СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по теме Металлы. Конспект урока, презентация, видеоролики

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в конце  изучения раздела "Важнейшие s-элементы и их соединения". Тип урока: практическая работа. Метод обучения: самостоятельная работа. 

Оборудование: интерактивная доска, лабораторное оборудование: пробирки, пипетки, пробиркодержатель, спиртовка, нихромовая проволочка, пинцет. Реактивы: растворы хлорида калия, хлорида бария, карбоната калия, гидроксида калия, сульфата натрия, хлорида кальция, карбоната кальция, хлорида натрия, нитрата кальция, карбоната магния.

Просмотр содержимого документа
«П.р. металлы»

КГУ «Парыгинская средняя школа»

























Подготовила: учитель химии

Никифорова Н.Н.







С. Парыгино

2015 год

Урок химии 10 класс

Дата проведения: 19.02.2015

Тема: Практическая работа № 1: Решение экспериментальных задач по теме

«Металлы и их соединения».

Цель: на основе знаний о металлах и их соединениях научиться решать экспериментальные задачи; уметь проводить качественные реакции, соблюдать правила ТБ.

Задачи:

Образовательная: углубить и систематизировать знания учащихся о металлах и их соединениях; закрепить практические навыки при решении экспериментальных задач, умение составлять уравнения реакций.

Развивающая: развивать навыки практической работы и познавательный интерес, используя приемы самостоятельной работы, умение проводить лабораторные опыты.

Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и соблюдение правил по технике безопасности; бережное отношение к реактивам.

Тип урока: практическое занятие

Метод обучения: самостоятельная работа.

Оборудование:

1. Интерактивная доска: (с подготовленными записями)

Девиз урока: Как формула, как график трудовой,

Строй Менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай. (С. Щипачев)

Тема урока (на бегущей строке): «Практическая работа № 1»

тема: Решение экспериментальных задач по теме

«Металлы и их соединения».

2. Электронное учебное пособие по химии «Репетитор: Химия»

3. Лабораторное оборудование: пробирки, пипетки, пробиркодержатель, спиртовка, нихромовая проволочка, пинцет.

4. Реактивы: растворы хлорида калия, хлорида бария, карбоната калия, гидроксида калия, сульфата натрия, хлорида кальция, карбоната кальция, хлорида натрия, нитрата кальция, карбоната магния.

Ход урока:

  1. Организационный момент (4 мин).

Проверить готовность уч-ся к уроку, настрой учащихся на урок.

«Подари улыбку» Слайд 1.

Просмотр видеоролика «Позитив». На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки. Подарите друг другу и нашим гостям улыбку. Улыбайтесь, и вы будите нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками).

  1. Актуализация знаний (2 мин).

Учащиеся по очереди говорят предложения по теме «s – элементы». Начинает 1 группа, подхватывает вторая и т.д.

  1. Проверка домашнего задания (7 мин) – Приложение 1. Флипчарт, тестирующие устройства:

Учащиеся выполняют тест по теме «s – элементы и их соединения». Приложение 1. Учащиеся выставляют оценки в дневники по критериям, приведенным на слайде 2.

Слайд 2. Ответы:

вар/ № воп

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 в:

1

2

2

2

2

1

3

1

2

2

Критерии оценивания: Слайд 2.

9 – 10 баллов (90 – 100 %) – оценка «5»

7 – 8 баллов (70 – 80 %) – оценка «4»

6 баллов (60 %)– оценка «3»

5 и

4. Подготовка к практической работе (4 мин):

Великий Гете сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».

На каких уроках химии можно использовать полученные знания? - на практическом уроке.

Дома вы должны были подготовить оформление работы в тетрадях для практических работ. Откройте тетради и на полях напротив темы поставьте дату сегодняшнего урока (19.02.2015 г) «Практическая работа №1» Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». Слайд 3.


Девиз урока:

Как формула, как график трудовой,

Строй Менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

(С. Щипачев)

Цель урока: определяют уч-ся самостоятельно. Слайд 4. Учитель корректирует: изучить химические свойства металлов и их соединений, закрепить знания о качественных реакциях на катионы и анионы, усовершенствовать навыки написания ионных уравнений.

Инструктаж перед практической работой.

Представим себе, что мы на химическом заводе в лаборатории. Прежде чем выпустить какую – либо продукцию, необходимо провести ряд анализов, химических реакций. Чем мы с вами сейчас и займемся.

Я, как главный научный сотрудник лаборатории назначаю технолога в каждой группе (1 группа: Наталья, 2 группа: Алена). Мы с вами должны провести ряд лабораторных анализов, которые записаны в технологических картах, разработанных главным научным сотрудником лаборатории. Для того чтобы учесть все этапы работы, вам необходимо оформить отчет в тетради для практических работ.

Но перед началом работы необходимо провести инструктаж по ТБ.

Сегодня в нашей лаборатории инженером по ТБ назначается (Снегирев Андрей), который проведет инструктаж.

Инженер по ТБ: «Я обращаю внимание на правила работы с кислотами и щелочами и правилами оказания первой помощи. С кислотами и щелочами вам нужно работать очень осторожно. Если случайно кислота или щелочь попадет на руку, или одежду, немедленно смойте ее большим количеством прохладной воды. Запрещается обрабатывать пораженный участок увлажненным тампоном. Используйте при работе средства защиты: халаты.

Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказалась сверху. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Следует убрать с рабочего стола все лишние предметы, учебники и бумагу. По формуле, приведенной на этикетке склянки, необходимо убедиться, что вы правильно выбрали реактив для опыта. Нельзя наклоняться над открытыми сосудами с реактивами. Пробирку всегда держите так, чтобы ее горлышко было направлено от лица, от присутствующих. После завершения опыта, использованные реактивы и приборы поставьте на место. Если вам что-то непонятно, обязательно обратитесь за разъяснением к главному научному сотруднику. А сейчас, прошу вас расписаться в журнале по ТБ.

Учащиеся расписываются в журнале по ТБ.

Главный научный сотрудник: « В технологической карте даны задания, которые вы должны выполнить строго по инструкции и заполнить таблицу в ваших тетрадях.

5. Практическая работа (20 мин).

Технологическая карточка:

1. Опыт 1: выполняют уч-ся в группе.

В 3 пробирках даны следующие вещества: Нитрат кальция, гидроксид калия и хлорид бария (1 группа). Карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия (2 группа). Опытным путем определите, в какой пробирке, какое вещество находится. Пользуйтесь таблицей «Качественные реакции на анионы и катионы», влияние индикаторов на растворы электролитов. Напишите уравнения этих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

После выполнения, учащиеся называют вещества, которые определили и говорят, как они это распознали.

1 группа: 1 пробирка - КОН; 2 – ВаСl2; 3 – Са(NO3)2

2 группа: 1 пробирка - Na2SO4; 2 – CаСO3; 3 – KCl


Демонстрация видеоопыта: Слайд 5

1. Действие индикатора на щелочи КОН + ф/ф = малиновый раствор Неорганика 1 Видео № 39

2. СаСО3 + 2НNО3 = Са(NО3)2 + Н2О + СО2Неорганика 1 Видео № 47

3. Качественная реакция на сульфат ион


Физминутка: (2 мин) Слайд 6 Видео «Зимняя сказка»

2. Опыт 2: уч-ся выполняют в группах.

В 2 чашках Петри находятся сухие соли: хлорид натрия, нитрат кальция. Определите, в какой чашке находится каждое из веществ.

1 группа: 1 чашка – Са(NO3)2, 2 ч - NaCl

2 группа: 1 чашка – NaCl, 2 ч - Са(NO3)2

Слайд 7: (1 Окрашивание пламени в желтый цвет натрием, и 2. кирпично-красный нитратом кальция Виртуальная химическая лаборатория)

3. Опыт 3:

1 группа: Проделайте следующие превращения: CaCl2 Ca(OH)2 CaCO3 Ca SO4

2 группа: Проделайте следующие превращения: MgCO3MgCl2 Mg(OH)2MgSO4

Запишите реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

5. Вывод урока. (Уч-ся делают самостоятельно)

Сегодня на уроке мы закрепили и углубили знания по теме «Металлы и их соединения».

Какой мы можем сделать вывод после проведения практической работы?

- Изучили химические свойства металлов и их соединений. Зная, качественные реакции на катионы и анионы, а также влияние индикаторов на растворы электролитов можно распознавать химические вещества.

6. Д/з закончить оформление практической работы (1 мин)

7. Рефлексия. Ладонь. (3 мин)

Учащимся раздаются ладони, на которых записаны вопросы. Учащимся необходимо ответить на вопросы. Ответы учащихся заслушиваются.

8. Итог урока. Ролик: Улучшитель настроения (2 мин) Слайд 8.

Слайд 9: Спасибо за внимание!!!











Просмотр содержимого документа
«Приложение 1 Тест»

Приложение 1

Тест «s – элементы и их соединения».

Вариант I.

1. Электронная формула атома кальция:

  1. 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 2) 1s2 2s2 2p2 3) 1s2 2s2 2p63s2 4) 1s2 2s2

2. Формула высших оксидов элементов главной подгруппы II группы:

  1. R2O 2) RO 3) RO2 4) R2O3

3. Названиям: гашёная известь, известковое молоко, известковая вода – соответствует химическая формула:

  1. СаО 2) Са (ОН)2 3) СаС2 4) СаSО4

4. При взаимодействии кальция с водой образуется:

  1. СаО и Н2О 2) Са(ОН)2 и Н2 3) Са (ОН)2 и Н2О 4) Са(ОН)2

5. Взаимодействие негашёной извести с водой относится к реакциям:

    1. Разложения 2) соединения 3) Обмена 4) окислительно-восстановительным

      1. Выберите щелочной металл

  1. натрий 2) магний 3) алюминий 4) кальций

    1. Самый активный щелочной металл

  1. калий 2) натрий 3) литий 4) цезий

    1. Натрий хранят под слоем

  1. керосина 2) воды 3) песка 4) вазелина

    1. При нагревании не разлагается

1) Сu (OH)2 2) KOH 3) Fe(OH)2 4) Cr(OH)2

10. Укажите формулу вещества А: NaANaOH

1) Na2SO4 2) Na2O 3) NaCl 4) H2O

Тест «s – элементы и их соединения».

Вариант II.

1. Электронная формула атома магния:

  1. 1s2 2s2 2p2 2) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3) 1s2 2s2 4) 1s2 2s2 2p63s2

2. Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов главной подгруппы II группы равно:

  1. 1 2) 2 3) 3 4) 4

3. При взаимодействии магния с водой образуются:

  1. Mg(OH)2 и H2O 2) Mg(OH)2 3) MgO и H2 4) MgO и H2O

4. Природное соединение кальция гипс отвечает формуле:

  1. СаSO4 2) CaCO3 3) Ca3(PO4)2 4) CaSO4 • 2H2O

5. Водород можно получить при взаимодействии кальция с:

  1. HCl 2) CO2 3) NaOH 4) H2

    1. Выберите щелочной металл

    1. алюминий 2) стронций 3) калий 4) кальций

    1. Самый малоактивный щелочной металл

  1. калий 2) натрий 3) литий 4) цезий

8. В природе встречается в виде широко распространенного вещества

1) хлорид натрия 2) хлороводород 3) хлорид калия 4) хлор

9. При нагревании не разлагается

1) Сa(OH)2 2) LiOH 3) Fe(OH)3 4) Cr(OH)2

10. Укажите формулу вещества X: H2 XNaBr

1) Na 2) NaCl 3) Br2 4) HBr



Просмотр содержимого документа
«инструкция к п.р.»

Карточка – инструкция к проведению практической работы.

1. Опыт 1: В 3 пробирках даны следующие вещества: Нитрат кальция, гидроксид калия и хлорид бария (1 группа). Карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия (2 группа). Опытным путем определите, в какой пробирке, какое вещество находится. Пользуйтесь таблицей «Качественные реакции на анионы и катионы», а также таблицей «Влияние индикаторов на растворы электролитов». Напишите уравнение 1 и 3 реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

2. Опыт 2: уч-ся выполняют в группах.

В 2 чашках Петри находятся сухие соли: хлорид натрия, нитрат кальция. Определите, в какой чашке находится каждое из веществ. Наблюдения запишите в таблицу.

3. Опыт 3:

1 группа: Проделайте следующие превращения: CaCl2 Ca(OH)2 CaCO3 Ca SO4. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Наблюдения запишите в таблицу.

2 группа: Проделайте следующие превращения: MgCO3MgCl2 Mg(OH)2MgSO4. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Наблюдения запишите в таблицу.

4. Сделайте вывод по практической работе.

Карточка – инструкция к проведению практической работы.

1. Опыт 1: В 3 пробирках даны следующие вещества: Нитрат кальция, гидроксид калия и хлорид бария (1 группа). Карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия (2 группа). Опытным путем определите, в какой пробирке, какое вещество находится. Пользуйтесь таблицей «Качественные реакции на анионы и катионы», а также таблицей «Влияние индикаторов на растворы электролитов». Напишите уравнение 1 и 3 реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

2. Опыт 2: уч-ся выполняют в группах.

В 2 чашках Петри находятся сухие соли: хлорид натрия, нитрат кальция. Определите, в какой чашке находится каждое из веществ. Наблюдения запишите в таблицу.

3. Опыт 3:

1 группа: Проделайте следующие превращения: CaCl2 Ca(OH)2 CaCO3 Ca SO4. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Наблюдения запишите в таблицу.

2 группа: Проделайте следующие превращения: MgCO3MgCl2 Mg(OH)2MgSO4. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Наблюдения запишите в таблицу.

4. Сделайте вывод по практической работе.

Карточка – инструкция к проведению практической работы.

1. Опыт 1: В 3 пробирках даны следующие вещества: Нитрат кальция, гидроксид калия и хлорид бария (1 группа). Карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия (2 группа). Опытным путем определите, в какой пробирке, какое вещество находится. Пользуйтесь таблицей «Качественные реакции на анионы и катионы», а также таблицей «Влияние индикаторов на растворы электролитов». Напишите уравнение 1 и 3 реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

2. Опыт 2: уч-ся выполняют в группах.

В 2 чашках Петри находятся сухие соли: хлорид натрия, нитрат кальция. Определите, в какой чашке находится каждое из веществ. Наблюдения запишите в таблицу.

3. Опыт 3:

1 группа: Проделайте следующие превращения: CaCl2 Ca(OH)2 CaCO3 Ca SO4. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Наблюдения запишите в таблицу.

2 группа: Проделайте следующие превращения: MgCO3MgCl2 Mg(OH)2MgSO4. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Наблюдения запишите в таблицу.

4. Сделайте вывод по практической работе.

Карточка – инструкция к проведению практической работы.

1. Опыт 1: В 3 пробирках даны следующие вещества: Нитрат кальция, гидроксид калия и хлорид бария (1 группа). Карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия (2 группа). Опытным путем определите, в какой пробирке, какое вещество находится. Пользуйтесь таблицей «Качественные реакции на анионы и катионы», а также таблицей «Влияние индикаторов на растворы электролитов». Напишите уравнение 1 и 3 реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

2. Опыт 2: уч-ся выполняют в группах.

В 2 чашках Петри находятся сухие соли: хлорид натрия, нитрат кальция. Определите, в какой чашке находится каждое из веществ. Наблюдения запишите в таблицу.

3. Опыт 3:

1 группа: Проделайте следующие превращения: CaCl2 Ca(OH)2 CaCO3 Ca SO4. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Наблюдения запишите в таблицу.

2 группа: Проделайте следующие превращения: MgCO3MgCl2 Mg(OH)2MgSO4. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Наблюдения запишите в таблицу.

4. Сделайте вывод по практической работе.

Карточка – инструкция к проведению практической работы.

1. Опыт 1: В 3 пробирках даны следующие вещества: Нитрат кальция, гидроксид калия и хлорид бария (1 группа). Карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия (2 группа). Опытным путем определите, в какой пробирке, какое вещество находится. Пользуйтесь таблицей «Качественные реакции на анионы и катионы», а также таблицей «Влияние индикаторов на растворы электролитов». Напишите уравнение 1 и 3 реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

2. Опыт 2: уч-ся выполняют в группах.

В 2 чашках Петри находятся сухие соли: хлорид натрия, нитрат кальция. Определите, в какой чашке находится каждое из веществ. Наблюдения запишите в таблицу.

3. Опыт 3:

1 группа: Проделайте следующие превращения: CaCl2 Ca(OH)2 CaCO3 Ca SO4. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Наблюдения запишите в таблицу.

2 группа: Проделайте следующие превращения: MgCO3MgCl2 Mg(OH)2MgSO4. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Наблюдения запишите в таблицу.

4. Сделайте вывод по практической работе.











































Карточка – инструкция к проведению практической работы.

1. Опыт 1: В 3 пробирках даны следующие вещества: Нитрат кальция, гидроксид калия и хлорид бария (1 группа). Карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия (2 группа). Опытным путем определите, в какой пробирке, какое вещество находится. Пользуйтесь таблицей «Качественные реакции на анионы и катионы», а также таблицей «Влияние индикаторов на растворы электролитов». Напишите уравнение 1 и 3 реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

2. Опыт 2: уч-ся выполняют в группах.

В 2 чашках Петри находятся сухие соли: хлорид натрия, нитрат кальция. Определите, в какой чашке находится каждое из веществ. Наблюдения запишите в таблицу.

3. Опыт 3:

1 группа: Проделайте следующие превращения: CaCl2 Ca(OH)2 CaCO3 Ca SO4. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Наблюдения запишите в таблицу.

2 группа: Проделайте следующие превращения: MgCO3MgCl2 Mg(OH)2MgSO4. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Наблюдения запишите в таблицу.

4. Сделайте вывод по практической работе.

Карточка – инструкция к проведению практической работы.

1. Опыт 1: В 3 пробирках даны следующие вещества: Нитрат кальция, гидроксид калия и хлорид бария (1 группа). Карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия (2 группа). Опытным путем определите, в какой пробирке, какое вещество находится. Пользуйтесь таблицей «Качественные реакции на анионы и катионы», а также таблицей «Влияние индикаторов на растворы электролитов». Напишите уравнение 1 и 3 реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

2. Опыт 2: уч-ся выполняют в группах.

В 2 чашках Петри находятся сухие соли: хлорид натрия, нитрат кальция. Определите, в какой чашке находится каждое из веществ. Наблюдения запишите в таблицу.

3. Опыт 3:

1 группа: Проделайте следующие превращения: CaCl2 Ca(OH)2 CaCO3 Ca SO4. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Наблюдения запишите в таблицу.

2 группа: Проделайте следующие превращения: MgCO3MgCl2 Mg(OH)2MgSO4. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Наблюдения запишите в таблицу.

4. Сделайте вывод по практической работе.


Просмотр содержимого презентации
«П.р. № 1»

Ответы:  вар/ № воп 1 1 в: 1 2 3 2 4 2 5 2 2 6 7 1 8 3 9 1 10 2 2 Критерии оценивания: 9 – 10 баллов (90 – 100 %) – оценка «5» 7 – 8 баллов (70 – 80 %) – оценка «4» 6 баллов (60 %)– оценка «3» 5 и < баллов (50% и меньше)– оценка «2»

Ответы:

вар/ № воп

1

1 в:

1

2

3

2

4

2

5

2

2

6

7

1

8

3

9

1

10

2

2

Критерии оценивания:

9 – 10 баллов (90 – 100 %) – оценка «5»

7 – 8 баллов (70 – 80 %) – оценка «4»

6 баллов (60 %)– оценка «3»

5 и

Цель урока:

Цель урока:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!