СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовая грамотность как условие социальной адаптации подростков с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование по данной теме имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации выпускника с интеллектуальными нарушениями, адаптации и интеграции в обществе, а также воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина и патриота .

Полноценная социальная адаптация подростков с интеллектуальными нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Правовая грамотность как условие социальной адаптации подростков с интеллектуальными нарушениями»

 Тема доклада: Правовая грамотность как условие социальной адаптации подростков с интеллектуальными нарушениями

Тема доклада: Правовая грамотность как условие социальной адаптации подростков с интеллектуальными нарушениями

Исследование по данной теме имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации выпускника с интеллектуальными нарушениями, адаптации и интеграции в обществе, а также воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина и патриота . Полноценная социальная адаптация подростков с интеллектуальными нарушениями невозможна без формирования системы их гражданско-правового сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания личности обучающихся.

Исследование по данной теме имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации выпускника с интеллектуальными нарушениями, адаптации и интеграции в обществе, а также воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина и патриота .

Полноценная социальная адаптация подростков с интеллектуальными нарушениями невозможна без формирования системы их гражданско-правового сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания личности обучающихся.

Со свойственной им недостаточностью мышления, слабостью усвоения общих закономерностей и понятий обучающиеся с интеллектуальными нарушениями сравнительно поздно начинают вникать в вопросы общественного устройства, в понятиях, этики, морали и нравственности. Их представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила и этики от педагогов, от родителей, однако не всегда имеют возможность действовать в соответствии с принятыми нормами, либо воспользоваться ими в нестандартной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. В связи с недостаточной сформированностью и неустойчивостью правовых понятий обучающиеся с интеллектуальными нарушениями быстрее поддаются различным асоциальным влияниям и совершают неправильные поступки. 

Формирование основ правовой грамотности приобретает особое значение для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Нами было проведено экспериментальное исследование, оно проводилось на базе ОКОУ “Курская школа ступени”, реализующей адаптированные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.  В ней участвовали 7 обучающихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями, их родители в количестве 5 человек, а также 1 учитель. Цель данного исследования: изучение уровня сформированности правовых знаний у подростков с интеллектуальными нарушениями. Задачи:  1.Выявление уровня сформированности правовых знаний у подростков с интеллектуальными нарушениями. 2.Определение уровня сформированности правовых знаний у подростков с интеллектуальными нарушениями. 3.Изучения уровня сформированности правовых знаний у подростков с интеллектуальными нарушениями.

Нами было проведено экспериментальное исследование, оно проводилось на базе ОКОУ “Курская школа ступени”, реализующей адаптированные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ней участвовали 7 обучающихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями, их родители в количестве 5 человек, а также 1 учитель.

Цель данного исследования: изучение уровня сформированности правовых знаний у подростков с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

1.Выявление уровня сформированности правовых знаний у подростков с интеллектуальными нарушениями.

2.Определение уровня сформированности правовых знаний у подростков с интеллектуальными нарушениями.

3.Изучения уровня сформированности правовых знаний у подростков с интеллектуальными нарушениями.

Исследование проводилось в три этапа.  На I этапе эмпирического исследования – определялся уровень представлений подростков с интеллектуальными нарушениями о праве, оценку их правовых умений, наличие личностных качеств, а также мотивацию к изучению юриспруденции, их способности и готовности самостоятельно решать свои правовые проблемы, На II этапе – этапе эмпирического исследования – осуществлялась разработка и реализация программы по развитию правовой компетентности у подростков с интеллектуальными нарушениями.  На III этапе – проводилось контрольное эмпирическое исследование, предусматривающие изучение динамики мотивов развития правовой компетентности у подростков с интеллектуальными нарушениями, контрольной и экспериментальной групп, осуществлялась обработка и интерпретация полученных данных.

Исследование проводилось в три этапа.

На I этапе эмпирического исследования – определялся уровень представлений подростков с интеллектуальными нарушениями о праве, оценку их правовых умений, наличие личностных качеств, а также мотивацию к изучению юриспруденции, их способности и готовности самостоятельно решать свои правовые проблемы,

На II этапе – этапе эмпирического исследования – осуществлялась разработка и реализация программы по развитию правовой компетентности у подростков с интеллектуальными нарушениями.

На III этапе – проводилось контрольное эмпирическое исследование, предусматривающие изучение динамики мотивов развития правовой компетентности у подростков с интеллектуальными нарушениями, контрольной и экспериментальной групп, осуществлялась обработка и интерпретация полученных данных.

В данном исследовании использовались следующие методики: Анкета изучения представлений о праве людей с ограниченными возможностями здоровья (Грузинцев А.В.). Опросник оценки правовых умений людей с ограниченными возможностями здоровья (Грузинцев А.В.). Опросник изучения мотивации людей с ограниченными возможностями здоровья к правовой компетентности (модификация методики «Мотивация к успеху» Т. Элерса). Опросник определения уровня правовой компетентности людей с ограниченными возможностями здоровья (Грузинцев А.В.). Опросник на изучение личностных качеств людей с ограниченными возможностями здоровья (по методике Р. Кеттелла). В ходе проведенного первичного эмпирического исследования было выявлено, что 80 % респондентов имели лишь поверхностное представление о праве.

В данном исследовании использовались следующие методики:

  • Анкета изучения представлений о праве людей с ограниченными возможностями здоровья (Грузинцев А.В.).
  • Опросник оценки правовых умений людей с ограниченными возможностями здоровья (Грузинцев А.В.).
  • Опросник изучения мотивации людей с ограниченными возможностями здоровья к правовой компетентности (модификация методики «Мотивация к успеху» Т. Элерса).
  • Опросник определения уровня правовой компетентности людей с ограниченными возможностями здоровья (Грузинцев А.В.).
  • Опросник на изучение личностных качеств людей с ограниченными возможностями здоровья (по методике Р. Кеттелла).

В ходе проведенного первичного эмпирического исследования было выявлено, что 80 % респондентов имели лишь поверхностное представление о праве.

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не размышляют над юридическими последствиями своего поведения, легко поддаются негативному влиянию среды, имеют отрицательный опыт. Поэтому их нужно просвещать в правовом отношении, чтобы они знали, понимали свои права, ориентировались в законах и выполняли свои обязанности перед обществом. 

Главная проблема детей с интеллектуальными нарушениями заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Все это осложняется и трудностями в общении. Основным направлением работы с такими детьми должна стать практическая подготовка детей к жизни. Поэтому содержание воспитания строится с учетом следующих принципов: − жизненная значимость; − практическая необходимость. Таким образом необходимо сформировать те правовые компетенции, которые обеспечивают полноценную жизнедеятельность выпускника после его выпуска.

Для формирования правовых компетенций у подростков с интеллектуальными нарушениями, нами была разработана программа «Мы и наши права. Она знакомит подростков с интеллектуальными нарушениями с правами и обязанностями с целью подготовки к самостоятельному проживанию в социуме. Знание прав – это щит, прикрывающий человека, его достоинства от посягательств со стороны других людей. Обладание правами дает подростку с интеллектуальными нарушениями возможность самореализоваться, раскрыться как личность. Беседы по правовым вопросам позволят подросткам с интеллектуальными нарушениями ощутить свои права, предоставляемые им российскими законами, а также научиться пользоваться ими в полной мере. В ходе реализации программы у подростков с интеллектуальными нарушениями должно сформироваться сознание ответственности за несоблюдение законов, что позволит им избежать нежелательных проступков.

Для формирования правовых компетенций у подростков с интеллектуальными нарушениями, нами была разработана программа «Мы и наши права. Она знакомит подростков с интеллектуальными нарушениями с правами и обязанностями с целью подготовки к самостоятельному проживанию в социуме.

Знание прав – это щит, прикрывающий человека, его достоинства от посягательств со стороны других людей. Обладание правами дает подростку с интеллектуальными нарушениями возможность самореализоваться, раскрыться как личность.

Беседы по правовым вопросам позволят подросткам с интеллектуальными нарушениями ощутить свои права, предоставляемые им российскими законами, а также научиться пользоваться ими в полной мере.

В ходе реализации программы у подростков с интеллектуальными нарушениями должно сформироваться сознание ответственности за несоблюдение законов, что позволит им избежать нежелательных проступков.

Программа рассчитана на 1 учебный год. Цели программы: совершенствование правового воспитания подростков с интеллектуальными нарушениями; формирование социально-активной личности, знающей и реализующих свои права и обязанности. Задачи программы: организация правового просвещения подростков с интеллектуальными нарушениями; разъяснение их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации; воспитание у подростков уважения к закону. Форма проведения занятий: внеурочные занятия в виде бесед, лекций, обсуждение ситуаций. Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть актуальность формирования правовой грамотности, являющейся важным условием социальной адаптации подростков с интеллектуальными нарушениями.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Цели программы:

  • совершенствование правового воспитания подростков с интеллектуальными нарушениями;
  • формирование социально-активной личности, знающей и реализующих свои права и обязанности.

Задачи программы:

  • организация правового просвещения подростков с интеллектуальными нарушениями;
  • разъяснение их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • воспитание у подростков уважения к закону.

Форма проведения занятий:

внеурочные занятия в виде бесед, лекций, обсуждение ситуаций.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть актуальность формирования правовой грамотности, являющейся важным условием социальной адаптации подростков с интеллектуальными нарушениями.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!