СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по теме "Качественные реакции на ионы железа 2+ и 3+"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы:

•обеспечить усвоение знаний о важнейших соединениях железа 2+ и 3+, качественных реакций на ионы железа (II) и (III), биологической роли ионов железа;

 

сформировать умения составлять уравнения реакций обнаружения ионов Fe2+ и Fe3+ в молекулярном и ионном видах.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по теме "Качественные реакции на ионы железа 2+ и 3+"»

Открытый урок по химии

Практическая работа № 6

«Качественные реакции на ионы железа 2+ и 3+»

Учитель – Эмирбекова Зулейха Абдулмеджидовна.

Учебный предмет: химия.

Класс: 9 (естественно-научный).

Тип урока: урок-практикум

Тема урока:Качественное определение ионов Fe2+ и Fe3

Цель урока: закрепить знания уч-ся по распознаванию ионов железа.

Реактивы и оборудование: компьютер, проектор, доска, авторская презентация;

штатив с пробирками, кисточки для рисования; реактивы - сульфат железа (II) FeSО4, хлорид железа (III) FeCl3, гидроксид натрия NaOH, гексацианоферрат (II) калия K4[Fe(CN)6] (жёлтая кровяная соль), гексацианоферрат (III) калия K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль), роданид калия KSCN

Ход урока:

  1. Орг. момент. (1. Приветствие 2. Оформление списка отсутствующих. 3. Объявление темы урока.)

  2. Сообщение целей урока.

Разрешите начать урок с Эпиграфа к уроку

Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.

(М.В.Ломоносов)

Сегодня на уроке выполняя практическую работу, мы ознакомимся с методами качественного обнаружения ионов железа. Наша основная задача не только осуществить интересные опыты, но и разобраться где применяются полученные нами вещества, научиться использовать полученные знания на практике.

  1. Связь практической работы с другими отраслями. Академик А.Е. Ферсман говорил: « …железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. и трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества».

А как вы думаете ребята, как железо связано с судьбами человечества? (Ответы учеников). Железо является одним из самых распространённых химических элементов на планете Земля и занимает второе место после алюминия. По своей важности трудно переоценить роль железа в жизни человека, из сплавов которого изготавливаются большинство технических устройств, машин, станков и изделий бытового назначения. Археологические находки говорят о том, что железо люди стали использовать для изготовления предметов ещё 4 тысячи лет до н. э. и сегодня это «металл № 1" в мире. Соединения железа важны не только для производства, но и для живых организмов. Железо – важный микроэлемент в организме человека. Содержание железа в организме человека невелико от 2,5 до 4,5 грамм, т.е. размер крупного гвоздя, но влияние на многие жизненно важные процессы огромно. Недостаток железа в организме моментально сказывается на нашем самочувствии. Помимо этого, соединения железа очень давно нашли применение еще в одной отрасли, которая связана с духовной и творческой стороной жизни человека. Как вы думаете, где? (Слайд-Подсказка) На слайде изображены картины великих художников. (задача детей – догадаться, что речь идет об искусстве).

Появление красок и рисование, относится к доисторическим временам. Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ до настоящего времени сохранились в относительно хорошем состоянии. Некоторые из них существовали за 15 000 лет до н.э. Таким образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из первых открытий на заре цивилизации.

Некоторые краски долгое время оставались баснословно дорогими. Синюю краску ультрамарин получали из ляписа, который везли из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил так дорого, что художники использовали ультрамарин лишь в исключительных случаях, если заказчик соглашался заплатить за краску заранее.

Но все изменилось после того как немецкий химик Дисбах случайным образом получил на удивление всех очень стойкую и яркую краску, похожую на ультрамарин недорогим способом.

Давайте и мы с вами на сегодняшнем уроке попытаемся получить такую краску с помощью химических реактивов, которые лежат на ваших столах, да и к тому же опробуем их в деле.

Но для безопасной работы вспомним технику безопасности, которую необходимо соблюдать на уроках химии. (слайд 4)

  1. Инструкция к выполнению работы. (Слайд 5)

А) Ионы Fe2+

В две пробирки налить 1-2 мл раствора сульфата железа (II).

В одну пробирку добавить 1-2 мл раствора гексацианоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6].

В другую пробирку добавить 1-2 мл щелочи.

Что наблюдаете? Написать молекулярные и ионные уравнения реакций.

Б) Ионы Fe3+

В три пробирки налить 1-2 мл раствора хлорида железа (III).

В одну из пробирок добавить 1-2 мл раствора гексацианоферрата (II) калия K4[Fe(CN)6].

В другую пробирку добавить 1 каплю раствора роданида калия.

В третью пробирку добавить несколько мл щелочи.

Что наблюдаете? Написать молекулярные и ионные уравнения реакций.

  1. Оформление работы в виде таблицы (слайд 6)

Этап 6. Включение в систему знаний и повторение – (2 минуты) Творческое задание:

1.Составьте себе «меню», для повышения содержания железа в организме.

2. Предложите способы (варианты) использования эффекта качественных реакций на ионы железа в … жизни.

Этап 7. Рефлексия учебной деятельности – (3 минуты). Предлагаю нарисовать смайлик-настроение красками, имеющимися на столе и закончить предложение

Я удивился …

Теперь я умею …

Я хотел бы узнать…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!