СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание и, ы после приставок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Правописание и,ы после приставок".

Просмотр содержимого документа
«Правописание и, ы после приставок»

  1. Тема урока.   Гласные  и  и  ы  после приставок.

  1. Ход урока.


  1. Лексический словарный  диктант.


  1. Аспирант высших  военно-учебных  академий (адъюнкт).

  1. Коренной житель страны (абориген).

  1. Плавучая ледяная гора (айсберг).

  1. Приравненный, вполне соответствующий чему-нибудь, тождественный; совпадающий (адекватный).

  1. Клеевые краски, разводимые на воде. Картина, написанная такими красками (акварель).

  1. Музыкант, который аккомпанирует  (аккомпаниатор).

  1. Прибор для накопления энергий с целью последующего её  использования (аккумулятор).

  1. а) Мелкий предмет, деталь сценической обстановки.

       б) Частность, подробность, сопровождающая что-нибудь главное (аксессуар).

  1. а) Очень  важный  для настоящего момента.
    б)  Существующий,  проявляющийся в действительности (актуальный).

  1. Документ, предоставляющий право на обслуживание, пользование чем-нибудь (абонемент).

  1. Иносказание, выражение чего-нибудь  отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе(аллегория).

  1. Колпак для лампы (абажур).

  1. а)  Собственноручная, обычно памятная надпись или подпись. 

 б) Подлинная рукопись автора (автограф).

  1. Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам     (аллея).

  1. Повторение одинаковых или однородных согласных в стихе (реже в прозе) для усиления звуковой выразительности художественной речи, например: «Мой милый маг, моя Мария     (Брюсов) (аллитерация).

  1. Слово, образованное путём сокращения (аббревиатура).

  1. Каждая из исключающих друг друга возможностей (альтернатива).

  1. Сильнейшее возбуждение, волнение вокруг какого-нибудь дела или вопроса (ажиотаж).

  1. Представитель семейства крупных морских птиц отряда буревестников (альбатрос).

  1. Общее наименование учреждений научного, учебного и художественного направлений (академия).

  1. Объединение звуков различной высоты, исполняемых совокупно как созвучие (аккорд).

  1. Литературный сборник, включающий произведения различных  авторов, иногда объединённых одним направлением, не периодическое издание (альманах).

  1. Приспособление живых  организмов (животных, растений) к изменившимся климатическим условиям как результат искусственного переселения их в другие области обитания (акклиматизация).

  1. Музыкальное сопровождение чего-либо (аккомпанемент).

  1. Химический  элемент, металл серебристого цвета (алюминий).


  1. Запись опорного конспекта.


     Если после приставок, которые оканчиваются на согласный, следует корень с начальной и, то она заменяется на ы. Например: отыграться, разыскать,  безынициативный.

     Буква и сохраняется: 

     -В словах с  приставками  меж- и сверх-, так как после  ж и х ы не пишется. Например: межинститутский, сверхинтересный.

     -В словах с иноязычными приставками: контр (против )-  контриграсуб – субинспектор;  транс ( лат. по ту сторону ) -трансиранский ;  пан ( охватывающий всех) панамериканскийпост -(после) постинфекционный.

ЗАПОМНИТЬ! Пишется и в словах: дезинфекция, дезинформация, суперигра.

      Начальная и сохраняется:

     -во втором корне в сложносокращенных словах: госиздат, мединститут, спортинвентарь..

     -после числительных: двух, трёх, четырёх, например: двухигольный.


  1. Закрепление.  

Упражнение № 137


  1. Вопросы на восприятие правила.

 

    В.  Какому принципу подчиняется написание ы вместо и после приставок на согласный? (Фонетическому)

    В.  Почему после приставок  меж и сверх не происходит перехода  и  в  ы? (По традиции).


  1.  Проверочная работа.

 

     Надо ли вставить после приставок буквы, какие?

    Пред…..юльские события, с…..грать в шашки, без…..мянная речонка, под….. скать удобное место, под…..тожить расходы, сверх…..естественные силы, раз…..скать человека, об…..узить платье, сверх…..зобретательный человек, пред…..дущий параграф, пред..…усмотреть событие, с…..экономить время, об…..единить усилия.


  1.  Домашнее задание. 

    1. П.28, упр. 139 ( составить словосочетания с выделенными словами),

    2. Словарные слова записать: горизонт, габариты, гарнизон, дезертир, дефицит, декларация, дилетант, директива, досконально, дифирамб, интеллигентный, иждивенец , ингредиент, инъекция.

    3. Записать слова, расставить ударение: лекторы, лыжня, местностей (род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой почестей, челюстей…), но новостей, мусоропровод (в одном ряду со словами газопровод, нефтепровод, водопровод), намерение нарост , недруг, недуг, некролог, ненависть ноготь, ногтя, отрочество.

    4. Записать слова, вставить пропущенные буквы:

Без...дейность, вз...мать дез...нформация, небез...звестный, пост...мпрессионистский, вз...скать, пред...дущий, сверх...зысканный, спорт...гра, с...здавна, с...змала, фин...нспектор, без...нициативный, об...гранный, дез...нфекция, спорт...нвентарь. фин...нспектор, об...скивать, пред...дущий, меж...рригационный,с...митировать,из...скать,пост...нфарктный,. с...мпровизированный,без...мянный, мед...нститут

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!