СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»»


Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме « Правописание окончаний имён существительных»; закрепление знаний учащихся о правописании безударных и ударных окончаний имён существительных; развитие память, внимания, связной речи учащихся; умение работать в паре, индивидуально; воспитание положительного отношениеня к уроку, трудолюбия; любви к природе.

Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков.

Оборудование: карточки, иллюстрации, наглядность на доске.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их.

- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Ведь улыбка дарит хорошее настроение. У нас всё получится.

Сегодня у нас урок будет с девизом. Составьте из данных слов девиз урока:

узнают, полёте, в, птицу, в, человека, а, работе

- Итак девиз урока: Птицу узнают в полёте, а человека – в работе!

- Сегодня наши гости узнают больше каждого из вас по тому, как вы будете работать на уроке. Приступим!


II. Актуализация знаний.

Посадка детей. Положите под наклоном и покажите готовность

Запишите число.

Классная работа

Ребята, посмотрите на эту чудесную картину. Какое время года изображено на ней? (Зима)

- Ребята, а вы любите зиму? А за что вы её любите?

- Многие поэты и писатели любили русскую зиму и посвящали ей свои произведения.

Послушайте отрывок из одного стихотворения.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

- Кому принадлежат эти строки? (А. С. Пушкину)

- С кем поэт сравнивает зиму? Как он ее называет? (Волшебницей.)

Чистописание.

-Назовите первую букву слова зима.

Напишите красиво заглавную и строчную буквы «Зз».

На второй строке напишите слова: зима зимы зиме

-Какие слова вы записали? (изменение формы слова)

-Подберите однокоренные слова ( зимний, зимовать, зимовка, зимушка)

-Запишите предложение. Подчеркните главные и второстепенные члены. Укажите части речи.

Белый снег в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. (Иван Суриков)

III.Самоопределение к деятельности.


На доске слова: Без вьюг(е, и ) – 1скл., Р.п.

на мороз(е, и)- 2скл, П.П.,

без метел(и, е)- 3 скл, Р.п.

Прочитайте слова.

- Что объединяет все эти слова? (все о времени года зима, все имена существительные)

- Поставьте ударение в данных словах .

- В какой части слова нужна вставить пропущенную букву? (в окончании)

- Какой звук слышится в окончании имён существительных? (и)

- Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания? (Нет)

- Что нужно определить, чтобы ответить на этот вопрос? (Склонение и падеж имён существительных).

- Кто догадался какая тема нашего сегодняшнего урока будет?

(Правописание безударных падежных окончаний имён существительных)

- А какие цели поставим на данный урок:

- учиться ставить имя существительное в начальную форму;

- учиться определять склонения и падеж имени существительного;

  • учиться правильно определять безударные падежные окончания имен существительных по склонениям и в разных падежах;

  • закреплять знания об имени существительном;

- развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.


Спишите данные слова вставляя пропущенные буквы, определяя склонение и падеж. (ученик у доски). Проверка.


IV. Работа по теме урока.

- Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного?

Повторение алгоритма.

1. Определи склонение.

2.Определи падеж.

3.Вспомни, какое окончание имеет слово в этом падеже и склонении.

- Что делать, если вы забыли какую букву надо писать в окончании?

- Проверить безударное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже. (По опорным словам: 1 склонение – лиса, 2 склонение – конь, 3 склонение – степь)


1)Прочитайте предложение, вставьте окончания, определите склонения и падеж существительных.(Ученик пишет окончание и устно проговаривает склонение и падеж.)


На макушке ели красовалась снежная шапка. (повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое)

- В какой части слова будем решать орфографические задачи? ( В окончании)

- Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного?


2)Сделать разбор существительного как часть речи.

На макушке - сущ., (на чём?), н.ф. - макушка, нариц., неодуш., ж.р., 1-го скл., в П.п., в ед.ч., вт. чл.


V. Физкультминутка. 

– Ребята, зимой холодно. И когда тебе холодно на улице, то нужно двигаться. И хотя в нашем кабинете и не холодно, но мы подвигаемся.

Встаньте. Я буду называть имена существительные.

Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, вы поднимаете руки вверх; если имя существительное относится к 3-му склонению, то приседаете.

Слова для физкультминутки:

Льдина (1),

сугроб (2),

молодость (3),

лед (2),

шуба (1),

степь (3),

синичка (1),

морковь (3),

снегирь (2),

площадь (3),

одеяло (2)

февраль(2),

вьюга (1),

зима (1),

метель (3)

снежинка (1.).


VI. Закрепление и совершенствование приобретённых знаний.

Работа с учебником - с. 126 упражнение 238

Прочитайте задание.

Выполните 1, 2, 3 предложения. Комментировано, с места.


VII.Работа в паре. Из карточек выбрать слова, записать в П.п. с предлогами, выделить окончание ( о, об, в, на, при)

Найдите слова и подчеркните их:

1,2 парта: слова которые относятся к 1 склонению

3,4 парта: слова которые относятся ко 2 склонению

5 парта: слова которые относятся к 3 склонению


Тетрадь, медведь, квартира, вокзал, беседа, юноша, мебель, горизонт, кровать.


1скл. В квартире, на беседе, о юноше.

2 скл: О медведе, на вокзале, на горизонте.

3 скл. В тетради, на мебели, по кровати.


VIII.Самостоятельная работа по карточке

Съехать с горк(е, и )______________

думать о январ(е, и )______________

гулять без варежк(е, и )____________

купаться в проруб(е, и )____________

идти по улиц(е, и )________________




IХ. Запишем несколько предложение под диктовку. Выделим окончания.


Наступила зима. После метели лес стоял как в сказке. На макушке сосны блестела снежная шапка. У берёзки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви.


Х.Графический диктант.

Давайте проверим, как вы усвоили правило. Проведём графический диктант. Я читаю имена существительные с безударными окончаниями, а вы записываете только их окончания.

У речки, по улице, в домике, без сладости, на зорьке.

1

2

3

4

5

и

е

е

и

е

Проверка на доске.



Рефлексия.

- Помните наш девиз урока?

Птицу узнают в полёте, а человека – в работе!

- Чтобы вы сказали сегодня о себе?! Каким вы были в работе сегодня?!

Я сегодня на уроке учился____________

Я работал с _____________настроением.

Я________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _________________ .(Ответы детей

- Ребята, давайте сделаем вывод.

Вспомните цель, которую мы ставили в начале урока.

-Добились вы поставленной цели? (Да)

- Ребята, спасибо вам за урок. Вы хорошо работали

Домашнее задание. С.143 №1, повторить правила с.102, 125


























Ф.И._________________

Съехать с горк(е, и )______________

думать о январ(е, и )______________

гулять без варежк(е, и )____________

купаться в проруб(е, и )____________

идти по улиц(е, и )________________


Ф.И._________________

Съехать с горк(е, и )______________

думать о январ(е, и )______________

гулять без варежк(е, и )____________

купаться в проруб(е, и )____________

идти по улиц(е, и )________________


Ф.И._________________

Съехать с горк(е, и )______________

думать о январ(е, и )______________

гулять без варежк(е, и )____________

купаться в проруб(е, и )____________

идти по улиц(е, и )________________


Ф.И._________________

Съехать с горк(е, и )______________

думать о январ(е, и )______________

гулять без варежк(е, и )____________

купаться в проруб(е, и )____________

идти по улиц(е, и )________________


Ф.И._________________

Съехать с горк(е, и )______________

думать о январ(е, и )______________

гулять без варежк(е, и )____________

купаться в проруб(е, и )____________

идти по улиц(е, и )________________


Ф.И._________________

Съехать с горк(е, и )______________

думать о январ(е, и )______________

гулять без варежк(е, и )____________

купаться в проруб(е, и )____________

идти по улиц(е, и )________________


Ф.И._________________

Съехать с горк(е, и )______________

думать о январ(е, и )______________

гулять без варежк(е, и )____________

купаться в проруб(е, и )____________

идти по улиц(е, и )________________


Ф.И._________________

Съехать с горк(е, и )______________

думать о январ(е, и )______________

гулять без варежк(е, и )____________

купаться в проруб(е, и )____________

идти по улиц(е, и )________________


Ф.И._________________

Съехать с горк(е, и )______________

думать о январ(е, и )______________

гулять без варежк(е, и )____________

купаться в проруб(е, и )____________

идти по улиц(е, и )________________


Ф.И._________________

Съехать с горк(е, и )______________

думать о январ(е, и )______________

гулять без варежк(е, и )____________

купаться в проруб(е, и )____________

идти по улиц(е, и )________________


узнают в

полёте а

Птицу

человека

в работе


Т_традь, м_дведь, кв_ртира, в_кзал, б_седа, юн_ша, меб_ль, г_ризонт, кр_вать.

Т_традь, м_дведь, кв_ртира, в_кзал, б_седа, юн_ша, меб_ль, г_ризонт, кр_вать.

Т_традь, м_дведь, кв_ртира, в_кзал, б_седа, юн_ша, меб_ль, г_ризонт, кр_вать.

Т_традь, м_дведь, кв_ртира, в_кзал, б_седа, юн_ша, меб_ль, г_ризонт, кр_вать.

Т_традь, м_дведь, кв_ртира, в_кзал, б_седа, юн_ша, меб_ль, г_ризонт, кр_вать.

Т_традь, м_дведь, кв_ртира, в_кзал, б_седа, юн_ша, меб_ль, г_ризонт, кр_вать.

Т_традь, м_дведь, кв_ртира, в_кзал, б_седа, юн_ша, меб_ль, г_ризонт, кр_вать.

Т_традь, м_дведь, кв_ртира, в_кзал, б_седа, юн_ша, меб_ль, г_ризонт, кр_вать.

Т_традь, м_дведь, кв_ртира, в_кзал, б_седа, юн_ша, меб_ль, г_ризонт, кр_вать.

Т_традь, м_дведь, кв_ртира, в_кзал, б_седа, юн_ша, меб_ль, г_ризонт, кр_вать.





























Подведение итогов урока.

– Молодцы. Трудные были задания, но мы с ними справились. А сейчас я хочу проверить, как вы поняли тему урока. Проведём тестирование.

1.Что называют  склонением?

а) Изменение  имен существительных по падежам;

б)  Изменением имен существительных по родам?

2. Что является начальной формой имени существительного?

а) И.п.,ед.ч.

б)  В.п., ед.ч

в) И.п., мн.ч.

г) В.п.. мн.ч.

3.Какая группа слов относится к 1 склонению ?

а) яблоко, лимон, помидор

б) слива, дядя, вишня.

4 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?

а)  окно, автомобиль, товарищ б) зима, весна, суббота

5.Какая группа слов относится к 3 склонению?

а)  морковь, печь, степь

б) снегирь, день, пень

6.Окончание -е пишется в слове:

а) в тетрад…

б) на площад…

в) в книг..

г) без шапк…

.




























Спишите первое предложение. Дайте ему характеристику.

На белой скатерт_ снегов видны следы рыс_. От ёлк_ к ёлк_3 прыгает шустрая белка. На берёз_ лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест_.

______________________________________________________________________


– Продолжим «зимнюю» тему и составим текст «За что дети любят зиму?»

– В какие игры играет зимой детвора?

– На чём можно кататься зимой?

– Что можно лепить из снега?

– Где можно играть детям в зимние игры?

– Почему опасно играть на проезжей части дороги?

    Много весёлых забав у детворы зимой. Можно кататься на санках, лыжах, коньках.

В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снегови ков и зверушек из липкого снега. В зимние игры дети играют на катке, на горке, на детской площадке, в парке, в лесу.

На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.

- Запишите выделенное предложение с комментированием.

______________________________________________________________________


Прочитайте слова на доске. (напечатанные на магнитах)

Зима,  вьюга, мороз, снег,  метель,  солнце, буран,  печь,  горка.

– Найдите общие признаки, по которым можно объединить эти слова в одну группу. (Имена существительные, нарицательные, неодушевлённые, в единственном числе, в именительном падеже).

– Найдите признаки, по которым можно разделить слова на группы. (Род и склонение).
– Запишите слова в 3 столбика по склонениям.

(Один ученик работает на доске)

Проверим.

Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. (Проверка)

_______________________________________________________________________________________


Составь словосочетания

Прочитайте существительные раскрывая скобки и ставя их в нужную форму.

Съехать с (горка)

думать о (январь)

гулять без (варежка)

купаться в (прорубь)

идти по (улица)

стоять около (крепость)

Спишите данные словосочетания, указывая склонение и падеж.

- Ребята, прочитайте еще раз первое словосочетание. А что нужно помнить зимой съезжая с горки? (КАРТИНКА - около дороги кататься с горки нельзя ОПАСНО)



























1

2

3

4

5

и

е

е

и

е














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!