2.Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. 3. Минутка чистописания | Установка на положительное настроение. Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка, которая называлась Азбуковедение. И отправимся мы с вами в гости к старому и мудрому дедушке Корню.Давайте запишем дату и место нашего путешествия. В этой стране был город Гласных. -Сколько гласных букв в русском языке? (10) Назовите их .Слайды 1, 2 Как-то в страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими. Буква О стала походить на А, А на О, И на Е., Е на Я. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Дедушка Корень очень расстроился, такого беспорядка они ещё не видел. Но тут появилось доброе Ударение и стало помогать буквам. Достаточно было ему ударить над гласной в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. Называется она ударная гласная. А вот те гласные, которых ударение ещё не коснулось, называют безударными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Мы им должны помочь, и тогда дедушка Корень будет успокоится. Проблемная ситуация - Какие гласные нужно проверять? Пропишем их. (а, о, е, и, я) | Формулируют мысли Выполняют письмо по образцу. | Л.-проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Пр.-вырабатывают каллиграфический почерк |
5.Актуализация знаний. Цель: организовать выполнение учащимися заданий по пройденному материалу | 1) Словарная работа Мы подошли к воротам первого дома. Но ворота закрыты. А открыть их нам помогут ваши знания. Слайд 3. 1. Огородное растение с завивающимися в кочан листьями, которые употребляют в пищу. (Капуста). 2. Огородное растение с клубнями, богатыми крахмалом. Подземные клубни этого растения употребляются в пищу. (Картофель). 3. Кустарниковое ягодное растение с душистыми сладкими ягодами обычно красного цвета. (Малина). 4. Огородное растение со сладковатым корнеплодом удлиненной формы оранжевого цвета. (Морковь). 5. Яровой злак, зерна которого идут на корм лошадям, а также перерабатываются в крупу. (Овёс). - Что можно сказать о словах - отгадках? (Это словарные слова). | Вспоминают правописание словарных слов. Оценивают свою работу | Р.-принимают учебную задачу, оценивают качество имеющихся знаний |
6.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать условия для решения учебной проблемной ситуации. | -Какое слово было зашифровано? (Колос). -Данное слово будет являться словарным? (Нет). -А почему? (В нём две орфограммы: безударная гласная в корне слова и парная согласная в корне слова). Вспомним правило проверки безударной гласной Посмотрим.что нам подскажет учебник с. 104 правило Организует знакомство с правилом и его усвоение Знакомство с алгоритмом Вы рассказали волшебное правило, и ворота открылись. | Наблюдают за языковым материалом, строят предположения. Подбирают проверочные слова. Читают, запоминают правило Проговаривают алгоритм | Пр.- отрабатывают умение подбирать проверочные слова к данным, используя при этом заданные условия (подобрать проверочное слово, изменив форму слова, подобрав однокоренное слово) П.-извлекают необходимую информациюиз текста, воспроизводят устно теоретическую информацию. |
7.Закрепление знаний и способов действий. Цель: систематизировать знания, организовать самостоятельную работу | 1.Упражнеие на развитие умения проверять безударную гласную в корне (Игра "Волшебная яблоня") Слайд 4 На доске нарисована яблоня, к ветвям прикреплены картонные изображения яблок с буквами а, о, и, е, я. В столбик занесены слова с пропущенными буквами. Ребята, на этой яблоне выросли необычные яблоки. На них написаны буквы. Сорвать яблоко сможет тот, кто найдёт слово, которое подходит к правилу: правописание безударных гласных в корне и обоснует свой выбор. п…ход ст…рик дожд…к р…ка дв…ры з…ма в…зание - Только ли в корне встречаются безударные гласные? -Запишите слова, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную, подберите проверочные слова. | Учащиеся выполняют задание, подбирают проверочные слова, записывают их. Проговаривают алгоритм | Пр.- применяют изученные правила на практике. К. –аргументируют ответ, используют широкий словарный запас для решения познавательной задачи. |
Физминутка Цель: организовать условия для сохранения здоровья | 2. Редактирование текста – Идём дальше. Перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить. Слайд 5 Какие ошибки вы здесь встретили? Давайте исправим ошибки (объяснения детей) А теперь запишем предложение, в котором есть ошибки под диктовку. Только слово “они” я заменю словом “книги”. – Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке. – Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь? – Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему? Нас встречает мудрая сова и предлагает немного отдохнуть. Слайд 6 Совушка-сова, большая голова, (повороты головы влево-вправо) На суку сидит, головой вертит, (Повороты туловища влево-вправо) Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит! (Махи руками – «крыльями» 3. Самостоятельная дифференцированная работа (разноуровневые задания). И вот, тропинка привела нас на разноцветную полянку Слайд 7 Ребята, дедушка Корень приготовил для вас задания разные, выберите задание по силам (каждый уровень на листах разного цвета). - Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно в тетради. Карточка (жёлтого цвета) Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной , укажи стрелочками соответствие проверочных слов. Карточка (зелёного цвета) Спиши. Вставь пропущенные буквы, запиши вместо точек проверочные слова, выдели корень. Карточка (розового цвета). Выпиши слова с безударной гласной в корне, рядом напиши проверочные слова. - Проверим.(спросить одного ученика от каждой группы, поставить отметку) 4. Работа в парах (на карточках) - Вставить пропущенные буквы. Объяснить их написание. 1. Остров на м_ре л_жит, град на острове ст_ит. 2. Под _кном Гвидон с_дит, молча на м_ре гл_дит. 3. И в лазоревой д_ли пок_зались корабли. 4. С башни князь Гвидон сб_гает, д_рогих г_стей встр_чает. 5. Гости умные м_лчат, спорить с бабой не х_тят. 6. Месяц под к_сой бл_стит, а во лбу зв_зда горит. 5.Работа в группах Дедушка Корень приготовил для вас хитрые ребусы с безударной гласной. а) ребусы с безударной гласной, проверяемой ударением. - Отгадайте ребус. Отгадку запишите с проверочным словом. б) загадки на правописание безударной гласной в корне слова. -Отгадайте загадку, отгадку запишите с проверочным словом. 6. Упражнение в распознавании трудных случаев обозначения безударных гласных в корне Работа с рисунками Дедушка Корень даёт самое трудное задание. Безударные гласные могут иногда доставить много неприятностей. Прежде, чем определить написание корня, нужно выяснить его значение. -Какие слова произносятся одинаково в каждом предложении? Какими буквами надо обозначить безударный гласный звук в корне этих слов и почему? | Читают текст и находят ошибки в словах, Исправляют их, подобрав проверочные слова. Проговаривают алгоритм Списывают предложение без ошибок Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Ученики самостоятельную работают по заданию. Проговаривают алгоритм Выявляют места и причины затруднений. Делают самопроверку. Ученики работают в группах, отгадывют ребусы, загадки, находят орфограмму в отгадке иди в тексте загадки, используют способы проверки безударной гласной в корне слова. Рассматривают рисунки, высказывают версию правила-подсказки. | П.- учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи; Р.- учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Л.- осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке. П.-выбирают учебное действие в соответствии с поставленной задачей Обобщают изученный материал. К. –учатся сотрудничать с товарищами. Учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. П.-анализируют языковой материал с целью решения проблемной ситуации. Пр.-владеют орфографической зоркостью, используют широкий словарный запас для решения познавательной задачи, проявляют позитивное отношение к правильной письменной речи. |
8. Итог. | – Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Слайд 8 – Ребята, давайте повторим правила, без которых мы с вами не можем обойтись, записывая слова с безударной гласной в корне? 1) правило из учебника с.104. 2) правила в стихах | Высказывают мнение, анализируя знаки. Проводят самооценку | Р -Оценивают учебные действия, достигнутый результат. Осознанно строят речевые высказывания, используя модель. |