СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы как инструмент организации деятельности учеников при изучении географии России в 8-9 классах

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт проведения практических работ в 8 классе на примере изучения темы "Население России" с использованием кукол в национальных костюмах

Просмотр содержимого документа
«Практические работы как инструмент организации деятельности учеников при изучении географии России в 8-9 классах»

Практические работы как инструмент организации деятельности учеников при изучении географии России в 8-9 классах

(Из опыта работы учителя географии МБОУ ЛИТ г. Хабаровска)

Современное общество ставит перед школьным образованием задачу воспитания и развития личности, готовой к активной деятельности и ответственному поведению в различных жизненных ситуациях. В решении этой задачи больше значение имеет школьный курс географии, который через систему практических работ может развивать у школьников ключевые компетенции, такие, как способность к коммуникации, умение работать в группе, умение решать поставленные проблемы, владение информационными технологиями, способность к самостоятельному получению знаний, работа с числом и другие.

Практическая направленность в обучении географии (по Е.А. Беловоловой) включает:

  • усвоение содержания образования (знания, умения);

  • усвоение методологических знаний (знаний о действиях, способах познания), методов географического познания;

  • развитие умственных способностей;

  • обогащение жизненного опыта учащихся.

Реализация практической направленности обучения географии заключается в формировании у школьников умений применять знания в процессе практической деятельности.

Умения – это операционная часть знаний. Они включают предметные знания, знания о действиях, их алгоритме, мыслительные операции, приемы и способы действий, эмоционально-ценностное отношение.

В ходе выполнения практических работ у школьников формируются общеучебные (универсальные) умения и специальные умения, характерные для предметной области география. К этим специальным умениям, которые формируются в ходе выполнения практических работ в курсе географии России в 8-9 классах, относятся:

  • умение читать и понимать карты различного географического содержания;

  • умение проводить наблюдения в географической среде и фиксировать их результаты;

  • умение использовать статистические материалы для анализа различных географических данных;

  • умение составлять географические характеристики территорий;

  • умение анализировать различные источники географической информации для получения знаний о географическом объекте или явлении и т.д.

Курс «География России», который преподается в 8 и 9 классах, позволяет проводить большое количество разнообразных практических работ. Это заключительный курс географии в основной школе, и большинство географических умений у учащихся уже в основном сформировано. Но в 8 и 9 классах мы отрабатываем эти основные умения, совершенствуем их и формируем новые. Большинство практических работ проводится на основе краеведческого материала, что позволяет расширить кругозор школьников и привязать изучаемый материал к определенной территории. Это такие работы, как:

  • изучение формирование рельефа своего края и закономерностей его формирования;

  • изучение геологического строения, горных пород и минералов, и полезных ископаемых своего края;

  • выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своего края;

  • выявление экологических проблем внутренних вод своего края;

  • выявление особенностей почв, растительного и животного мира своего края и т.д.

В условиях совершенствования содержания школьного курса географии, мы проводим практические работы нового содержания:

  • выявление по карте специфики административно-территориального устройства страны;

  • составление аннотации к какому-либо источнику по истории открытия и освоения территории России;

  • прогнозирование темпов роста населения России;

  • выявление обеспеченности потребностей населения своего края различными видами услуг;

  • оценка экологической ситуации в крае на основе различных источников географической информации;

  • составление картосхемы объектов Всемирного культурного наследия на территории России и т.д.


Рассмотрим примеры практических работ, которые мы проводим в 8 классе при изучении темы «Население России».



Содержание работы

Задачи

Вид деятельности

1.

Определение и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России

1.Обучение умениям анализировать статистические показатели и на этой основе:

2. делать выводы и 3.выстраивать прогнозы

1.Анализ статистической таблицы «Численность и состав населения Российской Федерации» стр.299 учебника

2.Выявление субъектов федерации, численность населения в которых выросла за период с 1989 по 2002 год

3.Формулирование вывода о причинах, по которым произошло увеличение численности населения в этих регионах

4.Прогнозирование изменение численности населения в стране в ближайшие годы

2.

Определение крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным устройством России

1.Отработка умения анализировать статистические данные и сопоставлять данные с картографическим материалом

2.Включение картографических умений (на основе карт социально-географической тематики) в структуру компетенция учащихся

1.Анализ статистической таблицы «Численность крупнейших народов Российской федерации» стр.304

2. Выявление крупнейших народов России по численности населения

3.Сопоставление статистического материала с картами «Народы России» на стр.8-9 в атласе и «Административной картой России» стр. 4-5 в атласе

4.Выявление народов России, которые имеют свои национально-территориальные структуры (республики, автономные округа, автономные области) и народов, которые таковых не имеют

5.Формултрование вывода о национальном составе и национально-территориальном устройстве России

3.

Влияние природных условий на особенности одежды и жилища народов России


1.Изучение особенностей национального костюма и жилища народов России

2.Выявление зависимости между особенностями костюма и жилища народов и природной зоной их проживание


1.Выявление особенностей национального костюма на основе изучения кукол в национальных костюмах (работа в группах)

2.Выявление особенностей национальных жилищ на основе изучения иллюстраций (работа в группах)

3.Формулирование вывода о влиянии природных условий на одежду, жилище и занятость народов России

4.

Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей.

1.Отработка умения анализировать статистические данные и сопоставлять с картографическим материалом

2.Выявлять закономерности размещения городского и сельского населения по территории страны

1.Анализ статистической таблицы «Численность и состав населения Российской Федерации» стр.299 учебника

2.Выявление территорий с наиболее высоким и наиболее низким показателем доли городского населения

3.Анализ карты «Плотность населения России» стр.6 атласа

4.Сопоставление статистических данных с картой плотности и политико-административной картой России

5.Формулирование вывода о закономерностях размещения городского и сельского населения страны

5.

Определение тенденций изменения доли занятых в сферах современного производства на примере Хабаровского края.

(Практическая работа на основе анализа дополнительных источников информации о рейтинге профессий и спросе на рынке труда Хабаровского края)

1.Совершенствование приемов и способов действий, направленных на анализ информации из различных источников

2.Выявление закономерностей на основе анализа собранного материала

1. Сбор информации из различных источников: отчеты статистического управления Хабаровского края, анкеты выпускников лицея, материалов из центра занятости населения

г. Хабаровска (работа в группах)

2. Анализ собранной информации

3.Формулирование вывода об изменении тенденции занятости в Хабаровском крае на современном этапе


Таким образом, применение различных цифровых показателей в форме статистических данных, диаграмм, графиков составляет основу овладения школьниками статистическими методами. В современном мире цифровая информация и работа с числом – одна из ключевых компетенций, которая необходима человеку в обычной жизни и профессиональной деятельности. А работа с картографическим материалом продолжает отработку умений работы с картой, что так же является необходимой компетенцией современного человека. Поэтому изучение темы «Население России» и проведение практических работ имеют практическую направленность подготовки учащихся к жизни в современном обществе.



Литература:

1.Е.А.Беловолова. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. 6-9 класс. Методическое пособие. Москва, изд. Центр «Вентана-Граф», 2010., 235 стр.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!