СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: "Права детей-забота государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить учащихся с правами несовершенолетних ( Конвенция о правах ребенка ).

Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Права детей-забота государства"»

Классный час: «Права детей – забота государства».

Цель: ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами проводим классный час, посвященный правам детей: «Права детей – забота государства».

- Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Послушайте сообщение:

В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея  ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180. Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами.
Существует документ международного значения - «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку (принята 10 декабря 1948 г. ООН).Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в  силу 2 сентября 1990 года. РатифицированаВерховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

   Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

УЧИТЕЛЬ. Сейчас мы ознакомим вас с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией. Согласно определению, данному в Конвенции (статья 1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше». В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (Учащиеся отвечают)

Объяснение учителя: слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник

1-й ученик. Каждый ребенок имеет право на жизнь (статья 6)

2-й ученик. С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства  (статья 7)

1-й ученик. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (статья 13)

2-й ученик. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии  (статья 14)

1-й ученик. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (статья 16)

2-й ученик. Ребенок имеет право на образование (статья  28)

1-й ученик. Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания  (статья 37)

2-й ученик. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (статья 31)

Учитель. Мы с вами познакомились с правами ребенка, указанными в Конвенции.

Литературно-правовая викторина.

1.      Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

 2.      Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста.Ст.1.)

 3.      Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

4.      Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)    

5.      В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)

6.      Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)

7.      В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

8.      Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»)

Сценка из школьной жизни.

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Наташа:  А ты не пойдешь на физкультуру?

Оля: Нет, я освобождена.

(все уходят, кроме 2-ой девочки.Она садится и начинает рисовать)

Оля:  Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит

Наташа)

Наташа:  Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

Оля: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель:  На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?(Учащиеся высказывают свое мнение).

(Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции.)

1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. Статья 7.

2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде ребята. Статья 9.

3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. Статья12, 13, 14.

4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. Статья 32, 36.

5.Если жар, все тело ломит,
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.  Статья 24.

6.Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке. Статья 30.

7.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас. Статья 28.

8.Я могу свой детский праздник,
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать. Статья 31.

9.Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным все равно.
Ты родился быть счастливым -
Это право всем дано. Статья 6

Очень много стран на свете,

Это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих

Самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь

Дать ответ в один момент.

Главных много - выбирайте,

Там - король, здесь - президент!!!

Про царей и про вождей

Знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней

Для страны - ребенок!

Кем он станет завтра, Маленький и нежный?

Всей Земли права его-Право на надежду!



Вывод. Мы сегодня с вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых, есть права.

- Какие документы защищают ваши права?

- Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Спасибо всем!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!