СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правописание НЕ с деепричастиями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку. Тип урока: урок "открытия" нового знания.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание НЕ с деепричастиями"»


Открытый урок по русскому языку в 7 классе

на тему «Правописание НЕ с деепричастиями»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Обучающая:

  • повторить правила правописания не с существительными, прилагательными, местоимениями, причастиями, наречиями, глаголами;

  • организовать знакомство учащихся с орфографическим правилом «Не с деепричастиями», сформировать орфографические навыки правописания не с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами.

Развивающая:

  • создать условия для развития у школьников критического мышления;

  • способствовать формированию информационных и коммуникативных компетенций.

Воспитательная:

  • способствовать формированию уважительного отношения друг к другу;

  • воспитывать любовь к своему родному языку.



Оборудование урока:

  1. раздаточный материал;

  2. эпиграф урока;

  3. кластер





(Не)льзя, чтоб тот себя письмом прославил,

Кто грамматических (не) знает правил.

А.П. Сумароков



План урока

  1. «Организация».

  2. «Вызов».

  1. Актуализация знаний.

  2. Работа с эпиграфом.

  3. Мотивирование к учебной деятельности

  1. «Осмысление».

  1. Повторение и систематизация правописания частицы не с существительными, прилагательными, местоимениями, причастиями, наречиями, глаголами.

  2. Постановка учебной задачи.

  1. «Размышление».

  1. Исследование.

  2. Применение усвоенных знаний на практике.

  1. «Рефлексия».

  1. Обобщение результатов урока, подведение итогов.

  2. Домашнее задание.



Ход урока.

  1. «Организация».

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда – за работу!

Удачи желаю я вам!



  1. «Вызов».



- Откройте тетради и запишите число.



  1. Актуализация знаний.

  • Что такое деепричастие?

  • На какие вопросы отвечает?

  • Ярким морфемным признаком деепричастий являются суффиксы. Назовите их.



  1. Работа с эпиграфом.

- Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Прочитаем его.

- Как вы понимаете слова А.П. Сумарокова?

- Запишите эпиграф в тетрадь, подумайте над правописанием слов.

Подчеркните орфограммы, объясните их.



- О чём пойдёт речь на уроке? ( о правописании не со словами).



  1. Мотивирование к учебной деятельности



Заполнение таблицы «Знаю. Хочу знать. Могу узнать. Надо»



Знаю

Хочу знать

Могу узнать

Надо

Правописание не с:

- существительными;

- прилагательными;

- глаголами;

- причастиями;

- местоимениями;

- наречиями.








- Вспомните и скажите, правописание не с какими частями речи вам знакомо?



  1. «Осмысление».

  1. Повторение и систематизация правописания частицы не с существительными, прилагательными, местоимениями, причастиями, наречиями, глаголами.

- Дома вы собирали воедино информацию о правописании не с существительными, прилагательными, местоимениями, причастиями, наречиями, глаголами. Но такой информацией очень трудно воспользоваться. Её необходимо каким-то образом сгруппировать. Составим структурно-логическую схему – кластер «Правописание НЕ».

- Напомните, как пишется НЕ?





























Слитно Раздельно

Сущ.

Не правда, а ложь

Сущ.

Неправда

Неряха







Прилаг.

Не правдивый, а

Прилаг.

Неправдивый

Небрежный







Нареч.

Нелепо

Невесело





Нареч.

Не весело, а





НЕ

Глагол

Н е радует

Глагол

Негодовать

Причаст.

Не сделанная вовремя

Не сделана

Причаст.

Негодующий

Мест.

Не с кем

Мест.

Некто

















?

?









- Ребята, как вы думаете, зачем я поставила вопросительный знак?

Правильно, здесь не хватает НЕ с деепричастиями. Итак, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание не с деепричастиями)

- Запишите тему в тетрадь.



2. Постановка учебной задачи.

- Вернёмся к таблице.

- Что вы хотите знать? (как пишется не с деепричастиями). Это и будет нашей задачей на сегодняшнем уроке.

- Об этом вы можете узнать?

- А вам надо знать правописание НЕ с деепричастиями?

IV. «Размышление».

  1. Исследование.



- Рассмотрите запись. Прокомментируйте её. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Правило написание НЕ с деепричастиями совпадает с правилом правописания НЕ с глаголами.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ: прочитаем правило в учебнике § 142.



  1. Применение усвоенных знаний на практике.



Карточка.

- Запишите словосочетания в два столбика:

(Не)знал ничего; (не) зная правила; ( (не)чувствовать опасности; (не) чувствуя опасности; (не)навидеть врага; (не)навидя ложь; (не)думая ни о чем; (не)думал о ближнем; (не)жалеть о случившемся; ничего (не)жалея; (не)годуя на кого-то; страшно (не)годовать.

- Допишем структурно- логическую схему (кластер).



Карточка.

- Запишите предложения, раскрывая скобки.

(Не) накормив лошадь, далеко (не) уедешь. (Не) продавай шкуры, (не) убив медведя.

! Проверка.

  1. «Рефлексия».

  1. Обобщение результатов урока, подведение итогов.

- Как пишется НЕ с деепричастиями?

- Заполнение таблицы учащимися.



На уроке мне удалось …

Интересным для меня было…

Как я оценю себя…












- Мысли учащихся (озвучивание)

- Выставление оценок учителем.

  1. Домашнее задание.



Задание № 1

Раскройте скобки, выделите орфограммы.

(Не)взявшись за топор, избы (не)срубишь. (Не)берись лапти плести, (не)надравши лыка. (Не)накормив лошадь, далеко (не)уедешь. (Не)поужинавши, легче, а поужинавши, лучше. (Не)пригож лицом, а хорош умом.



Задание № 2

Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.

Осень в лесу.

Ос..нью берё..ки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю. По небу плыли т..жёлые тучи, едва (не)цепляясь за верхушки деревьев. Птицы стали улетать на юг, к б..регам (не)замерзающих морей. Как тихо в лесу! Л..сичка, (не)увидев меня, быстро п..бежала по тропинк.. . Вот белка, сидя на ветк.., что-то грызёт. Тихо в лесу, только опавш.. листья шуршат под ногами. Легко дышать осенней свежестью. Скоро пушистые хлопья снега укроют всю землю до самой весны.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!