СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание приставок на З-С

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок на З-С»






КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРФОГРАФИИ

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Для 5 класса (1 час)


ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА "З\С"





Цели урока:

1)Повторение, актуализация уже имеющихся знаний(умение различать глухие и звонкие согласные, умение разобрать слово по составу);

2)Познакомить с орфограммой(Правопсание приставок на з\с);

3)Найти,установить и освоить способ действия при выборе з\с на конце приставок;

4)Развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, правильно писать слова с орфограммой, обозначать её графически, объяснять правописание;

5)Развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную,слуховую, моторную память;



Оборудование урока:учебник.



План урока:

1)Организационный момент.

2)Повторение уже изученного материала,актуализация знаний,необходимых для изучения новой темы.

3)Объяснение нового материала(работа с учителем,самостоятельное выведение правила с помощью заданий учителя)

4)Закрепление нового материала(работа с учебником).

5)Формирование умений и навыков(выполнение упражнений)

6)Подведение итогов.

7)Домашнее задание.


ХОД УРОКА.


1)Организационный момент.


2)Терминологический диктант.


Проверка усвоения теоретического материала по теме "Морфемика":

1)Наименьшая значимая часть слова(окончание)

2)Часть изменяемого слова без окончания(основа)

3)Морфема,которая находится перед корнем и служит для образования новых слов(приставка)

4)Морфема,которая находится после корня и служит для образования новых слов (суффикс)

5)Главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов(корень)

6)Раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова(морфемика)


Работает каждый самостоятельно, записывая свой вариант ответа в тетрадь. Позднее проверяем все вместе,с подятой рукой.


Далее к доске выходят два ученика. Один делает фонетический разбор , другой - разбор слова по составу.

Фонетический разбор слова- безвкусный

Разбор слов по составу-разжечь,испортить,безвкусный


Класс выполняет то же самое задание на месте,самостоятельно.

После выполнения ученики проверяют себя под руководством учителя.

Вопросы учителя:

Класс,согласны ли вы с таким разбором?

У кого получилось так же?


Таким образом,мы повторили,какие бывают звуки (глухие и звонкие),вспомнили,какие морфемы есть в слове


3)Объяснение нового материала.

На доске записано 2 слова: Испортить, разговаривать.

Задание:сделать фонетическую транскрипцию этих слов и разобрать их по составу.

Вопросы:Приставки Ис-,раз- имеют варианты?

Придумайте такие слова, в которых были бы приставки Из-,рас-(иззябнуть, рассказать).Делаем так же фонетический и морфемный разборы этих слов.

Внимательно посмотрите на эти пары слов. От чего зависит выбор приставки?(от начального звука корня)

Таким образом мы можем сформулировать правило.Сначала формулирует класс с помощью учителя,потом выборочно просим нескольких учеников повторить.


4)Закрепление нового материала.


Ребята,давайте обратимся к учебнику,не допустили ли мы с вами ошибок, когда формулировали правило.


Работа с учебником.По цепочке читаем текст параграфа,после чего составляем опорную схему:

Способ действия при написании слов с приставками на "з\с":

1)Выделить приставку в слове

2)Определить с какого звука (звонкого или глухого)начинается корень

3)Выбрать "з\с"в зависимости от начального звука корня

(в приставках:"З" пишется перед гласными и звонкими согласными(б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р),"С"пишется перед глухими согласными(к,п,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ,))

Затем проводим опрос учащихся для выяснения степени усвоения правила(спрашиваем 3 учеников с разной склонностью к усвоению правил)


5)Формирование умений и навыков.

Задание №1

Выпишите слова с приставками на "з\с"в два столбика, выделите при ставки в словах,объясните выбор той или иной приставки:

1.Ласковыми словами и камень ра...топишь.

2.Бе..донную бочку водой не наполнишь.

3.Кашу маслом (не) и...портишь.

4.Моря веслом (не) ра...плещешь.

5.Маленькое дело лучше большого бе...делья.

6.Огонь тушат пока (не)ра...горелся.

Два ученика выполняют задание на доске,остальные- самостоятельно.Проверяет класс.После проверки делаем заметку- "Проверено в классе".


Методы обучения:опознавательные+классификационные(группировка)

Образец рассуждения:

Растопишь-в прставке "рас-"мы пишем букву "с",т.к. корень слова начинается с глухого звука"т".Так же используем графическое обозначение орфограммы:РАСТОПИШЬ.


Задание№2

Из слов,помещенных в скобках, при помощи указанных приставок образуйте новые слова. Обоснуйте выбор приставки.

1.БЕЗ\ БЕС(сильный, словесный, вкусный, ценный, злобный, сонный)

2.ВОЗ\ВОС(зрение, становление, держаться, принимать, создавать)

3.ИЗ\ИС(зябнуть,з убрить, жарить, портить, следовать)

4.РАС\РАЗ(знакомиться, жечь, писание, пороть, седлать, спрашивать, таять, тратить, чёт, считать, чистка)

Делаем только под №1.Вызываем 3 учеников к доске,класс работает вместе с доской.Первый ученик проговаривает все в слух,два других свои слова сразу пишут в готовом виде,объясняя написание графически.Номера со 2 по 4,даются ученикам в качестве домашнего задания по вариантам.


Метод обучения:Грамматическое конструирование.

Образец рассуждения:В слове "бессильный"мы пшем приставку"бес",т.к.корень начинается с глухого согласного"с".Графически обозначаем орфограмму:БЕССИЛЬНЫй



Задание№3

Выпишите слова,в которых есть трудности в написании приставки.Объясните графически выбор той или иной приставки.

Бесснежная зима в этом году. Расщедрилась она на мороз.Г олодно птицам зимой. Мороз к ним беспощаден.

(Бесснежная, расщедрилась, беспощаден.)


Давайте разберём их по составу. Почему мы выбираем именно такие приставки?


Выполняем с доской. Один ученик у доски. Предварительно на доске уже был записан текст, задача ученика только выписать нужные слова и объяснить выбор приставки. Класс выполняет работу самостоятельно. Потом один из учеников (учитель вызывает сам)проверяет работу товарища.


Метод обучения:Выборочный диктант.

Образец рассуждения: В слове "бесснежная"в приставке мы пишем букву"с", т.к.слово начинается с глухого "с".Делаем графическое обозначение орфограммы.


6)Подведение итогов.

Давайте подведём итог нашего занятия. Какое правило мы сегодня узнали?(Также проводим опрос 3 учеников)


(Правописание приставок на "з\с")

Давайте вспомним это правило, как оно звучит?(в приставках:"З" пишется перед гласными и звонкими согласными(б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р),"С"пишется перед глухими согласными(к,п,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ,))

Что удалось? Что вызывет затруднение? Есть ли вопросы?


7)Домашнее задание.

Еще раз внимательно прочитать параграф учебника,выучить правило.

Закончить выполнение задания №2 (1 вариант под цифрами 2 и 3, 2 вариант под 4)

Составить 5-6 предложений (лучше связанный рассказ),где бы встречались слова с приставками на "з\с"




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!