Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Методическая разработка воспитательного часа
«Права детей – забота государства»
Разработчик:
Болотова Галина Михайловна
педагог дополнительного образования
лаборатории
«Компьютерное моделирование»
г. Кумертау РБ
2019 год
Ход мероприятия
Воспитательный час сопровождается показом презентации «Права детей – забота государства».
Вступительное слово: Права каждого человека на Земле призвана защищать международная организация, созданная в 1945 году. Это – Организация Объединенных наций (ООН). ООН приняла множество международных документов, важнейшими из которых для всего мира стали «Всеобщая декларация прав человека» (1948) и «Конвенция о правах ребенка» (1989).
У человека есть не только права, но и обязанности – перед собой, перед государством. И сегодня мы поговорим о ценности прав человека.
Права человека позволяют нам в полной мере развивать присущие человеку такие качества, как разум, талант, и удовлетворить наши духовные и иные запросы. Но может быть и по-другому. Часто человек не знает, что были нарушены его права. Сейчас мы увидим это на примере игры.
I. Игра «Нечестно!».
Каждый ряд – это команда. Задание: как можно быстрее передать предметы в конец ряда на последнюю парту и обратно. Каждой команде выдается от 3 до 10 предметов.
Ведущий: по моей команде «Вперед» вы начинаете передавать предметы, но по одному. Итак, «Вперед»!
Стоп игра. Вы все делаете неправильно. Нужно, чтобы мальчики передавали по одному предмету, а девочки по два.
Игра начинается снова. Через 30 секунд снова стоп игра
Ведущий: Стоп игра. Нужно, что те, у кого темные волосы, передавали предметы над головой.
Игра начинается снова. Через 30 секунд стоп игра. Учитель останавливает игру несколько раз, выдвигая все новые условия. Но в конечном итоге детям предоставляется возможность проиграть до конца. Затем проводится обсуждение игры.
Ведущий: Что вам не понравилось и вызвало замешательство в ходе игры? Почему игра показалась вам нечестной, несправедливой?
Возможные варианты ответов (Должны быть четкие и понятные правила игры,
все участники должны быть равны, не должно быть различий между участниками игры по каким-либо признакам)
Вопрос: Почему мы начали говорить о правах именно с такой игры?
Учащиеся приходят к выводу, что в ходе игры нарушались права ее участников.
Ведущий: Правовые знания необходимы всем. И сейчас мы познакомимся с ними
II. Ознакомление со статьями Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.
Статья 3
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещается во всех видах.
Статья 5
Никто не должен подвергать пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
Статья 6
Каждый человек где бы он не находился, должен быть защищён законом.
Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации.
Статья 8
В случае нарушения основных прав, предоставляемых Конституцией и законом, каждый имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.
Статья 9
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Статья 12
Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища , защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.
Статья 13
Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и менять место жительства. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а так же вернуться на родину.
Статья 15
Каждый человек имеет право на гражданство.
Статья 16
Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью не зависимо от своей расы , национальности и религии.
Статья 17
Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишить его имущества.
Статья 18
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а так же имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди людей.
Статья 19
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение.
Статья 20
Каждый человек имеет право на свободу собраний. Никого нельзя принуждать вступать в какую – ни будь группу или организацию.
Статья 21
Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
Статья 22
Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной областях.
Статья 23
Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиты от безработицы.
Статья 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.
Статья 26
Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Образование должно содействовать полному развитию личности, а так же взаимопониманию и дружбе между народами. Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних детей.
Статья 27
Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
III. Конкурс «Права человека» .
Учащимся раздаются карточки с изображениями различных сказочных персонажей. Необходимо определить какое право сказочного героя нарушено. При этом руководствоваться учащиеся должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». .
1 2
3 4
Ответы:
1 карточка: ст.3. Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу;.ст.9. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.ст.8. В случае нарушения основных прав, каждый имеет право на защиту своих прав в суде.ст.6.Каждый человек где бы он не находился , должен быть защищён законом
2 карточка: ст.3 Право на жизнь; ст.5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому бесчеловечному обращению. ст.6.Каждый человек где бы он ни находился , должен быть защищён законом
3 карточка: ст.17 Право на владение личным имуществом, никого нельзя произвольно лишить его имущества.ст4. Никто не должен содержать в рабстве или подневольном состоянии.
4 карточка: ст.12.Каждый имеет право на неприкосновенность жилищ, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь.. ст.6.Каждый человек где бы он не находился , должен быть защищён законом
VI. Беседа по теме классного часа.
Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
1. Всегда ли люди были равны?
2. Что значит «относится друг к другу по – братски»?
3. Что такое дискриминация?
4. Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?
Подведение итогов.