Тема доклада: Правовая грамотность как условие социальной адаптации подростков с интеллектуальными нарушениями
Исследование по данной теме имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации выпускника с интеллектуальными нарушениями, адаптации и интеграции в обществе, а также воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина и патриота .
Полноценная социальная адаптация подростков с интеллектуальными нарушениями невозможна без формирования системы их гражданско-правового сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания личности обучающихся.
Со свойственной им недостаточностью мышления, слабостью усвоения общих закономерностей и понятий обучающиеся с интеллектуальными нарушениями сравнительно поздно начинают вникать в вопросы общественного устройства, в понятиях, этики, морали и нравственности. Их представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила и этики от педагогов, от родителей, однако не всегда имеют возможность действовать в соответствии с принятыми нормами, либо воспользоваться ими в нестандартной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. В связи с недостаточной сформированностью и неустойчивостью правовых понятий обучающиеся с интеллектуальными нарушениями быстрее поддаются различным асоциальным влияниям и совершают неправильные поступки.
Формирование основ правовой грамотности приобретает особое значение для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Нами было проведено экспериментальное исследование, оно проводилось на базе ОКОУ “Курская школа ступени”, реализующей адаптированные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ней участвовали 7 обучающихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями, их родители в количестве 5 человек, а также 1 учитель.
Цель данного исследования: изучение уровня сформированности правовых знаний у подростков с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
1.Выявление уровня сформированности правовых знаний у подростков с интеллектуальными нарушениями.
2.Определение уровня сформированности правовых знаний у подростков с интеллектуальными нарушениями.
3.Изучения уровня сформированности правовых знаний у подростков с интеллектуальными нарушениями.
Исследование проводилось в три этапа.
На I этапе эмпирического исследования – определялся уровень представлений подростков с интеллектуальными нарушениями о праве, оценку их правовых умений, наличие личностных качеств, а также мотивацию к изучению юриспруденции, их способности и готовности самостоятельно решать свои правовые проблемы,
На II этапе – этапе эмпирического исследования – осуществлялась разработка и реализация программы по развитию правовой компетентности у подростков с интеллектуальными нарушениями.
На III этапе – проводилось контрольное эмпирическое исследование, предусматривающие изучение динамики мотивов развития правовой компетентности у подростков с интеллектуальными нарушениями, контрольной и экспериментальной групп, осуществлялась обработка и интерпретация полученных данных.
В данном исследовании использовались следующие методики:
- Анкета изучения представлений о праве людей с ограниченными возможностями здоровья (Грузинцев А.В.).
- Опросник оценки правовых умений людей с ограниченными возможностями здоровья (Грузинцев А.В.).
- Опросник изучения мотивации людей с ограниченными возможностями здоровья к правовой компетентности (модификация методики «Мотивация к успеху» Т. Элерса).
- Опросник определения уровня правовой компетентности людей с ограниченными возможностями здоровья (Грузинцев А.В.).
- Опросник на изучение личностных качеств людей с ограниченными возможностями здоровья (по методике Р. Кеттелла).
В ходе проведенного первичного эмпирического исследования было выявлено, что 80 % респондентов имели лишь поверхностное представление о праве.
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не размышляют над юридическими последствиями своего поведения, легко поддаются негативному влиянию среды, имеют отрицательный опыт. Поэтому их нужно просвещать в правовом отношении, чтобы они знали, понимали свои права, ориентировались в законах и выполняли свои обязанности перед обществом.
Главная проблема детей с интеллектуальными нарушениями заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Все это осложняется и трудностями в общении. Основным направлением работы с такими детьми должна стать практическая подготовка детей к жизни. Поэтому содержание воспитания строится с учетом следующих принципов: − жизненная значимость; − практическая необходимость. Таким образом необходимо сформировать те правовые компетенции, которые обеспечивают полноценную жизнедеятельность выпускника после его выпуска.
Для формирования правовых компетенций у подростков с интеллектуальными нарушениями, нами была разработана программа «Мы и наши права. Она знакомит подростков с интеллектуальными нарушениями с правами и обязанностями с целью подготовки к самостоятельному проживанию в социуме.
Знание прав – это щит, прикрывающий человека, его достоинства от посягательств со стороны других людей. Обладание правами дает подростку с интеллектуальными нарушениями возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Беседы по правовым вопросам позволят подросткам с интеллектуальными нарушениями ощутить свои права, предоставляемые им российскими законами, а также научиться пользоваться ими в полной мере.
В ходе реализации программы у подростков с интеллектуальными нарушениями должно сформироваться сознание ответственности за несоблюдение законов, что позволит им избежать нежелательных проступков.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Цели программы:
- совершенствование правового воспитания подростков с интеллектуальными нарушениями;
- формирование социально-активной личности, знающей и реализующих свои права и обязанности.
Задачи программы:
- организация правового просвещения подростков с интеллектуальными нарушениями;
- разъяснение их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- воспитание у подростков уважения к закону.
Форма проведения занятий:
внеурочные занятия в виде бесед, лекций, обсуждение ситуаций.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть актуальность формирования правовой грамотности, являющейся важным условием социальной адаптации подростков с интеллектуальными нарушениями.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!