СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум. Как писать сочинение ЕГЭ?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте указаны советы, как писать сочинение по русскому языку. Есть ссылка на презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Практикум. Как писать сочинение ЕГЭ?»

Практикум.

Выполняем 27 задание ЕГЭ по русскому языку.

Системная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку невозможна без постоянной, продуманной, систематизированной, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ и ОГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ и ОГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности. Старание и труд к счастью ведут!

    Работа над  27 заданием по праву самая сложная часть, но все же научиться писать сочинение – рецензию небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст с четко выделенной идейной проблематикой - необходимая задача для каждого обучающегося.

   Рецензии учащихся анализируем вместе и индивидуально, отмечаем достоинства и недостатки сочинений. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи. Распечатываю тексты с интернет-ресурсы дополнительно. Приобретаю книги, затем выбираем вместе с детьми нужные и покупаем. Всегда настраиваю учеников на успех: « У вас все получится, только постарайтесь!» Но и от чрезмерной уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать – очень много. И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».

Советы по подготовке

  1. В течение всего года тренируйтесь писать сочинения на любую тему. Выучите структуру, составьте план рассуждений и излагайте свои мысли в соответствии с ним.

  2. Учитесь правильно излагать свои рассуждения в письменном виде. Записывайте мысли в дневнике, создавайте посты в социальных сетях, оставляйте отзывы об используемых товарах.

  3. Выберите темы, которые больше всего вызывают у вас затруднения.

  4. Найдите по ним сочинения. Помните, что стоит переписывать сочинения с высокими оценками, чтобы лучше запомнить метод написания.

  5. Читайте как можно больше классической литературы. Будет откуда приводить аргументы.

  6. Учитесь находить проблему в любом тексте, даже если просто читаете детектив или статью в интернете. Думайте над тем, какую проблему поднимает автор, что он хочет сказать своим читателям.

  7. Следите за правильностью своей речи, старайтесь избегать жаргонных и сленговых слов, а также слов-паразитов (короче, в общем, типа и т.д.)

  8. Ознакомьтесь с чужими сочинениями, написанными на максимальный балл. Сравните их со своими работами.

  9. Используйте моторную память. Заведите себе специальную тетрадку, куда будете записывать наиболее понравившиеся вам сочинения из прочитанных. Также можно заносить туда сочинения по тем темам, которые вызывают у вас затруднения. Пишите внимательно, вдумчиво. Чаще перечитывайте, выделяя проблему, обращайте внимание на приводимые аргументы.

  10. Заведите папку, в которой будет весь материал к 27 заданию.прил

  11. Сделайте оценочный лист, на который будете выписывать по критериям допущенные ошибки. Это позволит видеть ваш рост.

  12. Заведите тетрадь только для сочинений.

Читаем задание

Как подготовить к написанию сочинения?

В формулировке задания уже содержатся подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Например, чётко обозначена структура эссе:

  1. Вступление + формулировка проблемы;

  2. Комментарий к проблеме: первый пример-иллюстрация и его значение для раскрытия проблемы;

  3. Комментарий к проблеме: второй пример-иллюстрация и его значение для раскрытия проблемы + смысловая связь между двумя примерами;

  4. Позиция автора;

  5. Ваше отношение к позиции автора и его обоснование;

  6. Заключение.

Приложение. Презентация как написать сочинение.pptx

  • Читать и понимать чужой текст согласно авторскому замыслу. Здесь очень важно правильно интерпретировать авторскую позицию.

  • Анализировать чужой текстКогда вы пишете комментарий к тексту, вы демонстрируете, что умеете его анализировать: делить на смысловые части, выделять главное, видеть, какими способами автор иллюстрирует проблему и выражает свою позицию.

  • Формулировать свою позицию по поставленному вопросуВаше мнение может совпадать с авторской позицией, а может и не совпадать. Главное — внятно его сформулировать и обосновать, а также проявить уважение к чужой точке зрения, даже если вы с ней не согласны.

  • Логично строить своё письменное высказываниеВы должны показать, что умеете рассуждать, то есть выстраивать мысли в связную цепочку, где одно вытекает из другого.

  • Письменно выражать свои мысли на литературном языке и соблюдать общеязыковые нормы грамотности. От вас требуется соблюдение правил грамматики, орфографии и синтаксиса. Важно избегать стилистических и речевых ошибок и уметь проверять свой текст на их наличие.


Формулируем проблему

Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? О чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.

В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).

Комментируем проблему

Комментарий к проблеме — это основная часть вашего сочинения, и он оценивается 5 баллами.

Чтобы извлечь из исходного текста два примера-иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему, задайте один или несколько вопросов по тексту. Найдите ответы. Это и будет комментарий.

На каком материале раскрыта проблема?

Автор может использовать цитаты, примеры из жизни или истории известных людей. В художественном произведении таким материалом становятся герои, их мысли и действия. Вы выделяете две разных иллюстрации — двух героев, два события, эпизод из жизни автора и ссылку на авторитетное мнение или исторический пример. Каждая иллюстрация отвечает на поставленный вами вопрос сочинения.

Какие крупные смысловые части есть в тексте и как это помогает раскрыть проблему?

В разных смысловых частях текста вы найдёте две разные иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему. Например, в начале текста он вспоминает случай из своей жизни, а в конце рассказывает о своих наблюдениях за другими людьми. Это и будут ваши два примера-иллюстрации. Они могут находиться в одном предложении. Каждый пример отвечает на поставленный вами вопрос. В сочинении можно указать этот номер.



Определяем авторскую позицию

Нужно понять, как автор относится к проблеме и как он сам отвечает на вопросы, которые ставит в тексте. Чтобы быть уверенными в том, что вы правильно определили позицию автора, напишите, как вы её вычленили, что помогло вам понять отношение автора к проблеме.

Авторская позиция бывает не всегда очевидна, особенно в художественных текстах. В таком случае можно использовать клише: «Автор не доносит прямо свою позицию, оставляя читателю простор для размышлений» или «Из текста видно, что автор симпатизирует герою, хотя это не прописано».

Выражаем собственное мнение

Вам нужно согласиться или не согласиться с мнением автора, которое вы определили ранее. Вы можете частично разделять позицию автора, а в чем-то быть с ним не согласны. Но в любом случае вы должны проявить уважение к чужой точке зрения и обязательно обосновать свое согласие или несогласие. Желательно использовать пример из литературы. Не забудьте, что вы должны высказать свое суждение именно по той проблеме, которую вы обозначили в начале своего сочинения. Обоснование вашего отношения должно объяснять вашу точку зрения и доказывать ее правомерность.

Писать и вступление, и заключение лучше всего в самом конце, когда основная работа над сочинением завершена.

Во вступлении можно говорить об актуальности проблемы, истории вопроса. Вступление должно вызывать интерес к теме и желание прочитать ваше сочинение.

В заключении вы подводите итоги. Можно написать, как повлиял на вас прочитанный текст, какой опыт вы приобрели, подчеркнуть ещё раз основную мысль, в которой вы хотите убедить читателя. Допускаются призывы к решению проблемы или позитивный взгляд на разрешение проблемы сейчас или в будущем. Именно заключение является вашей изюминкой. Чем вывод будет ярче, эмоциональнее, тем больше понравится проверяющему.

Оформляем мысли грамотно

Сочинение — это публицистический жанр. Ваш текст должен быть написан в соответствии с требованиями к этому жанру.

В сочинении не должно быть:

  • разговорной лексики, слэнга;

  • большого количества англицизмов и неологизмов;

  • грубых и нецензурных слов;

  • научных терминов и оборотов;

  • канцеляризмов;

  • излишней высокопарности;

  • устаревших слов и выражений.

Необходимо писать грамотно, литературным языком, используя нейтральную лексику.

Полезные ресурсы

Здесь приведены наиболее полезные для выпускников интернет-ресурсы для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку:

  1. https://fipi.ru сайт Федерального института педагогических измерений, где можно посмотреть КИМы прошлых лет.

  2. https://www.youtube.com/watch?v=MnL1na2h8aI онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ по русскому языкув рамках программы «На все 100».

  3. https://mcko.ru вебинары с разбором заданий ЕГЭ, а также видеоконсультации.

  4. https://mosobr.tv/releases/240 видеоуроки от Московского образовательного канала.

  5. https://myskills.ru подготовка к ЕГЭ и ОГЭ от портала «Мои достижения».

  6. https://uchebnik.mos.ru/catalogue Библиотека Московской электронной школы.

  7. https://literoved.ru Банк аргументов, а также анализы различных литературных произведений от портала «Литеровед».

Старшеклассники – это большие дети, и как все дети они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» - они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалить за любой, пусть даже очень малый Ребята должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.













Сочинение моей выпускницы 2021года, оцененное экспертами на 25баллов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!