло время представиться!
Учитель:
Мы начинаем первый тур правовой игры (гонг, компьютер).
1тур:
«Разминка» (Каждая команда получает по 5 вопросов, 30 сек, 1 балл)
1 команда
1.Что в переводе с древнерусского означает слово «выбор», «выборы»?
2. Круг избирателей, которые голосуют за какую-либо политическую партию-
3. Как называется право избирать в органы государственной власти?
4. Партийная система, при которой действуют более 2-х политических партий-
5. Какие два ценза действуют в процессуальных деталях?
2 команда
В переводе с греческого «демократия»-
Кому принадлежит инициатива проведения референдума?
Какой международный документ имеет характер рекомендаций?
Группа людей, имеющие общую программу, главная цель их – законным путем прийти к власти-
Система обязательных правил поведения, санкционированные государством и выраженные в определенных нормах-
2 тур:
А сейчас переходим ко второму туру
« Блиц- опрос»
( вопросы, на которые должны быть даны краткие, точные, а главное быстрые ответы; 8 вопросов получает каждая команда, за правильный ответ- 1 балл)
1 команда
Избирательным правом в РФ обладает гражданин, которому исполнилось…
Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружённых сил России?
Какие международные документы о правах ребёнка вы знаете? ( Декларация прав ребёнка 1959, Конвенция по правам ребёнка 1989)
Какой правовой документ обладает высшей юридической силой в России?
Какие основные избирательные системы существуют в мировой практике?
Как называется право быть избранным в органы государственной власти и вы-
борные органы местной власти?
С какого возраста, по Конституции РФ, можно стать кандидатом в президенты?
Могут ли принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли?
2 команда
Форма высшего непосредственного выражения власти народа? (Референдум)
Кто является главой РФ?
Когда отмечается День прав человека? (10 декабря)
Кто является гарантом Конституции РФ? ( Президент)
Носитель суверенитета и единственный источник власти в России?
Из каких палат состоит парламент РФ?
Существенным признаком какого политического режима являются свободные и честные выборы?
С какого возраста, по Конституции РФ, можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы?
Слово учителя:
Мы переходим к следующему туру нашей правовой игры.
3 тур:
«Рабочий день Президента»
( время работы – 3 минуты, за правильный ответ 2 балла)
Я предлагаю вам текст, он на экране. Уважаемые участники игры, вы, конечно же, знаете, что в течение дня президент выполняет огромную работу.
В этом тексте одновременно включены и те действия, которые по Конституции РФ не являются прерогативой Президента.
Рабочий день президента расписан по часам и минутам:
В течение дня он подписывает распоряжение об отставке правительства, вносит в Думу закон, принимает верительные грамоты послов. Лично снимает с должности директора коммерческого банка.
Президент подписывает указ об отставке Председателя Центрального банка РФ, назначает Генерального прокурора.
Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РФ.
4 тур: «Право имею»
(1 команда - выписать и Конституции политические права и раскрыть их сущность,
2 команда - выписать обязанности человека, раскрыть их сущность)
( время работы-4 минуты, 5 баллов)
5 тур:
«Чёрный ящик» ( за каждый правильный ответ- 2 балла, этот тур требует от вас быстрой реакции, кто- то из вас должен первым получить право на ответ)
Итак, за нашим темным экраном находится то, что в переводе с латинского означает «установление», устройство».
У халифов он был желтым, у албанцев без клюва и когтей, а у их российского собрата они есть- коготочки. (двуглавый орёл)
3. В буквальном смысле слова «сидящий впереди». А для нас он…(президент, кто сидит сзади- непонятно. «Президиум» звучит похоже, а означает «защита»)
4. В нашем черном ящике имеется эмблема. Эта эмблема служит во многих странах мира эмблемой справедливости (весы)
5. Эта регалия русских царей иначе называлась «Яблоко царского чину»
(золотой шар с короной и крестом- держава, сейчас её можно увидеть только в музее, а слово живёт – Великие державы мира).
Слово учителя:
А сейчас я вызываю сразиться в смекалке капитанов команд.
За каждый правильный ответ на предоставленный вам вопрос вы получите по 2 балла.
6 тур:
Философ древности Ибн Сина говорил: «Душа человека- лампа, у которой наука – пламя, а знания- …» Чем должны быть знания? (Маслом)
По закону только она может объявить в РФ амнистию. ( вопрос с подвохом, как и предыдущий –она это Государственная Дума РФ).
В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд- самый гуманный суд в мире» («Кавказская пленница»)
Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука»
Дополнительные вопросы:
Перечислите основные принципы Российского избирательного права.
Кого по закону выбирают в России?
Избирательный бюллетень –это…
Кто такой кандидат, какими качествами он должен обладать?
Слово учителя:
И вот мы подошли к последнему испытанию.
Итак, задание 7 тура для команд:
Какому герою это принадлежит? 3 балла
( слайды)
1. Скрипка, трубка курительная, лупа
2. Большие усы, котелок (головной убор), трость
Итог игры:
На этом наша правовая игра закончилась. Вы показали, где-то блестящие знания, где-то не очень. Но это не беда. У вас ещё всё впереди, но помните, те знания, которые у вас есть, они относительны, мы с вами должны постоянно стремиться к получению новых и новых правовых знаний, они нам необходимы в нашем информационном, высоко технологическом, сложном в структурном смысле обществе.
ТЕСТ «Я - избиратель»
Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.
1. Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:
а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.
2. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:
а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.
3. Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:
а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.
4. Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дату (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:
а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из–за которых все неприятности», то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «А»
то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется).
Во–первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.
Во – вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит.
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «Б»
то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (муху не обижу!).
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «В»
то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
Задумайтесь над результатами.
- Через 3- 4 года каждому из Вас предстоит пройти процедуру выборов.
- Знайте, Вы сами создаете свою судьбу!
Ребята, выборы - это важно! И. может, через несколько лет ты станешь кандидатом в депутаты или президенты. А если за тебя проголосует много народа, станешь ОЧЕНЬ ВАЖНОЙ ПЕРСОНОЙ!
Я хочу пожелать Вам всем, чтобы Вы научились на практике применять те знания, которые сегодня получили, а также воплотить свои идеи в жизнь и быть достойными гражданами нашей страны.
Сегодня у нас есть победитель ( грамота), но у нас нет проигравших.
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неумолимый бег.
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий день президента расписан по часам и минутам:
В течение дня он лично принимает решение и подписывает распоряжение об отставке правительства, вносит в Думу законопроекты, принимает верительные грамоты послов.
Президент подписывает указ об отставке Председателя Центрального банка РФ, назначает Генерального прокурора, он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, а так же назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ.
Пояснения:
ТЕСТ «Я - избиратель»
Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.
1. Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:
а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.
2. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:
а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.
3. Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:
а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.
4. Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дату (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:
а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из–за которых все неприятности», то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.