СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих.»

 . Ян Амос Коменский   1592-1670 «Считай несчастным тот день или тот час,  в который ты не усвоил ничего нового и  ничего не прибавил к своему образованию.»  

.

Ян Амос Коменский

1592-1670

«Считай несчастным тот день или тот час,

в который ты не усвоил ничего нового и

ничего не прибавил к своему образованию.»  

 Налад .. ик станков, иску с ный лёт .. ик, бе сс трашный развед .. ик, пр .. красный рассказ .. ик, вкусный лимонч .. к, крепкий ореш .. к, красный карандаш .. к, ошибки из-за (не)внимательности, ра..сказать (не)былицу, перенос .. ик инфекции.

Налад .. ик станков, иску с ный лёт .. ик, бе сс трашный развед .. ик, пр .. красный рассказ .. ик, вкусный лимонч .. к, крепкий ореш .. к, красный карандаш .. к, ошибки из-за (не)внимательности, ра..сказать (не)былицу, перенос .. ик инфекции.

 Налад ч ик станков, искусный лёт ч ик, бесстрашный развед ч ик, пр е красный рассказ ч ик, вкусный лимонч и к, крепкий ореш е к, красный карандаш и к, ошибки из-за невнимательности, рассказать небылицу, перенос ч ик инфекции.

Налад ч ик станков, искусный лёт ч ик, бесстрашный развед ч ик, пр е красный рассказ ч ик, вкусный лимонч и к, крепкий ореш е к, красный карандаш и к, ошибки из-за невнимательности, рассказать небылицу, перенос ч ик инфекции.

 Ш ё пот,  вра ч о м,  дру ж о к.

Ш ё пот,

вра ч о м,

дру ж о к.

 Горό ш е к, ру ч ό нка ,  дό ч е нька, крю ч ό к,  соба ч ό нка, е ж ό нок,  руба ш ό нка.   ?

Горό ш е к, ру ч ό нка ,

дό ч е нька, крю ч ό к,

соба ч ό нка, е ж ό нок,

руба ш ό нка.

?

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

1.Узнать когда после шипящих пишется О, а когда Е в суффиксах существительных. 2.Уметь применять данное правило. 3.Осознанное построение устных и письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание. 4. Осуществление самоконтроля.

1.Узнать когда после шипящих пишется О, а когда Е в суффиксах существительных.

2.Уметь применять данное правило.

3.Осознанное построение устных и письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

4. Осуществление самоконтроля.

 Горό ш е к, ру ч ό нка ,  дό ч е нька, крю ч ό к,  соба ч ό нка, е ж ό нок,  руба ш ό нка.   ?

Горό ш е к, ру ч ό нка ,

дό ч е нька, крю ч ό к,

соба ч ό нка, е ж ό нок,

руба ш ό нка.

?

Горό ш е к Дό ч е нька Ру ч ό нка Крю ч ό к Соба ч ό нка Е ж ό нок Руба ш ό нка

Горό ш е к

Дό ч е нька

Ру ч ό нка

Крю ч ό к

Соба ч ό нка

Е ж ό нок

Руба ш ό нка

Алгоритм применения правила 1. Найдите шипящий перед гласным в слове.  2.Определите  морфему с искомой орфограммой  3.Суффикс, окончание 4. Определите часть речи (существительное) под ударением без ударения  о   е

Алгоритм применения правила

1. Найдите шипящий перед гласным в слове.

2.Определите

морфему с искомой орфограммой

3.Суффикс, окончание

4. Определите часть речи

(существительное)

под ударением

без ударения

о

е

Заполните таблицу Части слова О Е Чертеж .. м, пальц .. м, ш .. лк, ш .. пот, огурц .. в, ш .. л, со свеч .. й, ш .. рох, ж .. лудь, щ .. тка, кирпич .. м, крюч .. к, собач .. нка

Заполните таблицу

Части слова

О

Е

Чертеж .. м, пальц .. м, ш .. лк, ш .. пот, огурц .. в, ш .. л, со свеч .. й, ш .. рох, ж .. лудь, щ .. тка, кирпич .. м, крюч .. к, собач .. нка

Части слова О Е Чертеж о м, огурц о в, кирпич о м,  со свеч о й пальц е м ш о рох Ш ё лк, ш ё пот, ш ё л, ж ё лудь, щ ё тка крюч о к , собач о нка

Части слова

О

Е

Чертеж о м, огурц о в, кирпич о м, со свеч о й

пальц е м

ш о рох

Ш ё лк, ш ё пот, ш ё л, ж ё лудь, щ ё тка

крюч о к , собач о нка

В первый день зимних каникул выпал пушистый снег . Я решил посмотреть, как волшебно преобразилась природа.  Потемневший за осень луг покрыт великолепным белым ковром. Метелица посеребрила прическу сосны. Её макушку теперь украшает маленькая снежная шапка .  Белка на ветке с хрустом грызёт орех . Вот заяц сел на пень и испуганно смотрит по сторонам.  Как изменилась природа зимой!

В первый день зимних каникул выпал пушистый снег . Я решил посмотреть, как волшебно преобразилась природа.

Потемневший за осень луг покрыт великолепным белым ковром. Метелица посеребрила прическу сосны. Её макушку теперь украшает маленькая снежная шапка .

Белка на ветке с хрустом грызёт орех . Вот заяц сел на пень и испуганно смотрит по сторонам.

Как изменилась природа зимой!

Снеж о к, луж о к, шапч о нка, бельч о нок, ореш е к, зайч о нок, пенёч е к.

Снеж о к, луж о к, шапч о нка,

бельч о нок, ореш е к, зайч о нок,

пенёч е к.

*** Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуть, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть.

***

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

 Детский зоопарк

Детский зоопарк

Какое значение придают эти суффиксы словам? +   онок =  ? +   онок =  ?

Какое значение придают эти суффиксы словам?

+ онок =

?

+ онок =

?

Какое значение придают эти суффиксы словам? +   онок =  ?  +  ек =   ?

Какое значение придают эти суффиксы словам?

+ онок =

?

+ ек =

?

Какое значение придают эти суффиксы словам? Эти суффиксы придают словам уменьшительно-ласкательное значение. А всегда ли это так?

Какое значение придают эти суффиксы словам?

Эти суффиксы придают словам уменьшительно-ласкательное

значение.

А всегда ли это так?

Что нужно изменить? В этом магазине продается красивая одежонка. На старике была ветхая  одежда.

Что нужно изменить?

В этом магазине продается

красивая одежонка.

На старике была ветхая

одежда.

Эти суффиксы могут придавать словам различные значения: книжонка книга + онк = (неинтересная книга, забавная книга, маленькая книга)  бумага + онк = бумажонка ( маленький клочок бумаги, ничтожная бумажка ) одежда + онк = одежонка (обветшалая, легкая, плохо греющая одежда)

Эти суффиксы могут придавать словам различные значения:

книжонка

книга + онк =

(неинтересная книга, забавная книга, маленькая книга)

бумага + онк =

бумажонка

( маленький клочок бумаги, ничтожная бумажка )

одежда + онк =

одежонка

(обветшалая, легкая, плохо греющая одежда)

Значения суффиксов. -Уменьшительно-ласкательное. -Пренебрежительное.

Значения суффиксов.

-Уменьшительно-ласкательное.

-Пренебрежительное.

Поговорка – цветоч…к, пословица –  ягодка.  Крут береж…к, да рыбка хороша. 

Поговорка – цветоч…к, пословица –

ягодка.

Крут береж…к, да рыбка хороша. 

Буквенный диктант Длинный языч…к Детский стиш…к Душистый горош…к Белый воротнич…к Золотой петуш…к Последний кусоч…к Чистый роднич…к Желтый колпач…к Новый замоч…к Серый комоч…к Тихий звоноч…к Маленький пастуш…к Потайной ящич…к Детский чулоч…к Маленький верблюжон…к № слова Вариант ответа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Буквенный диктант

  • Длинный языч…к
  • Детский стиш…к
  • Душистый горош…к
  • Белый воротнич…к
  • Золотой петуш…к
  • Последний кусоч…к
  • Чистый роднич…к
  • Желтый колпач…к
  • Новый замоч…к
  • Серый комоч…к
  • Тихий звоноч…к
  • Маленький пастуш…к
  • Потайной ящич…к
  • Детский чулоч…к
  • Маленький верблюжон…к

№ слова

Вариант ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Проверяю себя Длинный языч о к Детский стиш о к Душистый горош е к Белый воротнич о к Золотой петуш о к Последний кусоч е к Чистый роднич о к Желтый колпач о к Новый замоч е к Серый комоч е к Тихий звоноч е к Маленький пастуш о к Потайной ящич е к Детский чулоч е к Маленький верблюж о нок № слова Вариант ответа 1 о 2 3 о е 4 5 о о 6 7 е о 8 о 9 е 10 е 11 е 12 13 о е 14 15 е о 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более – «2»

Проверяю себя

  • Длинный языч о к
  • Детский стиш о к
  • Душистый горош е к
  • Белый воротнич о к
  • Золотой петуш о к
  • Последний кусоч е к
  • Чистый роднич о к
  • Желтый колпач о к
  • Новый замоч е к
  • Серый комоч е к
  • Тихий звоноч е к
  • Маленький пастуш о к
  • Потайной ящич е к
  • Детский чулоч е к
  • Маленький верблюж о нок

№ слова

Вариант ответа

1

о

2

3

о

е

4

5

о

о

6

7

е

о

8

о

9

е

10

е

11

е

12

13

о

е

14

15

е

о

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

5 и более – «2»

ТЕСТ 1. В каком слове в суффиксе пишется буква -о-?  1. овраж…к  2. жуч…к  3. горош…к 2. В каком слове в суффиксах не пишется -е-?  1. луж…к  2. волч…нок  3. ореш…к 3. Найдите ошибку в суффиксах существительных:  1. дружок  2. жучёк  3. пастушок

ТЕСТ

1. В каком слове в суффиксе пишется буква -о-?

1. овраж…к

2. жуч…к

3. горош…к

2. В каком слове в суффиксах не пишется -е-?

1. луж…к

2. волч…нок

3. ореш…к

3. Найдите ошибку в суффиксах существительных:

1. дружок

2. жучёк

3. пастушок

ТЕСТ (продолжение) 4. Найдите предложение, в котором есть слово с изучаемой орфограммой.  1. Я приобрел неинтересную книжонку.  2. Мама любит своего сыночка.  3. Я рисую карандашом. 5. В каком слове в суффиксах существительных не пишутся буквы о, е после шипящей?  1. подуш…чка  2. крюч…к  3. карандаш…к

ТЕСТ (продолжение)

4. Найдите предложение, в котором есть слово с изучаемой орфограммой.

1. Я приобрел неинтересную книжонку.

2. Мама любит своего сыночка.

3. Я рисую карандашом.

5. В каком слове в суффиксах существительных не пишутся буквы о, е после шипящей?

1. подуш…чка

2. крюч…к

3. карандаш…к

 Ответы: 1 вопрос - 2 вариант 2 вопрос - 3 вариант 3 вопрос - 2 вариант 4 вопрос - 1 вариант 5 вопрос - 3 вариант

Ответы:

1 вопрос - 2 вариант

2 вопрос - 3 вариант

3 вопрос - 2 вариант

4 вопрос - 1 вариант

5 вопрос - 3 вариант

Считай несчастным тот день или тот час,  в который ты не усвоил ничего нового и  ничего не прибавил к своему образованию. 

Считай несчастным тот день или тот час,

в который ты не усвоил ничего нового и

ничего не прибавил к своему образованию. 

Рефлексия

Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!