Организационный этап | Учитель организует внимание и порядок в классе, взаимное приветствие, проверяет присутствующих, проверяет готовность учащихся к занятию. Ученики готовят рабочее место к занятию | Активный | Ноутбук, интерактивный экран | Готовы к уроку. |
Актуализация опорных знаний | Учитель организует повторение знаний с использованием интерактивной доскои. https://skills4u.ru/school/test_1431.html Мы с вами уже познакомились с такими понятиями как реакция среды водных растворов, а также индикаторы. Какие типы реакции среды водных растворов вы знаете? - нейтральная, щелочная и кислотная. Что такое индикаторы? - вещества, с помощью которых можно определить реакцию среды. Какие индикаторы вам известны? - в растворах: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый. - сухие: универсальная индикаторная бумага, лакмусовая бумага, метилоранжевая бумага Какими способами можно определить реакцию среды водных растворов? - влажным и сухим. Что такое pH среды? - водородный показатель ионов водорода в растворе Ученики совместно с учителем отвечают на вопросы, следуя порядку и регламенту, установленным учителем. | Интерактивный | Ноутбук, интерактивный экран | Умеют определять понятия, знают типы реакции среды в водных растворах |
Целеполагания | Учитель предлагает отгадать загадку: « Как на прогулке от мороза, от кислого я стану розов. Но вид мой в щелочи смешон: я сразу желтый, как лимон. ...». (Метилоранж) Ах, что же я поделаю с собой - ведь в щелочи я сине-голубой. А в кислоте быть синим я не смею: я - ..., и в кислотах я краснею. (лакмус) Об индикаторах пойдет речь на занятие. Сообщает тему урока : Практическая работа «Обнаружение среды раствора с помощью индикаторов». Ученики высказывают суждения, уточняют предложения друг друга | Активный | Ноутбук, интерактивный экран | Умеют сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. |
Первичное закрепление | Опыт №1 Определение среды мыльного раствора. 1 группа - хозяйственное мыло 2 группа- туалетное мыло 3 группа жидкое мыло 1.Поместите в стаканчик 1 см стружки натертого на терке мыла (жидкого мыла) 2.В пробирке размешайте порошок фенолфталеина с водой. 3.Вылейте содержимое пробирки в стаканчик и размешайте содержимое палочкой. 4.Какую окраску наблюдаете? Запишите в таблицу 1. Опыт № 2 Изменение цвета сока столовой свеклы при действии растворов кислот и щелочей. Запишите в таблицу 2 1.Приготовьте раствор сока столовой свеклы в воде (1:10). 2.Налейте в пробирки по 5 мл раствора сока. 3.Добавьте в пробирки равные объемы: в первую – раствора кислоты, во вторую – слабого раствора нашатырного спирта, в третью – раствора соды или гидроксида натрия, в четвертую – воды. 4.Наблюдайте за изменением окраски сока. Наблюдение: в кислой среде сок становится пурпурным, в слабощелочной – голубоватым, в сильнощелочном – голубым, в нейтральной среде – остается бордово-коричневым. Вывод: сок столовой свеклы является хорошим индикатором. Опыт № 3 Определение рН среды лимонной кислоты и раствора соды с помощью растительного индикатора. Запишите в таблицу 2 В образцы лимонной кислоты и раствора соды добавляем чай. Наблюдение: в лимонной кислоте чай посветлел, а в растворе соды – потемнел. Вывод: растительный индикатор чай можно использовать для определения среды раствора. Ученики выполняют лабораторную работу Участвуют в совместном обсуждении результатов лабораторной работы и отвечают на вопросы учителя. | Активный | Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин; растворы соляной кислоты, уксусной кислоты, лимонной кислоты, раствор гидроксида натрия, хлорида натрия, штатив с пробирками. | Умеют приходить к общему мнению Делают вывод и анализируют результаты своей деятельности. Владеют приемами работы с информацией химического содержания. |