Актуализация знаний | На доске записана загадка: На лугу живет скрипач(?), Носит фрак и ходит вскач(?). ( Один ученик читает вслух.) - Отгадайте загадку. (Кузнечик) (Подсказка: это насекомое, в детской песенке с ним приключилась беда: его съела лягушка) -Какие слова в загадке рифмуются? (Скрипач и вскачь). - Чем они похожи (что у них общего)? (На конце – шипящие «ч»). - Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими. На доске представлены магнитные буквы: Р, Ч, Х, Ш, З, Т, Щ, Ф, Ж. Оставьте только те, которые обозначают шипящие звуки, а лишние уберите ( Ж, Ш, Щ, Ч). Назовите эти буквы правильно. - В каком ещё слове загадки есть орфограмма, связанная с шипящим? (Живёт: жи-ши пиши с буквой И). - А что обозначают (?) в словах «скрипач(?)» и «вскач(?)» ? - Можете ли вы точно определить, нужен или не нужен Ь в слове «скрипач(?)» ? (Подсказка: Что это за часть речи? От чего зависит правописание Ь после шипящих на конце существительных? Какого склонения существительное «скрипач»? Сделайте вывод.) - Спишите в тетрадь первую строчку загадки, обозначив эту орфограмму. (Один ученик – у доски) - А как писать «вскач(?)» ? (Подсказка: Что это за часть речи? Докажите. (Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Изменяется или не изменяется?) - Спишите вторую строчку загадки, предположив, нужен или не нужен Ь в слове «вскач(?)». Не бойтесь ошибиться, ведь мы ещё только учимся. - Мнения разделились. | Проводит инструктаж по оцениванию. Создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Осознанно подчиняют себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации. | Личностные: самоопределение (мотивация учения) Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию) |
Определение цели урока | - Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока (чего мы не знаем, чтобы точно сказать, как писать слово «вскач(?)»? ) и выразите его в теме урока. (Уточнить: на конце наречий + после шипящих). - Запишите тему урока в тетрадь. (Тема записывается и на доске.) - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова: Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий) Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце) Повторить: правописание…(Ь после шипящих в других частях речи). . | Организует выход на проблемные вопросы, объект исследования. | Ставят проблемные вопросы, определяют объект исследования, отвечают на вопросы | Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно). Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
Открытие нового знания | 1. Обратимся к первой цели. Новое правило вы сформулируете сами, когда прочитаете стихотворение Якова Козловского «Исключение из правил(выводится на экран).. Только уговор: в правило не подглядывать, а лучше вообще закрыть его рукой! - Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения. - Найдите в первом предложении ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? (Пишется). - Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь, навзничь). Как они пишутся? (с Ь). - Есть ли из этого правила исключения? Найдите их в последнем предложении. (Уж, замуж, невтерпёж). 2. -Сформулируйте теперь правило целиком (один ученик). Подсказка: начните с конца названия темы: На конце наречий… Исключения:… 3. -Исправьте (у кого есть) ошибку в тетради (написать Ь в слове вскачь), обозначьте орфограмму. (Один ученик – у доски.) 4. - Объясните постановку запятой в загадке, вычертите схему ( O, O и O ). | Организует работу | Читают правило Отвечают, комментируют. Формулируют правило Выполняют поставленную перед ними практическую задачу. | Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания. Познавательные: проводить исследование языкового материала, обобщать полученные данные, делать выводы. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в беседе. Оценивают ответы по критериям |
Первичное закрепление изученного материала | 1. – Теперь потренируемся правильно писать наречия с шипящим на конце. Упражнение № 263 выполним на доске и в тетрадях в виде командного соревнования «Кто грамотнее?»: по одному человеку от каждой команды выходит к доске, пишет словосочетание, обозначает изучаемую орфограмму. Все остальные – в тетрадях. Начнём со 2-го словосочетания. ( Открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж (искл.), уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.) 2. Словарная работа. – Значения каких наречий вам не понятно? Где можно найти толкования непонятных слов? (Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, выясняем значения непонятных слов: Настежь – распахнуть совсем, до конца. Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком. Замуж (выйти) – стать чьей-то женой. Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой. Наотмашь – сильно размахнувшись. Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.) - А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.)). - Запомнили разницу в значениях слов «навзничь», «ничком» и «ниц»? Сейчас проверим. 3. Вот вам задачка. (Раздаются карточки с задачей: - Запишите букву, соответствующую правильному ответу в тетрадь (Б) (Пройти, посмотреть). Затем - общая проверка. - Тот, кто справился с этой задачей, может поставить себе карандашом «5» - именно во столько баллов оценивалась эта задачка в конкурсе. 4. Составьте с двумя любыми словосочетаниями из упражнения № 263 предложения и запишите их в тетрадь (работа выполняется самостоятельно, потом – устная выборочная проверка). 5. Орфоэпическая минутка. (Немного отдохнём!) Красивее, баловаться, мельком, квартал, звонит, начать, столяр, свёкла, конечно. 2. Поиграем в игру «Третий лишний»: а) Увидиш(?), молодёж(?), уж(?). б) Мяч(?), вскач(?), моч(?). - Спишите в тетрадь эти слова, решив предварительно, как писать: с Ь или без. Потом без труда найдёте «Третье лишнее» и подчеркнёте его. 3. – Составьте из этих слов предложение. Кто-то использует два слова, а кто-то сможет и больше. Форму слова можно менять. Удачи! 4. – А теперь небольшая самостоятельная работа. (Раздаются карточки-таблицы каждому ученику). __________(Ф.И.)____________________ 1. С грамотой вскач(?), без грамоты хоть плач(?). 2. Тот хорош(?), у кого поспеет рож(?). 3. Ласковым словом и камень растопиш(?). 4. Повинную голову меч(?) не сечёт. 5. Воду в ступе толоч(?) – вода и будет. - Что объединяет эти 5 предложений? (Это пословицы) Все ли они вам понятны? - Используя опорный конспект, выпишите из пословиц слова с (?) в нужную графу, обозначая орфограммы. (Выполняют самостоятельно) - Сдайте карточки на проверку. | Организует работу практической части урока. Организует самостоятельную работу учащихся. | Работают индивидуально, также в группах Выполняют поставленную перед ними практическую задачу. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Познавательные: самостоятельно делать выводы на основе алгоритма. Регулятивные: корректировать работу по ходу выполнения задания. Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: контроль и оценка, волевая саморегуляция. |
Рефлексивно-оценочный | 1. Обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока: Знать: правило… узнали? (Третий раз звучит правило) Уметь: правильно… научились? Повторить: правописание… повторили? 2. –Оцените сами урок: понравилось вам или нет? (прикрепляют одну из рожиц на доску) 3. Оценивание учителем работы учеников на уроке. - Улыбнитесь! | Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности и деятельности в группе на уроке. | Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке. | Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки). Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения). |