СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по исследованию свойств воды

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика проведения практической самостоятельной работы обучающихся по исследованию органолептических свойств воды из реки.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по исследованию свойств воды»

Конспект дистанционного занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Юный краевед»


Тема: «Исследование органолептических свойств воды из реки». Практическая работа.


Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас практическая работа. На предыдущих занятиях, вы ознакомились с методикой исследования водных объектов, а также, во время экскурсии на реку Сюксюрма, вы взяли пробы воды из реки для проведения исследования.

Давайте вспомним:

Этапы проведения исследовательской работы

1.Для начала работы- необходимо узнать историю образования водоема. Для этого нужно обратиться в наш краеведческий музей. Также можно поговорить со старожилами села, бабушками и дедушками и т.д.

2. Необходимо сходить к месту исследования и сделать фотографирование пруда.

3. Забрать пробы воды из водоема для оценки физических свойств. При этом нужно соблюдать правила техники безопасности !

4. По имеющимся методикам изучения водоемов и по собственным наблюдениям, описать экологическое состояние пруда.

http://tooddchir.ru/wp-content/uploads/2019/02/sbornik-metodik-po-vodnoj-ekologii.pdf - сборник методик исследовательской деятельности по водной экологии .

А теперь, переходим к практической работе.


Лабораторная  работа №1 «Определение прозрачности воды».

Перелейте исследуемую пробу воды в колбу 2/3 объема. Дайте пробе отстояться (5-7) минут.

Осторожно поставьте сосуд с водой на определитель прозрачности. Внимательно рассмотрите кружок через слой воды.

Прозрачность, или светопропускание воды обусловлена ее цветом и мутностью, т. е. содержанием в ней различных окрашенных и минеральных веществ. Прозрачность определяют наряду с мутностью, особенно в тех случаях, когда вода имеет незначительную окраску и мутность, которые затруднительно обнаружить.

Прозрачность определяют в цилиндрах из бесцветного стекла высотой 30 – 50 см с плоским дном. Мерой прозрачности служит высота столба воды, через который можно прочитать текст, напечатанный специальным шрифтом (средней жирности, высотой 3,5 мм ) или же четко видеть крест, нанесенный черными линиями толщиной 1 мм ( ИСО 7027 ).Результаты выражают в сантиметрах с указанием способа измерения ( “по шрифту Снеллена» или “по кресту”). Воды, подаваемые для питьевого водоснабжения должны иметь прозрачность не менее 30 см.

Аппаратура: цилиндр с плоским дном; шрифт, высота букв которого составляет 3,5 мм, а ширина линий букв – 0,35 мм.



Лабораторная  работа №2 «Определение мутности»

Заполнить пробирку водой выбранной для объекта исследования до высоты 10-12 см.

Определить мутность воды, рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном). Выбрать подходящее  показатели из приведенных в табл. 2


Таблица 2. Мутность воды

Мутность не заметна (отсутствует)

Слабо опалесцирующая

Опалесцирующая

Слабо мутная

Мутная

Очень мутная


Лабораторная  работа №3 «Определение цветности воды»

  Заполните пробирку водой, до высоты 10-12 см.

Определить цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном). Отметить наиболее подходящий оттенок из приведенных в табл.3, заполните ведомость.

Таблица.3. Цветность воды

Слабо-желтоватая

Коричневатая

Светло-желтоватая

Красно-коричневатая

Желтая

Другая (укажите какая)

Интенсивно-желтая



Лабораторная работа №4 «Определение запаха воды»

  Наполнить колбу  водой на 1/3 объема, закрыть пробкой.

Взболтать содержимое колбы вращательным движением руки.

Открыть колбу и сразу же определить характер и интенсивность запаха. Воздух вдыхать осторожно, не допускать глубоких вдохов! Если запах сразу не ощущается или возникают затруднения с его обнаружением (запах неотчетливый), испытание можно повторить, нагрев воду в колбе до температуры 600С, опустив колбу в горячую воду. Предварительно вынуть из колбы пробку.

Интенсивность запаха определить по 5-балльной шкале согласно табл.4.


Таблица 4.Таблица для определения характера и интенсивности запаха

Интенсивность

запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности  запаха

Нет

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5


Все данные исследования воды записывайте в ведомость.


Ведомость

Определение органолептических показателей воды


Дата_______                                Источник воды___________________

Ф.И. лаборантов________________________________________________


Прозрачность воды (после 10 минут отстаивания):

Сектор №4 (очень мутная)

Сектора №3,4 (мутная)

Сектора №2,3,4 (мутноватая)

Сектора №1,2,3,4 (прозрачная)


Определение мутности:

Мутность не заметна

Слабо опалесцирующая

Опалесцирующая

Слабо мутная

Мутная

Очень мутная


Обследование на цветность (поставьте галочку напротив правильного ответа):

Слабо-желтоватая

Светло-желтоватая

Желтая

Интенсивно-желтая

Коричневая

Красно-коричневая

Бесцветная, прозрачна.


Определение запаха (поставьте оценку интенсивности запаха, согласно таб.3)

_______________


После проведения всех исследований записать вывод.

Вывод:




На этом практическая работа окончена.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!