СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание наречий Буква Ь в конце наречий после шипящих.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформировать умение правильно писать ,слова с данной орфограммой; повторить правописание мягкого знака после шипящих в других частях речи (существительных, кратких прилагательных, глаголах.

Просмотр содержимого документа
«Правописание наречий Буква Ь в конце наречий после шипящих.»

Технологическая карта урока

Тема урока: Правописание наречий Буква Ь в конце наречий после шипящих.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Учебник: Русский язык. 7 кл.: учебник/М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014. - 335,с.: ил.. 8л.цв.вкл.

Оборудование: мультимедийная презентация материалов урока, групповые карточки с заданиями

Понятия урока: наречие, особенности правописания Ь знака на конце наречий.

Формы учебного взаимодействия: коллективная, групповая, индивидуальная

Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформировать умение правильно писать ,слова с данной орфограммой; повторить правописание мягкого знака после шипящих в других частях речи (существительных, кратких прилагательных, глаголах);

Планируемые результаты: Умение применять правило, учитывая его особенности, научиться видеть ошибки в првописании Ь наконце наречий и исправлять их.

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Актуализация знаний

На доске записана загадка:

На лугу живет скрипач(?),

Носит фрак и ходит вскач(?).

( Один ученик читает вслух.)

- Отгадайте загадку. (Кузнечик) (Подсказка: это насекомое, в детской песенке с ним приключилась беда: его съела лягушка)

-Какие слова в загадке рифмуются? (Скрипач и вскачь).

- Чем они похожи (что у них общего)? (На конце – шипящие «ч»).

- Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими. На доске представлены магнитные буквы: Р, Ч, Х, Ш, З, Т, Щ, Ф, Ж. Оставьте только те, которые обозначают шипящие звуки, а лишние уберите ( Ж, Ш, Щ, Ч). Назовите эти буквы правильно.

- В каком ещё слове загадки есть орфограмма, связанная с шипящим? (Живёт: жи-ши пиши с буквой И).

- А что обозначают (?) в словах «скрипач(?)» и «вскач(?)» ?

- Можете ли вы точно определить, нужен или не нужен Ь в слове «скрипач(?)» ?

(Подсказка: Что это за часть речи? От чего зависит правописание Ь после шипящих на конце существительных? Какого склонения существительное «скрипач»? Сделайте вывод.)

- Спишите в тетрадь первую строчку загадки, обозначив эту орфограмму. (Один ученик – у доски)

- А как писать «вскач(?)» ? (Подсказка: Что это за часть речи? Докажите. (Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Изменяется или не изменяется?)

- Спишите вторую строчку загадки, предположив, нужен или не нужен Ь в слове «вскач(?)». Не бойтесь ошибиться, ведь мы ещё только учимся.

- Мнения разделились.


Проводит инструктаж по оцениванию.


Создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Осознанно подчиняют себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации.

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию)

Определение цели урока

- Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока (чего мы не знаем, чтобы точно сказать, как писать слово «вскач(?)»? ) и выразите его в теме урока. (Уточнить: на конце наречий + после шипящих).

- Запишите тему урока в тетрадь. (Тема записывается и на доске.)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:

Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)

Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце)

Повторить: правописание…(Ь после шипящих в других частях речи).

.

Организует выход на проблемные вопросы, объект исследования.

Ставят проблемные вопросы, определяют объект исследования, отвечают на вопросы

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Открытие нового знания

1. Обратимся к первой цели. Новое правило вы сформулируете сами, когда прочитаете стихотворение Якова Козловского «Исключение из правил(выводится на экран).. Только уговор: в правило не подглядывать, а лучше вообще закрыть его рукой!

- Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения.

- Найдите в первом предложении ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? (Пишется).

- Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь, навзничь). Как они пишутся? (с Ь).

- Есть ли из этого правила исключения? Найдите их в последнем предложении. (Уж, замуж, невтерпёж).

2. -Сформулируйте теперь правило целиком (один ученик). Подсказка: начните с конца названия темы: На конце наречий… Исключения:…

3. -Исправьте (у кого есть) ошибку в тетради (написать Ь в слове вскачь), обозначьте орфограмму. (Один ученик – у доски.)

4. - Объясните постановку запятой в загадке, вычертите схему ( O, O и O ).


Организует работу

Читают правило

Отвечают, комментируют. Формулируют правило

Выполняют поставленную перед ними практическую задачу.

Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания.

Познавательные: проводить исследование языкового материала, обобщать полученные данные, делать выводы.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в беседе. Оценивают ответы по критериям

Первичное закрепление изученного материала

1. – Теперь потренируемся правильно писать наречия с шипящим на конце. Упражнение № 263 выполним на доске и в тетрадях в виде командного соревнования «Кто грамотнее?»: по одному человеку от каждой команды выходит к доске, пишет словосочетание, обозначает изучаемую орфограмму. Все остальные – в тетрадях. Начнём со 2-го словосочетания.

( Открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж (искл.), уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.)

2. Словарная работа.

– Значения каких наречий вам не понятно? Где можно найти толкования непонятных слов?

(Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой,

выясняем значения непонятных слов:

Настежь – распахнуть совсем, до конца.

Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.

Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь – сильно размахнувшись.

Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)

- А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.)).

- Запомнили разницу в значениях слов «навзничь», «ничком» и «ниц»? Сейчас проверим. 3. Вот вам задачка. (Раздаются карточки с задачей:

- Запишите букву, соответствующую правильному ответу в тетрадь (Б)

(Пройти, посмотреть). Затем - общая проверка.

- Тот, кто справился с этой задачей, может поставить себе карандашом «5» - именно во столько баллов оценивалась эта задачка в конкурсе.

4. Составьте с двумя любыми словосочетаниями из упражнения № 263 предложения и запишите их в тетрадь (работа выполняется самостоятельно, потом – устная выборочная проверка).

5. Орфоэпическая минутка. (Немного отдохнём!)

Красивее, баловаться, мельком, квартал, звонит, начать, столяр, свёкла, конечно.


2. Поиграем в игру «Третий лишний»:

а) Увидиш(?), молодёж(?), уж(?).

б) Мяч(?), вскач(?), моч(?).

- Спишите в тетрадь эти слова, решив предварительно, как писать: с Ь или без. Потом без труда найдёте «Третье лишнее» и подчеркнёте его.

3. – Составьте из этих слов предложение. Кто-то использует два слова, а кто-то сможет и больше. Форму слова можно менять. Удачи!

4. – А теперь небольшая самостоятельная работа. (Раздаются карточки-таблицы каждому ученику).

__________(Ф.И.)____________________


1. С грамотой вскач(?), без грамоты хоть плач(?).

2. Тот хорош(?), у кого поспеет рож(?).

3. Ласковым словом и камень растопиш(?).

4. Повинную голову меч(?) не сечёт.

5. Воду в ступе толоч(?) – вода и будет.


- Что объединяет эти 5 предложений? (Это пословицы) Все ли они вам понятны?

- Используя опорный конспект, выпишите из пословиц слова с (?) в нужную графу, обозначая орфограммы.

(Выполняют самостоятельно)

- Сдайте карточки на проверку.



Организует работу практической части урока.

Организует самостоятельную работу учащихся.



Работают индивидуально, также в группах


Выполняют поставленную перед ними практическую задачу.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: самостоятельно делать выводы на основе алгоритма.

Регулятивные: корректировать работу по ходу выполнения задания.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: контроль и оценка, волевая саморегуляция.


Рефлексивно-оценочный

1. Обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока:

Знать: правило… узнали? (Третий раз звучит правило)

Уметь: правильно… научились?

Повторить: правописание… повторили?

2. –Оцените сами урок: понравилось вам или нет? (прикрепляют одну из рожиц на доску)

3. Оценивание учителем работы учеников на уроке.

- Улыбнитесь!


Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности и деятельности в группе на уроке.

Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке.

Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки).

Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения).









Приложение



…Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь; Рашид, теряя сознание, повалился ничком; Хасан и Абдуррахман с воплями пали ниц. Когда дым рассеялся, все оставались в тех же позах. Чьё лицо (чьи лица) увидел джинн?

(А) Хасана и Абдуррахмана; (Б) Али; (В) Рашида; (Г) Хасана, Абдуррахмана и Рашида.

Мягкий знак после шипящих

Часть речи

пишется

не пишется

Существительное



Краткое прилагательное




Глагол






Наречие








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!