Открытый урок по русскому языку в 7 классе
на тему «Правописание НЕ с деепричастиями»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Обучающая:
повторить правила правописания не с существительными, прилагательными, местоимениями, причастиями, наречиями, глаголами;
организовать знакомство учащихся с орфографическим правилом «Не с деепричастиями», сформировать орфографические навыки правописания не с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами.
Развивающая:
Воспитательная:
Оборудование урока:
раздаточный материал;
эпиграф урока;
кластер
(Не)льзя, чтоб тот себя письмом прославил,
Кто грамматических (не) знает правил.
А.П. Сумароков
План урока
«Организация».
«Вызов».
Актуализация знаний.
Работа с эпиграфом.
Мотивирование к учебной деятельности
«Осмысление».
Повторение и систематизация правописания частицы не с существительными, прилагательными, местоимениями, причастиями, наречиями, глаголами.
Постановка учебной задачи.
«Размышление».
Исследование.
Применение усвоенных знаний на практике.
«Рефлексия».
Обобщение результатов урока, подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока.
«Организация».
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю я вам!
«Вызов».
- Откройте тетради и запишите число.
Актуализация знаний.
Работа с эпиграфом.
- Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Прочитаем его.
- Как вы понимаете слова А.П. Сумарокова?
- Запишите эпиграф в тетрадь, подумайте над правописанием слов.
Подчеркните орфограммы, объясните их.
- О чём пойдёт речь на уроке? ( о правописании не со словами).
Мотивирование к учебной деятельности
Заполнение таблицы «Знаю. Хочу знать. Могу узнать. Надо»
Знаю | Хочу знать | Могу узнать | Надо |
Правописание не с: - существительными; - прилагательными; - глаголами; - причастиями; - местоимениями; - наречиями. | | | |
- Вспомните и скажите, правописание не с какими частями речи вам знакомо?
«Осмысление».
Повторение и систематизация правописания частицы не с существительными, прилагательными, местоимениями, причастиями, наречиями, глаголами.
- Дома вы собирали воедино информацию о правописании не с существительными, прилагательными, местоимениями, причастиями, наречиями, глаголами. Но такой информацией очень трудно воспользоваться. Её необходимо каким-то образом сгруппировать. Составим структурно-логическую схему – кластер «Правописание НЕ».
- Напомните, как пишется НЕ?
Слитно Раздельно
Сущ.
Не правда, а ложь
Сущ.
Неправда
Неряха
Прилаг.
Не правдивый, а …
Прилаг.
Неправдивый
Небрежный
Нареч.
Нелепо
Невесело
Нареч.
Не весело, а …
НЕ
Глагол
Н е радует
Глагол
Негодовать
Причаст.
Не сделанная вовремя
Не сделана
Причаст.
Негодующий
Мест.
Не с кем
Мест.
Некто
?
?
- Ребята, как вы думаете, зачем я поставила вопросительный знак?
Правильно, здесь не хватает НЕ с деепричастиями. Итак, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание не с деепричастиями)
- Запишите тему в тетрадь.
2. Постановка учебной задачи.
- Вернёмся к таблице.
- Что вы хотите знать? (как пишется не с деепричастиями). Это и будет нашей задачей на сегодняшнем уроке.
- Об этом вы можете узнать?
- А вам надо знать правописание НЕ с деепричастиями?
IV. «Размышление».
Исследование.
- Рассмотрите запись. Прокомментируйте её. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Правило написание НЕ с деепричастиями совпадает с правилом правописания НЕ с глаголами.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ: прочитаем правило в учебнике § 142.
Применение усвоенных знаний на практике.
Карточка.
- Запишите словосочетания в два столбика:
(Не)знал ничего; (не) зная правила; ( (не)чувствовать опасности; (не) чувствуя опасности; (не)навидеть врага; (не)навидя ложь; (не)думая ни о чем; (не)думал о ближнем; (не)жалеть о случившемся; ничего (не)жалея; (не)годуя на кого-то; страшно (не)годовать.
- Допишем структурно- логическую схему (кластер).
Карточка.
- Запишите предложения, раскрывая скобки.
(Не) накормив лошадь, далеко (не) уедешь. (Не) продавай шкуры, (не) убив медведя.
! Проверка.
«Рефлексия».
Обобщение результатов урока, подведение итогов.
- Как пишется НЕ с деепричастиями?
- Заполнение таблицы учащимися.
На уроке мне удалось … | Интересным для меня было… | Как я оценю себя… |
| | |
- Мысли учащихся (озвучивание)
- Выставление оценок учителем.
Домашнее задание.
Задание № 1
Раскройте скобки, выделите орфограммы.
(Не)взявшись за топор, избы (не)срубишь. (Не)берись лапти плести, (не)надравши лыка. (Не)накормив лошадь, далеко (не)уедешь. (Не)поужинавши, легче, а поужинавши, лучше. (Не)пригож лицом, а хорош умом.
Задание № 2
Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.
Осень в лесу.
Ос..нью берё..ки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю. По небу плыли т..жёлые тучи, едва (не)цепляясь за верхушки деревьев. Птицы стали улетать на юг, к б..регам (не)замерзающих морей. Как тихо в лесу! Л..сичка, (не)увидев меня, быстро п..бежала по тропинк.. . Вот белка, сидя на ветк.., что-то грызёт. Тихо в лесу, только опавш.. листья шуршат под ногами. Легко дышать осенней свежестью. Скоро пушистые хлопья снега укроют всю землю до самой весны.