КГУ «Парыгинская средняя школа»
Подготовила: учитель химии
Никифорова Н.Н.
С. Парыгино
2015 год
Урок химии 10 класс
Дата проведения: 19.02.2015
Тема: Практическая работа № 1: Решение экспериментальных задач по теме
«Металлы и их соединения».
Цель: на основе знаний о металлах и их соединениях научиться решать экспериментальные задачи; уметь проводить качественные реакции, соблюдать правила ТБ.
Задачи:
Образовательная: углубить и систематизировать знания учащихся о металлах и их соединениях; закрепить практические навыки при решении экспериментальных задач, умение составлять уравнения реакций.
Развивающая: развивать навыки практической работы и познавательный интерес, используя приемы самостоятельной работы, умение проводить лабораторные опыты.
Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и соблюдение правил по технике безопасности; бережное отношение к реактивам.
Тип урока: практическое занятие
Метод обучения: самостоятельная работа.
Оборудование:
1. Интерактивная доска: (с подготовленными записями)
Девиз урока: Как формула, как график трудовой,
Строй Менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай. (С. Щипачев)
Тема урока (на бегущей строке): «Практическая работа № 1»
тема: Решение экспериментальных задач по теме
«Металлы и их соединения».
2. Электронное учебное пособие по химии «Репетитор: Химия»
3. Лабораторное оборудование: пробирки, пипетки, пробиркодержатель, спиртовка, нихромовая проволочка, пинцет.
4. Реактивы: растворы хлорида калия, хлорида бария, карбоната калия, гидроксида калия, сульфата натрия, хлорида кальция, карбоната кальция, хлорида натрия, нитрата кальция, карбоната магния.
Ход урока:
Организационный момент (4 мин).
Проверить готовность уч-ся к уроку, настрой учащихся на урок.
«Подари улыбку» Слайд 1.
Просмотр видеоролика «Позитив». На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки. Подарите друг другу и нашим гостям улыбку. Улыбайтесь, и вы будите нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками).
Актуализация знаний (2 мин).
Учащиеся по очереди говорят предложения по теме «s – элементы». Начинает 1 группа, подхватывает вторая и т.д.
Проверка домашнего задания (7 мин) – Приложение 1. Флипчарт, тестирующие устройства:
Учащиеся выполняют тест по теме «s – элементы и их соединения». Приложение 1. Учащиеся выставляют оценки в дневники по критериям, приведенным на слайде 2.
Слайд 2. Ответы:
вар/ № воп | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 в: | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 |
Критерии оценивания: Слайд 2.
9 – 10 баллов (90 – 100 %) – оценка «5»
7 – 8 баллов (70 – 80 %) – оценка «4»
6 баллов (60 %)– оценка «3»
5 и
4. Подготовка к практической работе (4 мин):
Великий Гете сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».
На каких уроках химии можно использовать полученные знания? - на практическом уроке.
Дома вы должны были подготовить оформление работы в тетрадях для практических работ. Откройте тетради и на полях напротив темы поставьте дату сегодняшнего урока (19.02.2015 г) «Практическая работа №1» Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». Слайд 3.
Девиз урока:
Как формула, как график трудовой,
Строй Менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
(С. Щипачев)
Цель урока: определяют уч-ся самостоятельно. Слайд 4. Учитель корректирует: изучить химические свойства металлов и их соединений, закрепить знания о качественных реакциях на катионы и анионы, усовершенствовать навыки написания ионных уравнений.
Инструктаж перед практической работой.
Представим себе, что мы на химическом заводе в лаборатории. Прежде чем выпустить какую – либо продукцию, необходимо провести ряд анализов, химических реакций. Чем мы с вами сейчас и займемся.
Я, как главный научный сотрудник лаборатории назначаю технолога в каждой группе (1 группа: Наталья, 2 группа: Алена). Мы с вами должны провести ряд лабораторных анализов, которые записаны в технологических картах, разработанных главным научным сотрудником лаборатории. Для того чтобы учесть все этапы работы, вам необходимо оформить отчет в тетради для практических работ.
Но перед началом работы необходимо провести инструктаж по ТБ.
Сегодня в нашей лаборатории инженером по ТБ назначается (Снегирев Андрей), который проведет инструктаж.
Инженер по ТБ: «Я обращаю внимание на правила работы с кислотами и щелочами и правилами оказания первой помощи. С кислотами и щелочами вам нужно работать очень осторожно. Если случайно кислота или щелочь попадет на руку, или одежду, немедленно смойте ее большим количеством прохладной воды. Запрещается обрабатывать пораженный участок увлажненным тампоном. Используйте при работе средства защиты: халаты.
Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказалась сверху. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Следует убрать с рабочего стола все лишние предметы, учебники и бумагу. По формуле, приведенной на этикетке склянки, необходимо убедиться, что вы правильно выбрали реактив для опыта. Нельзя наклоняться над открытыми сосудами с реактивами. Пробирку всегда держите так, чтобы ее горлышко было направлено от лица, от присутствующих. После завершения опыта, использованные реактивы и приборы поставьте на место. Если вам что-то непонятно, обязательно обратитесь за разъяснением к главному научному сотруднику. А сейчас, прошу вас расписаться в журнале по ТБ.
Учащиеся расписываются в журнале по ТБ.
Главный научный сотрудник: « В технологической карте даны задания, которые вы должны выполнить строго по инструкции и заполнить таблицу в ваших тетрадях.
5. Практическая работа (20 мин).
Технологическая карточка:
1. Опыт 1: выполняют уч-ся в группе.
В 3 пробирках даны следующие вещества: Нитрат кальция, гидроксид калия и хлорид бария (1 группа). Карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия (2 группа). Опытным путем определите, в какой пробирке, какое вещество находится. Пользуйтесь таблицей «Качественные реакции на анионы и катионы», влияние индикаторов на растворы электролитов. Напишите уравнения этих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
После выполнения, учащиеся называют вещества, которые определили и говорят, как они это распознали.
1 группа: 1 пробирка - КОН; 2 – ВаСl2; 3 – Са(NO3)2
2 группа: 1 пробирка - Na2SO4; 2 – CаСO3; 3 – KCl
Демонстрация видеоопыта: Слайд 5
1. Действие индикатора на щелочи КОН + ф/ф = малиновый раствор Неорганика 1 Видео № 39
2. СаСО3 + 2НNО3 = Са(NО3)2 + Н2О + СО2↑ Неорганика 1 Видео № 47
3. Качественная реакция на сульфат ион
Физминутка: (2 мин) Слайд 6 Видео «Зимняя сказка»
2. Опыт 2: уч-ся выполняют в группах.
В 2 чашках Петри находятся сухие соли: хлорид натрия, нитрат кальция. Определите, в какой чашке находится каждое из веществ.
1 группа: 1 чашка – Са(NO3)2, 2 ч - NaCl
2 группа: 1 чашка – NaCl, 2 ч - Са(NO3)2
Слайд 7: (1 Окрашивание пламени в желтый цвет натрием, и 2. кирпично-красный нитратом кальция Виртуальная химическая лаборатория)
3. Опыт 3:
1 группа: Проделайте следующие превращения: CaCl2 → Ca(OH)2 → CaCO3 → Ca SO4
2 группа: Проделайте следующие превращения: MgCO3 → MgCl2 → Mg(OH)2 →MgSO4
Запишите реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
5. Вывод урока. (Уч-ся делают самостоятельно)
Сегодня на уроке мы закрепили и углубили знания по теме «Металлы и их соединения».
Какой мы можем сделать вывод после проведения практической работы?
- Изучили химические свойства металлов и их соединений. Зная, качественные реакции на катионы и анионы, а также влияние индикаторов на растворы электролитов можно распознавать химические вещества.
6. Д/з закончить оформление практической работы (1 мин)
7. Рефлексия. Ладонь. (3 мин)
Учащимся раздаются ладони, на которых записаны вопросы. Учащимся необходимо ответить на вопросы. Ответы учащихся заслушиваются.
8. Итог урока. Ролик: Улучшитель настроения (2 мин) Слайд 8.
Слайд 9: Спасибо за внимание!!!