СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа «Обнаружение среды раствора с помощью индикаторов».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа «Обнаружение среды раствора с помощью индикаторов».

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Обнаружение среды раствора с помощью индикаторов».»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –Тыгишская средняя общеобразовательная школа



















«Педагогическое сценирование внеурочного занятия естественно-научной направленностей»










Исполнитель: учитель химии

МАОУ- Тыгишской СОШ

Пермикина Дарья Евгеньевна
















2024


Пояснительная записка


Тема: Практическая работа «Обнаружение среды раствора с помощью индикаторов».

Цель: Создать условия для формирования универсальных учебных действий по предмету химия во внеурочное время, через занимательные опыты путем изучения типов сред, индикаторов, их способность менять окраску в зависимости от реакции среды и определять реакцию среды растворов разных объектов. 

Задачи:

  • обучающие: обобщить и систематизировать полученные знания на практике;

иметь представление об индикаторах, реакции среды, научиться определять кислотность раствора, продолжить формирование умений наблюдать и описывать проведенные химические реакции.

  • развивающие: развивать универсальные учебные действия у учащихся при выполнении лабораторных и практических работ.

  • воспитывающие: способствовать развитию навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах;






































Этап

Содержание этапа

Методы

Средства ЦО

«Точка роста»


Результат

Организационный этап


Учитель организует внимание и порядок в классе, взаимное приветствие, проверяет присутствующих, проверяет готовность учащихся к занятию.

Ученики готовят рабочее место к занятию

Активный

Ноутбук, интерактивный экран

Готовы к уроку.


Актуализация опорных знаний


Учитель организует повторение знаний с использованием интерактивной доскои. https://skills4u.ru/school/test_1431.html


Мы с вами уже познакомились с такими понятиями как реакция среды водных растворов, а также индикаторы.

Какие типы реакции среды водных растворов вы знаете?

- нейтральная, щелочная и кислотная.

Что такое индикаторы?

- вещества, с помощью которых можно определить реакцию среды.

Какие индикаторы вам известны?

- в растворах: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый.

- сухие: универсальная индикаторная бумага, лакмусовая бумага, метилоранжевая бумага

Какими способами можно определить реакцию среды водных растворов?

- влажным и сухим.

Что такое pH среды?

- водородный показатель ионов водорода в растворе

Ученики совместно с учителем отвечают на вопросы, следуя порядку и регламенту, установленным учителем.


Интерактивный

Ноутбук, интерактивный экран

Умеют определять понятия, знают типы реакции среды в водных растворах

Целеполагания


Учитель предлагает отгадать загадку: « Как на прогулке от мороза, от кислого я стану розов. Но вид мой в щелочи смешон: я сразу желтый, как лимон. ...». (Метилоранж)

Ах, что же я поделаю с собой - ведь в щелочи я сине-голубой. А в кислоте быть синим я не смею: я - ..., и в кислотах я краснею. (лакмус)

Об индикаторах пойдет речь на занятие.

Сообщает тему урока : Практическая работа «Обнаружение среды раствора с помощью индикаторов».

Ученики высказывают суждения, уточняют предложения друг друга

Активный

Ноутбук, интерактивный экран

Умеют сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.


Первичное закрепление


Опыт №1 Определение среды мыльного раствора.

1 группа - хозяйственное мыло

2 группа- туалетное мыло

3 группа жидкое мыло

1.Поместите в стаканчик 1 см стружки натертого на терке мыла (жидкого мыла)

2.В пробирке размешайте порошок фенолфталеина с водой.

3.Вылейте содержимое пробирки в стаканчик и размешайте содержимое палочкой.

4.Какую окраску наблюдаете? Запишите в таблицу 1.

Опыт № 2 Изменение цвета сока столовой свеклы при действии растворов кислот и щелочей. Запишите в таблицу 2

1.Приготовьте раствор сока столовой свеклы в воде (1:10).

2.Налейте в пробирки по 5 мл раствора сока.

3.Добавьте в пробирки равные объемы: в первую – раствора кислоты, во вторую – слабого раствора нашатырного спирта, в третью – раствора соды или гидроксида натрия, в четвертую – воды.

4.Наблюдайте за изменением окраски сока.

Наблюдение: в кислой среде сок становится пурпурным, в слабощелочной – голубоватым, в сильнощелочном – голубым, в нейтральной среде – остается бордово-коричневым.

Вывод: сок столовой свеклы является хорошим индикатором.

Опыт № 3 Определение рН среды лимонной кислоты и раствора соды с помощью растительного индикатора. Запишите в таблицу 2

В образцы лимонной кислоты и раствора соды добавляем чай.

Наблюдение: в лимонной кислоте чай посветлел, а в растворе соды – потемнел.

Вывод: растительный индикатор чай можно использовать для определения среды раствора.

Ученики выполняют лабораторную работу

Участвуют в совместном обсуждении результатов лабораторной работы и отвечают на вопросы учителя.



Активный

Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин; растворы соляной кислоты, уксусной кислоты, лимонной кислоты, раствор гидроксида натрия, хлорида натрия,

штатив с пробирками.

Умеют приходить к общему мнению

Делают вывод и анализируют результаты своей деятельности.

Владеют приемами работы с информацией химического содержания.

Таблица 1.

Образец мыла

Окраска раствора

Вывод







Таблица 2

Исследуемый раствор

Естественный цвет

Окраска индикатора

Сок свеклы



Раствор лимонной кислоты



Раствор соды





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!