СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие №32 Нацистская программа завоевания СССР. Историческое значение Московской битвы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие №32  Нацистская программа завоевания СССР.  Историческое значение Московской битвы (+ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ)

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие №32 Нацистская программа завоевания СССР. Историческое значение Московской битвы»

Практическое занятие №32

Нацистская программа завоевания СССР.

Историческое значение Московской битвы


Цель: определить суть плана "Барбаросса"; выяснить причины срыва этого плана; определить историческое значение Московской битвы; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Учебно-методическое обеспечение: Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2014; текст "Из воспоминаний историка Е.В. Гутновой".

Понятия для актуализации: план "Барбаросса", план "Ольденбург", генеральный план "Ост", блокада Ленинграда, ГКО, "28 панфиловцев"

Персоналии: Г.К. Жуков

Важнейшие даты: 22 июня 1941 г.;

Задания:

  1. Прочитайте текст (§84, С. 197-199).

  2. Ответьте на вопросы:

  • В чем состоял немецкий план "Барбаросса"? Почему он не мог быть осуществлен?

  • В чем состояли причины поражений Красной армии на первом этапе войны?

  • Какие мероприятия по организации обороны были проведены в СССР?


Задание по тексту:

Прочтите текст исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Из воспоминаний историка Е.В. Гутновой

«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей площадью... Впервые за прошедшие полгода [диктор] перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня... слёзы радости текли из глаз...

Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что... выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях... разгромить... В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы... бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов... В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев... Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

1. Укажите название битвы, о которой говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относятся данные воспоминания.

2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.

3. Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений.


  • Выполните задания по контурной карте (Приложение №27).





Эталоны ответов

Практическое занятие №32

Нацистская программа завоевания СССР.

Историческое значение Московской битвы


Понятия для актуализации:

План "Барбаросса" - (Директива № 21. План «Барбаросса»; нем. Weisung Nr. 21. Fall Barbarossa, предположительно по именованию короля Германии и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбаросса) — кодовое название разработанного в 1940—1941 годах плана нападения нацистской Германии на СССР, реализацию которого предприняли впоследствии в виде одноимённой операции «Барбаросса». Главная задача — «разгромить Советскую Россию в ходе одной кратковременной кампании», используя опыт применения стратегии «блицкрига» в Европе.

План «Ольденбург» («Зелёная папка» Геринга) — кодовое именование экономического подраздела плана нападения Германии на СССР «Барбаросса»; предусматривал овладение и постановку на службу Рейху всех запасов сырья и крупных промышленных предприятий на территории между Вислой и Уралом; наиболее ценное промышленное оборудование предполагалось отправить в Рейх, а то, которое не может пригодиться Германии, — уничтожить; территорию европейской части СССР планировалось сделать аграрно-сырьевым придатком Германии. 

Генеральный план «Ост» – план порабощения и уничтожения народов СССР, еврейского и славянского населения завоеванных территорий; предусматривал выселение (практически истребление) из Польши и европейской части бывшего СССР большей части населения и колонизацию этих территорий немцами, управляющими оставшейся частью туземного населения. Гитлер считал, что немцы должны получить «жизненное пространство» на востоке Европы и господствовать над населяющими ее народами. 

Блокада Ленинграда - военная блокада города Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) - 872 дня. За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, проявленные защитниками блокадного Ленинграда, 8 мая 1965 года городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой. Потери населения составили по разным оценкам от примерно 600 тысяч до 1,5 млн. человек

ГКО (Государственный комитет обороны)- созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в СССР. Решения ГКО были обязательными для всех граждан, организаций и органов власти. Возглавил ГКО И. В. Сталин, который также занимал должность секретаря ЦК ВКП(б) и председателя Совета народных комиссаров СССР. 

"28 панфиловцев" - панфиловцы - военнослужащие сформированной в городах Алма-Ате Казахской ССР и Фрунзе Киргизской ССР 316-й стрелковой дивизии(впоследствии 8-я гвардейская) под командованием генерал-майора И. В. Панфилова (до этого военный комиссар Киргизской ССР), участвовавшие в 1941 году в обороне Москвы. Наибольшую известность из воинов дивизии получили 28 человек («герои-панфиловцы», «28 героев-панфиловцев») из числа личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка. Согласно широко распространённой в СССР версии события, 16 ноября, когда началось новое наступление немцев на Москву, бойцы 4-й роты во главе с политруком Василием Клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково в 7 км к юго-востоку от Волоколамска, совершили подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков. Все 28 человек, погибли. Фраза «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!», приписываемая политруку Клочкову, была включена в советские школьные и вузовские учебники по истории. Подвиг панфиловцев сыграл важную мобилизирующую роль, стал примером стойкости и героизма. Но отдельные обстоятельства боя ставятся под сомнение.

Персоналии:

Г.К. Жуков - советский полководец. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза (1939, 1944, 1945, 1956), кавалер двух орденов «Победа» (1944, 1945), множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы». Министр обороны СССР (1955 - 1957). Член Президиума ЦК КПСС (29 июня - 29 октября 1957). В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, Заместителя Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР. В послевоенное время занимал пост Главкома Сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами.

Важнейшие даты:

22 июня 1941 г. - нападение Германии на СССР, начало Великой Отечественной войны

Задания:

  1. Прочитайте текст (§84, С. 197-199).

  2. Ответьте на вопросы:

  • В чем состоял немецкий план "Барбаросса"? Почему он не мог быть осуществлен?

План войны (план «Барбаросса») предусматривал внезапное нанесение нескольких мощных ударов с целью окружить и уничтожить главные силы Красной армии, не дав им отойти в глубь страны. В ходе летней кампании 1941 г. гитлеровцы планировали выйти на линию Архангельск—Астрахань. Германское командование сосредоточило у границ СССР 190 дивизий (общей численностью 5,5 млн. человек), 3712 танков, 4950 боевых самолетов, 47260 орудий и минометов и 193 боевых корабля.

Германское командование недооценило противника. План изначально не предполагал возможности перерастания молниеносной войны в затяжную. Героизм советских людей на фронте и самоотверженный труд в тылу не позволили Гитлеру осуществить план "Барбаросса".

  • В чем состояли причины поражений Красной армии на первом этапе войны?

Одной из причин поражений Красной армии было неожиданное для нее вторжение фашистов на территорию страны, численное превосходство противника. Кроме того, армия вступила в войну в неблагоприятных условиях. Хотя она была довольно многочисленной, ее части не были приведены в полную боевую готовность. Перестройка и техническое перевооружение Красной армии не были завершены, переустройство промышленности на военный лад тоже не было закончено.

Причиной поражений Красной армии явились и просчеты в определении времени нападения Германии на СССР, и ошибки в мероприятиях по отражению ударов фашистов. К началу войны Красная армия по суммарному техническому обеспечению и числу людей превосходила армию Германии. Но наши войска не сумели реализовать с выгодой для себя этот потенциал. Поэтому даже там, где они по численности превосходили силы противника, приграничные сражения были проиграны. Части не имели связи со штабами, а последние не имели связи с ГКО и Ставкой, что затрудняло получение сведений о враге. Способствовали поражениям недостаточная профессиональная подготовка командиров, репрессии в армии.

  • Какие мероприятия по организации обороны были проведены в СССР?

СССР превратился с началом войны в единый боевой лагерь, лозунгом которого стали слова «Все для фронта, все для победы!». Главной целью являлась мобилизация всех сил на разгром врага. Было введено военное положение, объявлена мобилизация. Для снабжения населения продуктами и товарами вводилась карточная система. Промышленность начала работать в военном режиме, практически все предприятия специализировались на выпуске продукции, нужной на фронте.

Началась эвакуация населения и перемещение промышленных предприятий и материальных ценностей в глубь страны, на восток. На новых местах прежде всего вводились в строй те из них, которые выпускали продукцию для фронта. Принимались меры по организации партизанского движения и подполья на занятых противником территориях. Был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), его председателем стал И. В. Сталин. В руках ГКО сосредоточивалась вся полнота власти в стране, государственное, военное, хозяйственное руководство. Была создана Ставка Верховного главнокомандования, которая опиралась на Военные советы фронтов и армий.


Задание по тексту:

Прочтите текст исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

1. Укажите название битвы, о которой говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относятся данные воспоминания.

Может быть указано, что:

1) битва — Московская;

2) воспоминания относятся к декабрю 1941 г.

2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.

Могут быть указаны следующие причины победы:

1) беспримерное мужество и жертвенность, массовый героизм советских солдат и офицеров;

2) активная помощь фронту со стороны гражданского населения;

3) переброска свежих дивизий с Дальнего Востока;

4) сопротивление врагу на оккупированных территориях, развитие партизанского движения;

5) действия ПК. Жукова и других советских военачальников по организации отпора врагу и контрнаступления;

6) суровая зима, помешавшая противнику использовать в полной мере своё техническое преимущество (создававшая при этом проблемы и для обороняющихся);

7) поступление в Красную армию первой техники по ленд-лизу.

3. Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений.

Могут быть приведены следующие положения о значении битвы под Москвой:

1) это была первая крупная победа Красной армии с начала войны;

2) враг был отброшен от столицы;

3) были освобождены от врага первые населённые пункты;

4) враг понёс значительные потери;

5) возродилась и укрепилась надежда на победу в войне.


  • Выполните задания по контурной карте (Приложение №27).





















Приложение №27




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!