СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации..

Просмотр содержимого документа
«Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении.»

Практическая работа: разработка технологической карты урока




ФИО разработчика


Место работы



2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

11

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации..

Тема урока

Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐урок-закрепление

☐урок-повторение

☐урок систематизации знаний и умений

☐урок развивающего контроля

комбинированный урок

☐другой (впишите)

Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.


Метапредметные: учить умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.

Коммуникативные УУД: сохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.


Предметные: повторить виды сложных предложений, формировать умение классифицировать сложные предложения по видам, расставлять знаки препинания в сложных предложениях, закрепить умение отличать сложносочинённые предложения от других видов предложений, правильно ставить знаки в сложносочинённом предложении и в простом предложении с однородными членами.


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): грамматическая основа, простое предложение, сложное предложение, сложносочинённое предложение, смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы):

Учебник «Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень» / Сост. Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, М: «Просвещение», 2022 г. Оборудование: персональный компьютор, мультимедийный проектор,  презентация, тест, карточки для индивидуальной работы, тексты для организации исследовательской деятельности, смайлики.  




3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Я рада видеть вас, и надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. Говорят, что каждый свой день лучше начинать с улыбки, тогда всё чудесным образом будет складываться благополучно.

Посмотрите, пожалуйста, на своего соседа и подарите ему искреннюю улыбку. Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

Планируемые результаты:

-формировать внутреннюю мотивацию, включающую стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей.


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Опрос, беседа.


Вопрос: Что изучается в синтаксисе?

Вопрос: На какие группы делятся предложения по наличию грамматических основ?


Планируемые результаты:

- владеть различными способами общения и взаимодействия;

- развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



Определение темы урока. Учащиеся самостоятельно читают предложения, анализируют их, формулируют тему урока, объясняя свой выбор. (Знаки препинания не расставлены).

Третье лишнее.

1. Кто-то мне шептал что не все несчастия для меня миновались. (А.С.Пушкин)

2. То солнце тусклое блестит то туча чёрная висит. (Н.А.Некрасов) (Устно объяснить постановку знака препинания.)

3. Я не люблю когда мне лезут в душу. (В.Высоцкий)


Записать тему урока в тетрадь: Знаки препинания в сложносочинённом предложении.


Вопрос: Цель урока? (Учащиеся формулируют цель урока).


Цель урока: расширить и закрепить знания о ССП, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

Планируемые результаты:

-добывать новые знания;

- формировать умение самостоятельно формулировать цели урока.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.



Формирование новых понятий.

  1. Проблемная ситуация.

Посмотрите, пожалуйста, на алгоритм, составленный мной! Всё правильно?! (Проблемный вопрос.)






Алгоритм


Читаем предложение


Ищем основу


С мотрим, сколько основ


Одна основа две и более


С ложное предложение Простое предложение


Ищем границу смысловых отрезков


Смотрим средства связи (союзы, интонация)


Сочинительные союзы Подчинительные союзы Без союзов


СПП ССП БСП

Вопрос. Какие предложения называются ССП?


Сложносочинёнными называются сложные предложения, в которых части являются равноправными по смыслу и соединяются сочинительными союзами и интонацией.


Вопрос. На какие группы делятся сочинительные союзы?

Работа с таблицей «Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения» и раздаточным материалом «Знаки препинания в ССП» (внимательно прочитайте предложения; используя значки инсерт (+, -, ?), выделите ими изучаемый материал красной пастой

хорошо знакомый – значком +,

незнакомый– значком -,

знакомый, но недостаточно хорошо – значком ?)

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях:

в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);

е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения:

Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурманов);

ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:

Как он смешон и как глупы его выходки!

З) в состав сложносочинённого предложения входят односоставные неопределенно-личные предложения, если мыслится один и тот же производитель действия:

Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);

и) в состав сложносочинённого предложения входят безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых:

Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения (синонимы: необходимо, надо).

К) в состав сложносочинённого предложения входят назывные предложения:

Мороз и солнце… (Пушкин).

Вопрос. Какой материал вы обозначили как НЕЗНАКОМАЯ ИНФОРМАЦИЯ значком -?

Ответы учащихся: постановку тире, точку с запятой, отсутствие знака препинания.

Планируемые результаты:

- распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые);

- проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Работа с учебником – упр.360, 361с использованием алгоритма.

Планируемые результаты:

-проводить орфографический анализ слов;

-соблюдать правила правописания;

-проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений.

-применять правила постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях.



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажитеформы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


Формирование умений и навыков.

Лингвистическая задачка.

Определите, простым или сложным является приведённое предложение. Нужна ли запятая перед союзом И? Ответ обоснуйте.

Часы отнесли в мастерскую и там их починили. (Запятая не нужна, потому что разные производители действия).

Планируемые результаты:

-выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания


Задание. Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. Озаглавьте текст. Определите его основную мысль и стиль речи. Выпишите сложносочинённые предложения.


 (1)Двуглавая гора Эльбрус, расположенная на самой границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия,  — самая высокая точка России.

(2)Эльбрус представляет собой конус потухшего вулкана, извергавшегося последний раз в начале нашей эры. (3)По легенде, именно сюда привели аргонавтов поиски золотого руна и именно здесь был цепями прикован титан

Прометей за то, что посмел принести огонь людям. (4)Склоны горы, сформировавшейся около миллиона лет назад, в большинстве своём имеют пологий характер, но начиная с высоты 4000 метров средний угол наклона достигает 35 градусов.

(5)Легендарная гора всегда притягивала людей своей таинственной красотой, сверкающие ледники южной стороны Приэльбрусья давно облюбовали горнолыжники и альпинисты. (6)Первая географическая карта Эльбруса была

составлена в 1890 году русским военным топографом Андреем Пастуховым, совершившим первое восхождение без проводников.

(7)Вулкан Эльбрус не напоминал о себе почти две тысячи лет, однако считается не потухшим, а спящим. (8)В его глубинах до сих пор находятся горячие массы, нагревающие местные «горячие нарзаны» — источники, насыщенные минеральными солями и углекислым газом.


Планируемые результаты:

-анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста;

-устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи;

-распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые).



Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


Орфоэпическая и синтаксическая разминка.

Учитель: Ребята, объявляется конкурс дикторов. Только проходить он будет в шутливой форме. У вас на столах лежат карточки с заданиями.

Задание. Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения. Укажите сложносочинённое предложение.


Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свеклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшиеокна, вспоминая теплые августовскиевечера.


Бабу-ягу одолел недУг: разболелся запломбирОванный зуб. Никакие срЕдства не помогали, но старушка знала рецепт одного снАдобья, которое уж точно должно было облегчИть ее страдания. ЗнАхарка взяла зубчАтыйкУхонный нож, накрошила в кастрюлю свЁклы, щавелЯ и вяленой кАмбалЫ, добавила кедрОвых орешков и щепОть соли, налилА воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга принялА лекарство, и недУг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тЕфтелями вкусным слИвовым компотом и смотрела на заиндевЕвшиеокна, вспоминая теплые Августовские вечера.

Слова с неправильной постановкой ударения записываются в тетрадь и запоминаются учащимися.

ССП: Баба-яга принялА лекарство, и недУг был побежден.

Планируемые результаты:

-соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка;

-выполнять синтаксический анализ простого и сложного предложения.


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания


Работа по карточкам и синтаксический разбор предложения одновременно.

Задания учащимся: расставьте знаки препинания, выпишите ССП (1 и 2 ученики) и сделайте синтаксический разбор предложения на доске (3 ученик).

  1. ученик.

1) Ходили за черемухой девчонки вчетвером, да оборвать черемуху им не позволил гром. ССП.

2) Положишь палочку на воду – и она поплывет по течению. (Синтаксический разбор на доске.) ССП.

3) Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок. ССП с общим придаточным.

  1. У окна рос высокий дуб и цвел пышный куст сирени. ССП.

  1. ученик.

1) Черемуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила. Простое предложение.

2) Олег усмехнулся – однако чело и взор омрачилися думой. ССП.

3) Едва свеча засветилась, тотчас поднялось дружное, непрерывное гудение и комары густо полезли на свет. ССП с общим придаточным.

  1. Вот поляна и зеленый лес. ССП, части построены как назывные предложения.

Планируемые результаты:

- выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями;

- понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами;

- применять правила постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


Заполнение кластера – работа в парах (на столах незаполненные кластеры на тему «Знаки препинания в ССП»).

Планируемые результаты:

-систематизировать знания и умения по изученной на уроке теме с освоенным ранее материалом;

-сохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе;

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

-формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-формировать сознательное отношение к учебной деятельности.


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


Тест.

Задание 1.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.

3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

Пояснение. Приведем верное написание.

 

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. Однородные сказуемые, но выражены они разными частями речи.

2) Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна.

3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку.

 

Ответ: 25

Задание 2.  

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.

2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.

3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.

5) Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.

Пояснение.

Приведем верное написание.

 1)Для развития личности полезны и искусство, и наука, и жизненный опыт.

2)Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.

3)Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

4)Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение, так и уважение окружающих.

5)Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны, и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.

 

В 4-м предложении: его однородные члены соединены при помощи двойного союза;

в 5-м предложении: оно сложносочиненное. Содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют придаточной части.

 

Ответ: 4 5.

Задание 3.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

Пояснение.

Приведем верное написание.

 1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. Каждый союз и соединяет разные ряды однородных членов, запятая не нужна.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление, так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект, и приковывает внимание читателя, и усиливает образность. Три однородных сказуемых, два союза, запятые ставятся после каждого однородного члена. См. правило к заданию.

4)  [Три раза зимовал он в Мирном], и [каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья]. ССП

5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

 

Одна запятая необходима:

во втором предложении: его однородные члены соединены при помощи двойного союза;

в 4-м предложении: оно сложносочиненное. Содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют придаточной части.

Ответ: 2 4.

Нормы оценок:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» -2 ошибки

«2» - 3 ошибки

Планируемые результаты:

- формировать умение работать с информацией;

-применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях;

-формировать положительные мотивы учения, способы самостоятельной познавательной деятельности, умение постановки и достижения целей, самоконтроля и самооценки.




БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


Подведем итоги. На слайде несколько вопросов. Ответьте на них. Достигли ли поставленных целей? Сегодня я узнал… Мне было интересно… Показалось трудным… Мое настроение…(смайлики). Выберите условные знаки, соответствующие вашим результатам ! - Мне всё понятно, я всё усвоил ? - У меня есть вопросы - - Мне надо ещё раз всё повторить


Этап рефлексии (учащимся раздаются смайлики).



Планируемые результаты:

-владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения.


Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


1.Творческая работа: придумайте и запишите ССП с различными союзами (противительными, разделительными, соединительными). Постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.

2.Слабоуспевающим –задания по карточкам:

1. Продолжите предложение дважды, прибавьте:

А) однородное сказуемое; б) простое предложение.

Выпал снег и …

2.Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и.

Запишите перестроенное предложение.

Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

3.Запишите предложения так, чтобы союз, соединяющий простые предложения, повторялся.

В холодном поле выл ветер, дождь лил и гром гремел.




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!