СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированный проект с элементами исследования ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практико-ориентированный  проект с элементами исследования "Значение искусства в жизни человека". Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрассного  - в наших силах.

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный проект с элементами исследования ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Огнево-Заимковская средняя общеобразовательная школа»





Индивидуальный итоговый проект


Значение искусства в жизни человека

вид проекта: практико-ориентированный с элементами исследования











Выполнила:

ученица 11 класса Агафонова Кристина

Руководитель:

Клювиткина Людмила Владимировна











с. Огнева Заимка - 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ____________________________________5


    1. Понятие искусства____________________________________________ 5

    2. Роль искусства в жизни человека ________________________________6

    3. Особенности искусства как способа познания _____________________ 7

    4. Виды искусства_______________________________________________8



    1. Функции искусства и его роль в жизни человека ___________________ 9


  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_______________________________________10

  2. Заключение _________________________________________________11

  3. Список информационных источников ___________________________13

  4. Приложения ________________________________________________14































Введение.

Вы когда-нибудь задумывались над вопросом о том, зачем человеку искусство? Тогда представьте, хотя бы на миг, что на планете Земля перестала звучать музыка, исчезли все картины, скульптуры, архитектурные ансамбли, закрыты театры. Что нашу жизнь не сопровождает искусство и творчество.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы…

Кто-то любит живопись, кому-то нравится музыка, другие пробуют себя в роли скульптора. Искусство совершенствует нас, расширяет кругозор, формирует нравственные ценности, призывает осмыслить вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, надежда и отчаяние, комичное и трагичное в жизни…

Благодаря искусству мы становимся лучше и совершеннее, изменяя взгляды на мир.

Работу над темой «Значение искусства в жизни человека» я выбрала потому, что хотела углубить и  обобщить свои знания об искусстве. Мне было интересно расширить свой кругозор и узнать, какие функции выполняет искусство, и какова роль искусства в жизни человека.

      Считаю выбранную тему работы актуальной, так как в настоящее время наше общество нуждается в творческих людях, имеющих гибкое, нестандартное мышление.

Почему мы говорим, прежде всего об искусстве? Да потому, что именно искусство формирует человека, через него происходит обращение к познанию основных идеалов, а значит социализация человека.


    Перед началом работы я провела анкетирование среди   учащихся нашей школы, задав им несколько вопросов с целью выявления их отношения к искусству.  

Среди опрошенных были учащиеся школы, которые с интересом относится к искусству – это 19 человек, из 24, опрошенных. Но были и учащиеся, которые имели противоположную точку зрения, они не придают должного значения искусству, это 5 человек. Значит, проблема, все-таки существует и проект актуален!

Цель  проекта:

- создание информационного продукта, который покажет значимость искусства в жизни человека;

- вызвать интерес у учащихся школы к миру искусства.


  Задачи проекта:

  • Поиск и изучение источников информации по теме проекта

  • Провести анкетирование учащихся школы (среднее и старшее звено) «Как я отношусь к искусству?» и установить наличие проблемы в нашей школе.

  • Собрать информационный материал, касающийся видов искусства и значимости искусства в жизни человека.

  • Поиск источников информации, которые станут основой информационного продукта (крылатые выражения и мудрые изречения знаменитых людей о значении искусства и культуры в жизни человека, притчи об искусстве, пословицы, поговорки, интересные факты, касающиеся значимости искусства в жизни человека)

  • Оформить результаты проекта в виде презентации, стенгазеты.

  • Реализовать свои творческие способности


Моя работа имеет и практическую значимость, потому что материалы могут быть использованы для подготовки к сочинению по литературе, для устных выступлений на уроках ИЗО, МХК, а в дальнейшем для подготовки к экзаменам.

   

I. Основная часть

1.1.Понятие искусства

«Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, — рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью».
Федор Михайлович Достоевский


Искусство – это, прежде всего человек, создающий прекрасное. В поэзии – это Пушкин, Лермонтов…, в музыке – Чайковский, Вагнер…, в живописи – Шишкин, Айвазовский и много, много других имен.

Это творчество людей, умеющих вложить чувства, мысли, переживания в свой труд.

Художника можно сравнить с волшебником, в его руках обыкновенный кусок камня становится средством передачи человеческих переживаний, а краски вдруг превращаются на холсте, то в утреннюю зарю, то в вечернюю росу. Язык танца говорит о тончайших движениях человеческой души, а под пером писателя слово становится поэтичным и выразительным.

       Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.

Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело, Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского.    Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

          В первобытном обществе  творчество зарождалось как способ человеческой деятельности для решения практических задач.

Искусство того времени было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, геоглифами — изображениями на земле, дендрографами — изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами (выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе) и скульптурой.

 Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически-магическими представлениями.

В искусстве человек находит новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, успокоение от повседневной суеты, и наслаждение.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является
величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через
искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои
особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет
соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от
нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и
понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт
возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к
искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной
не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером.


1.2. Роли искусства в жизни человека.


Недооценивать роль искусства в жизни человека нельзя. Оно учит человека красоте, помогает ему стать добрее и уметь увидеть эту красоту  порой в чем-то невзрачном, учит наслаждаться ею и ценить ее.  Кому-то ближе живопись, кому-то опера, балет, а кому-то музыка. Красота искусства  помогает нам быть более эмоциональными, чувствительными, учит добру, состраданию, великодушию. За повседневной суетой, человек забывает о том, каким мир может быть прекрасным, какая дивная природа, сколько прекрасного  таит в себе каждый день.

Цель искусства двойственна: для творца - это художественное самовыражение, для зрителя наслаждение красотой. Искусство дает человеку возможность раскрыться, показать миру свой талант, свои эмоции, чувства, душу. Зрители ценят произведения искусства не только из праздного интереса, они получают от них эстетическое удовольствие, заряжаются энергией, положительными эмоциями. Возможности искусства многогранны. Оно формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности

    Изучением искусства занимается эстетика – наука о прекрасном и безобразном.

Роль искусства в жизни человека велика, оно:

- помогает людям самоутвердиться, выразить себя.

- помогает оторваться от той действительности, которая есть, и попасть в совсем другой противоположный мир, мир своих представлений и мечт.

- помогает осваивать науки и постепенно углублять свои знания, являясь важнейшей частью человеческого развития.

- прививает умения и навыки в области доступных видов искусства - музыки, живописи, театра, литературы.

- помогает людям реализовать себя.

- помогает каждому поколению вносить свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его.

- развивает глубокое понимание красоты природы, окружающего мира, способности беречь эту красоту.

- формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы.

-помогает смотреть на мир с разных точек зрения, по-другому заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее.

- ведет человека к совершенству, а человек совершенствует его.

- Искусство спасло, спасает и будет спасать мир!

Главный критерий оценки произведения искусства – это тот эмоциональный отклик, душевные переживания, которые оно вызывает у зрителя, слушателя.

Уверена, в мире нет человека, которого не интересовал бы абсолютно никакой вид искусства.

1.3. Особенности искусства как способа познания.

У каждого вида искусства есть свой жанр и стиль.  Жанр - это тип художественного произведения, а стиль - это его отличительные признаки.

Искусству характерны следующие особенные черты и признаки:

1. Закономерность авторских произведений (картина остается такой, какой нам ее представил автор, она неизменима).

2. Индивидуальное создание произведений искусства и их восприятие (у каждого человека существуют свои эстетические предпочтения, вкусы; каждый может оценивать по-своему различные произведения искусства).

3. Наглядность. (художественное произведение своеобразно соответствует реальности).

4. Субъективность (творец создает образ таким, каким его представляет и видит он сам. Любой деятель искусства стремится создать что-то оригинальное, отражающее его индивидуальность и в то же время что-то способное вызвать интерес у окружающихискусство не стремится объективно отразить реальность).

5. Образность (познание осуществляется с помощью символов. Художественные образы, символы как главные средства воспроизведения эстетической реальности).

6. Чувственное восприятие окружающего мира (Человек обращается прежде всего к чувствам и сердцу. Для искусства необходимы эмоциональность и глубина переживаний).

7. Процессы в искусстве напрямую не зависят от научных знаний, материальных потребностей общества.

8. Использование специфических средств – для создания произведений литературы используется слово, живописи - цвет, музыки - звук.

9. Искусство многолико и вечно.



1.4. Виды искусства.

В современном мире творческий процесс достиг небывалого развития. С помощью всемирной сети Интернет разного вида мастерство распространяется с большой скоростью.

Искусство воплощено в различных видах художественного творчества, которые увеличиваются с каждым днём. Отдельными его видами являются такие, как: литература, театр, балет, цирк, скульптура, музыка, хореография, архитектура, живопись, кино, дизайн, компьютерная графика, фотоискусство, эстрада и др. Все они отличаются способами и средствами создания художественных образов.

Также существует объединение различных видов искусства в группы:

- Зрелищное искусство. К нему относятся театры, оперы, цирки, киноискусство и так далее. При помощи зрительного восприятия авторы передают свое видение мира и различные события. Режиссеры создают кинокартины, в которых отражаются существующие проблемы мира. Многие отрасли искусства служат для человека развлечением, например цирк.

- Изобразительное искусство. В эту сферу входит фотография, живопись, комиксы, скульптуры и немое кино. Авторы при помощи статичной картинки передают природу, быт какого-либо народа, проблемы человечества. Немое кино относится к динамичному виду искусств. В современном мире это явление уже утратило свою популярность.

- Выразительное искусство. Люди отражают свои взгляды в литературе, создают прекрасные строения. Также они выражают внутренний мир в музыке и хореографии. В большинстве произведений поднимаются глобальные проблемы и пороки человечества. Благодаря этому люди совершенствуются и уходят от зла и самобичевания.

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, возникают три группы видов искусств:

- пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие виды искусства, которые развёртывают свои образы в пространстве;

- временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;

- пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом.  

     Разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература;

разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк;

разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.


1.5. Функции искусства.


В формировании эстетического вкуса у человека  искусство играет основополагающую роль. Наиболее важная социальная функция искусства - удовлетворение духовных и эстетических потребностей человека. Стать сопричастным автору, понять его творчество - это и есть наслаждение.

Как и любой другой социальный институт искусство выполняет ряд значимых для общества и человека функций. Рассмотрим их.

  • Познавательная – получение новых знаний через художественные образы книг, картин, спектаклей, опер, кино и т. д. Произведения искусства дают понять, в чём сущность человека и общества, позволяют приобрести опыт. Искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.

  • Эстетическая – удовлетворение духовных потребностей людей в красоте и творческой активности, воспитание чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса. Отражает духовную потребность человека в гармонии и красоте. Формирует понятие о прекрасном.

  • Гедонистическая – искусство радует человека, доставляет удовольствие и наслаждение. Близкая к эстетической функции, но не формирует понятие об эстетике, а дает возможность эстетического наслаждения.

  • Компенсаторная – в искусстве человек находит то, что не смог отыскать в реальной жизни.    

  • Коммуникативная – искусство создает пространство общения людей, человека с самим собой и даже эпох. Искусство позволяет передавать не только объективную информацию, но и эмоции, настроение, чувства.

  • Прогностическая – искусство способно предвидеть будущее развитие общества, делать прогнозы.

  • Мировоззренческая - формирует мировоззрение человека, его отношение к действительности.

  • Воспитательная - развивает душевную восприимчивость, формирует мысли и чувства людей.

  • Развлекательная - создание такого настроения или эмоции, которая помогает расслабиться или развлечься.

2. Практическая часть.

1. Сбор материалов, которые будут основой информационного продукта.

2. Отбор крылатых выражений и мудрых изречений знаменитых людей о значении искусства и культуры в жизни человека, интересных фактов, касающихся значимости искусства в жизни человека.

3. Выполнение эскиза стенгазеты (расположение и структурирование собранного материала на странице стенгазеты, цветовое и декоративное решение).

4. Оформление стенгазеты.

5. Размещение стенгазеты на информационном стенде .


3. Заключение.

     Когда 100 лет назад у Жана Кокто спросили, зачем людям искусство, он ответил: «Я точно знаю, что оно им очень нужно, но вот только не знаю зачем». Зато другой великий француз, Мерри́-Жозе́ф Блонде́ль, кажется, хорошо знал «зачем?»: «Конечная цель искусства — побудить людей делать то, что им нужно, и осознавать то, что они знают».

Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее.

  Страсти, стремления, мечты, образы, опасения - все то, чем живет каждый человек - приобретают в творчестве особую окраску и силу.

 Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного — в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

 Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

- формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

- формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

- развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;

- вооружает людей  знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

- развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

- развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

  Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

«Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», – указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.




Вывод: В результате проделанной работы была достигнута поставленная Цель - создание информационного продукта (стенгазеты), который показывает значимость искусства в жизни любого человека. Стенгазета компактна, доступна и понятна для ознакомления и изучения. Выбранная идея в форме коллажа отдельных информационных блоков предполагает продолжение этого проекта (второй, третий лист, итд). Стенгазета находится на видном месте (на школьном информационном стенде), привлекая внимание обучающихся нашей школы. Поиск источников информации и лучших идей для создания стенгазеты позволил нам реализовать наши творческие способности, расширить свой кругозор. Надеемся своим проектом расширить аудиторию почитателей ИСКУССТВА.








4. Список информационных источников:

1. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975


2. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.


3. Солнцев Н.В. Наследие и время. М., 1996.


4. Мороз Надежда. Все об искусстве. https://art-dot.ru/iskusstvo/


5. Малых Вячеслав. Искусство – определение, виды и их характеристика, роль искусства в жизни. https://nauka.club/kulturologiya/iskusstvo.html


6. Искусство: его суть, виды, жанры. https://veryimportantlot.com/ru


7. Афоризмы- цитаты и высказывания великих художников. https://www.liveinternet.ru/users/2872248/post110062614


8. Философия: Энциклопедический словарь.-М.:Гардарики. Под редакцией А.А.Ивина.2004. http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/encyclopedic/index.htm


9. Искусство, его роль в жизни человека и общества. https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/rol-iskusstva-v-zhizni.html


10. Ревякин Дмитрий. Размышления об искусстве и его роли в жизни человека. Этика и культурный досуг. http://k-artina.ru/Stati_o_zhivopisi/Razmyshleniya_ob_iskusstve_i_ego_roli_v_zhizni_cheloveka_Estetik






         













ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Анкетирование на тему: «Как я отношусь к искусству?» 


Исследовательский метод: анкетирование.

Приняли участие _____ уч-ся 7-11кл.


1. Какое искусство вы считаете наиболее нужным, полезным обществу? (можно выбрать несколько вариантов)

1. Живопись 2. Кинематограф 3. Литература

4. Музыка 5. Танец 6. Архитектура

7. Театр

2. Как вы считаете, какую роль играет искусство в современной жизни человека?

1. Большую           2. Никакую           3. Помогает жить      

 

3. Чему учит нас искусство и учит ли оно вообще?

А) Красоте          

Б) Пониманию жизни          

В) Правильным поступкам      

Г) Расширяет кругозор        

Д) Ничему не учит  


4.  Занимаетесь ли вы каким-либо видом искусства, творчества?


1. Да 2. Нет, но хотел бы 3. Нет, и не хочется

5. Каким искусством вы хотели бы овладеть, научиться хотя бы на любительском уровне?


1. Живопись 2. Кинематограф 3. Литература

4. Музыка 5. Танец 6. Архитектура

6.  Как вы определите потребность в искусстве для современного человека:

1. Не очень важно 2. Важно

7. Ваше мнение: стоит ли изучать искусство в школе?

1. Нет 2. Скорее да, чем нет 3. Да

8. Были ли случаи, когда искусство сыграло какую-то роль в вашей жизни?

А) Да          Б) Нет        






Приложение 2

Анализ анкеты «Как я отношусь к искусству»

Вопрос

ответ

всего

1. Какое искусство вы считаете наиболее нужным, полезным обществу? (можно выбрать несколько вариантов)


Живопись

5

Кинематограф

12

Литература

10

Музыка

14

Танец

4

Архитектура

9

Театр

3

2. Как вы считаете, какую роль играет искусство в современной жизни человека?

   

Большую  

10

Никакую

4

Помогает жить

10

3. Чему учит нас искусство и учит ли оно вообще?

Красоте  

6

Пониманию жизни          

9

Правильным поступкам  

4

Расширяет кругозор        

15

Ничему не учит  

2

4. Занимаетесь ли вы каким-либо видом искусства, творчества?

Да

13

Нет, но хотел бы

8

Нет, и не хочется

3

5. Каким искусством вы хотели бы овладеть, научиться хотя бы на любительском уровне?



Живопись

10

Кинематограф

6

Литература

7

Музыка

5

Танец

7

Архитектура

3

6.  Как вы определите потребность в искусстве для современного человека:

Не очень важно

3

Важно

18

7. Ваше мнение: стоит ли изучать искусство в школе?


Нет

3

Скорее да, чем нет

9

Да

12

8. Были ли случаи, когда искусство сыграло какую-то роль в вашей жизни?             

Да

14

Нет

10



























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!