Просмотр содержимого документа
«Практические работы как инструмент организации деятельности учеников при изучении географии России в 8-9 классах»
Практические работы как инструмент организации деятельности учеников при изучении географии России в 8-9 классах
(Из опыта работы учителя географии МБОУ ЛИТ г. Хабаровска)
Современное общество ставит перед школьным образованием задачу воспитания и развития личности, готовой к активной деятельности и ответственному поведению в различных жизненных ситуациях. В решении этой задачи больше значение имеет школьный курс географии, который через систему практических работ может развивать у школьников ключевые компетенции, такие, как способность к коммуникации, умение работать в группе, умение решать поставленные проблемы, владение информационными технологиями, способность к самостоятельному получению знаний, работа с числом и другие.
Практическая направленность в обучении географии (по Е.А. Беловоловой) включает:
усвоение содержания образования (знания, умения);
усвоение методологических знаний (знаний о действиях, способах познания), методов географического познания;
развитие умственных способностей;
обогащение жизненного опыта учащихся.
Реализация практической направленности обучения географии заключается в формировании у школьников умений применять знания в процессе практической деятельности.
Умения – это операционная часть знаний. Они включают предметные знания, знания о действиях, их алгоритме, мыслительные операции, приемы и способы действий, эмоционально-ценностное отношение.
В ходе выполнения практических работ у школьников формируются общеучебные (универсальные) умения и специальные умения, характерные для предметной области география. К этим специальным умениям, которые формируются в ходе выполнения практических работ в курсе географии России в 8-9 классах, относятся:
умение читать и понимать карты различного географического содержания;
умение проводить наблюдения в географической среде и фиксировать их результаты;
умение использовать статистические материалы для анализа различных географических данных;
умение составлять географические характеристики территорий;
умение анализировать различные источники географической информации для получения знаний о географическом объекте или явлении и т.д.
Курс «География России», который преподается в 8 и 9 классах, позволяет проводить большое количество разнообразных практических работ. Это заключительный курс географии в основной школе, и большинство географических умений у учащихся уже в основном сформировано. Но в 8 и 9 классах мы отрабатываем эти основные умения, совершенствуем их и формируем новые. Большинство практических работ проводится на основе краеведческого материала, что позволяет расширить кругозор школьников и привязать изучаемый материал к определенной территории. Это такие работы, как:
изучение формирование рельефа своего края и закономерностей его формирования;
изучение геологического строения, горных пород и минералов, и полезных ископаемых своего края;
выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своего края;
выявление экологических проблем внутренних вод своего края;
выявление особенностей почв, растительного и животного мира своего края и т.д.
В условиях совершенствования содержания школьного курса географии, мы проводим практические работы нового содержания:
выявление по карте специфики административно-территориального устройства страны;
составление аннотации к какому-либо источнику по истории открытия и освоения территории России;
прогнозирование темпов роста населения России;
выявление обеспеченности потребностей населения своего края различными видами услуг;
оценка экологической ситуации в крае на основе различных источников географической информации;
составление картосхемы объектов Всемирного культурного наследия на территории России и т.д.
Рассмотрим примеры практических работ, которые мы проводим в 8 классе при изучении темы «Население России».
№ | Содержание работы | Задачи | Вид деятельности |
1. | Определение и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России | 1.Обучение умениям анализировать статистические показатели и на этой основе: 2. делать выводы и 3.выстраивать прогнозы | 1.Анализ статистической таблицы «Численность и состав населения Российской Федерации» стр.299 учебника 2.Выявление субъектов федерации, численность населения в которых выросла за период с 1989 по 2002 год 3.Формулирование вывода о причинах, по которым произошло увеличение численности населения в этих регионах 4.Прогнозирование изменение численности населения в стране в ближайшие годы |
2. | Определение крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным устройством России | 1.Отработка умения анализировать статистические данные и сопоставлять данные с картографическим материалом 2.Включение картографических умений (на основе карт социально-географической тематики) в структуру компетенция учащихся | 1.Анализ статистической таблицы «Численность крупнейших народов Российской федерации» стр.304 2. Выявление крупнейших народов России по численности населения 3.Сопоставление статистического материала с картами «Народы России» на стр.8-9 в атласе и «Административной картой России» стр. 4-5 в атласе 4.Выявление народов России, которые имеют свои национально-территориальные структуры (республики, автономные округа, автономные области) и народов, которые таковых не имеют 5.Формултрование вывода о национальном составе и национально-территориальном устройстве России |
3. | Влияние природных условий на особенности одежды и жилища народов России | 1.Изучение особенностей национального костюма и жилища народов России 2.Выявление зависимости между особенностями костюма и жилища народов и природной зоной их проживание | 1.Выявление особенностей национального костюма на основе изучения кукол в национальных костюмах (работа в группах) 2.Выявление особенностей национальных жилищ на основе изучения иллюстраций (работа в группах) 3.Формулирование вывода о влиянии природных условий на одежду, жилище и занятость народов России |
4. | Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей. | 1.Отработка умения анализировать статистические данные и сопоставлять с картографическим материалом 2.Выявлять закономерности размещения городского и сельского населения по территории страны | 1.Анализ статистической таблицы «Численность и состав населения Российской Федерации» стр.299 учебника 2.Выявление территорий с наиболее высоким и наиболее низким показателем доли городского населения 3.Анализ карты «Плотность населения России» стр.6 атласа 4.Сопоставление статистических данных с картой плотности и политико-административной картой России 5.Формулирование вывода о закономерностях размещения городского и сельского населения страны |
5. | Определение тенденций изменения доли занятых в сферах современного производства на примере Хабаровского края. (Практическая работа на основе анализа дополнительных источников информации о рейтинге профессий и спросе на рынке труда Хабаровского края) | 1.Совершенствование приемов и способов действий, направленных на анализ информации из различных источников 2.Выявление закономерностей на основе анализа собранного материала | 1. Сбор информации из различных источников: отчеты статистического управления Хабаровского края, анкеты выпускников лицея, материалов из центра занятости населения г. Хабаровска (работа в группах) 2. Анализ собранной информации 3.Формулирование вывода об изменении тенденции занятости в Хабаровском крае на современном этапе |
Таким образом, применение различных цифровых показателей в форме статистических данных, диаграмм, графиков составляет основу овладения школьниками статистическими методами. В современном мире цифровая информация и работа с числом – одна из ключевых компетенций, которая необходима человеку в обычной жизни и профессиональной деятельности. А работа с картографическим материалом продолжает отработку умений работы с картой, что так же является необходимой компетенцией современного человека. Поэтому изучение темы «Население России» и проведение практических работ имеют практическую направленность подготовки учащихся к жизни в современном обществе.
Литература:
1.Е.А.Беловолова. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. 6-9 класс. Методическое пособие. Москва, изд. Центр «Вентана-Граф», 2010., 235 стр.