Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека
и общества»
Конспект главы монографии А. В. Серого, М. С. Яницкого
«ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».
При воспитания ценностных ориентаций у обучающихся классный руководитель должен обобщить исторический опыт человечества и выработанную им систему ориентиров, так называемых ценностей.
Для выработки собственных ориентиров в процессе социализации каждому ребёнку требуется помощь классного руководителя. Формирование ценностных ориентаций является приоритетной задачей воспитания.
Две формы существования ценностей: социальная (идеалы общественного сознания) и индивидуальная (жизненные цели каждого). Задача воспитания – обеспечить понимание и принятие социальных идеалов.
Для решения этой задачи необходимо знать особенности работы с ценностно-смысловой сферой обучающихся.
Чтобы ценность стала реальным регулятором поведения, она должна быть пережита, её смысл ребёнок должен открыть сам, т.е. нужно создать эмоциональную ситуацию-событие.
Жизнь коллектива, в котором формируются ценностные ориентиры, должна стать личностно развивающей и ценностно ориентированной.
Усвоение ценностей проходит успешнее при их постоянном проговаривании в любой беседе и при сравнении их с антиценностями.
Становление ценностных ориентаций школьников на различных возрастных этапах
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для принятия ребенком ценности учебы, самоуправляемого поведения, сотрудничества со взрослым и других социально значимых ценностей.
Ребёнок в подростковом возрасте нуждается в поддержке, для него важна самореализация в сообществе сверстников, поэтому беседы с классным руководителем должны содержать осмысление и интерпретацию ценностей.
Юношеский возраст требует уважительного отношения со стороны классного руководителя к принципам и ценностной ориентации личности обучающихся.
Система работы классного руководителя по воспитанию ценностных ориентаций у школьников: содержание, принципы, методики
Система работы классного руководителя состоит как из известных компонентов, так и обладает некоторыми содержательными особенностями, отражающими закономерности и условия развития ценностных ориентаций.
При изучении состояния ценностных ориентаций школьников важно учитывать разный уровень сформированности ценностно-смысловой сферы (крайне низкий, низкий, достаточный и продвинутый).
При работе с каждой из указанных групп нужна адекватная стратегия.
Основополагающий компонент системы работы классного руководителя в контексте формирования ценностных ориентаций у обучаемых – это определение специфического содержания данного процесса. Например, при формировании патриотических ценностей на первое место выходит развитие у школьников осознания и принятия российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, сопричастности к культуре Российской Федерации, своего края, народов России.
Важным является подбор эффективных и увлекательные формы воспитательных практик, которые должны отвечать следующим психолого-педагогическим требованиям:
- событийность, эмоциональность, личностно развивающая направленность реализуемого дела;
- постановка школьников в позиции субъектов – организаторов данной акции;
- ролевое распределение функций, обеспечивающее личностный рост и возможность самореализации каждого участника;
- обогащение знаний и наглядно-образных представлений школьников о Родине, ее истории и национальных ценностях;
- социальная направленность мероприятия, его вклад в развитие школы, российской территории, помощь ее жителям, развитие региональных традиций;
- возможность проявить свою гражданско-нравственную позицию, оценить свой собственный социально-личностный рост.
Критерии оценивания:
В конспекте зафиксированы:
Критерий оценивания | Баллы |
1. Найти и извлечь информацию из текста | |
В конспекте описаны основные подходы к определению понятия «ценность» | 1/0 |
В конспекте выделены философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций | 1/0 |
В конспекте объясняется, чем вызвано многообразие представлений о проблеме ценностей и ценностных ориентаций и почему взгляды на ценности личности в различных школах и направлениях так отличаются друг от друга | 1/0 |
В конспекте сформулированы основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций личности | 1/0 |
В конспекте показаны место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности | 1/0 |
В конспекте приведены примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека | 1/0 |
В конспекте охарактеризованы основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности | 1/0 |
В конспекте проанализирована роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности | 1/0 |
В конспекте описаны основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития | 1/0 |
В конспекте раскрыты закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения | 1/0 |
2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста | |
Конспект позволяет выявить, только ли общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере личности приводит монография А.В. Серого, М.С. Яницкого, или в ней приводится точка зрения исключительно ее авторов | 1/0 |
3. Осмыслить и оценить сообщения текста | |
Конспект позволяет оценить роль монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого для систематизации представлений о ценностно-смысловой сфере личности | 1/0 |
Интерпретация результатов:
0–4 балла | Конспект требует серьезной доработки (низкий уровень читательской грамотности) |
5–8 баллов | Конспект требует доработки по отдельным позициям (средний уровень читательской грамотности) |
9–12 баллов | Конспект выполнен на должном аналитическом уровне (достаточный уровень читательской грамотности) |
Оценка 10 баллов.
2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования» (https://razgovor.edsoo.ru/)
С нового учебного года во всех школах и колледжах страны каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном». Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России.
На сайте https://razgovor.edsoo.ru/ «Разговоры о важном» представлен цикл внеурочных заняти. Каждое занятие содержит комплект методических материалов для педагогов и носит рекомендательный характер.
Большая команда специалистов ведущих федеральных институтов работала над созданием комплектов методических и интерактивных материалов, основная цель которых — обеспечить качество и легкость организации и проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном» в школах и организациях среднего профессионального образования.
Изучив несколько занятий я пришла к выводу, что да, действительно, данные материалы во многом облегчают работу педагогов. Комплексы материалов разбиты на несколько групп, в которых материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся: 1-2, 3-4, 5-7, 8-9 классы, 10-11 классы и СПО.
В каждом занятии представлены: сценарий занятия, методические рекомендации к нему, инструкция для учителя, видео, интерактивный элемент, презентация, плакат, а также дополнительные материалы, которые необходимы в ходе проведения занятия.
В совокупности такой разносторонней подачи материала, учащиеся вовлечены в материал с интересом. Такие занятия позволяют ученикам понять, что они изучают, на более глубоком уровне, что делает уроки более успешными и полезными.
Так же после каждого урока предоставляется QR- код анкеты обратной связи для педагогов. Дорогие, коллеги, здесь можно поделиться впечатлениями о проведенном мероприятии и ответить на несколько вопросов
На примере нескольких занятий разберем, какие же ценности можно формировать у учащихся в зависимости от темы урока и возрастных особенностей учеников 5-7 классов.
Занятие | Тема для 5-7 классов | Цель | Формирующиеся ценности |
Наша страна - Россия | Мы Россия возможности будущее | Обеспечить интеграцию учебной и внеучебной деятельности обучающихся пятого и 7 классов, создать благополучную образовательную среду для понимания детьми того, что Мы Россия, а Россия-это страна, устремленная в будущее, любовь к ее народу, культуре, языку есть проявление любви к своему Отечеству. Воспитание гражданственности, любви к своей стране, гордости за свое Отечество. | патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие. |
165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского | Невозможное сегодня, станет возможным завтра | Познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью изобретателя и ученого К.Э. Циолковского; воспитывать гордость за выдающиеся достижения советских и российских ученых, изобретателей и космонавтов; Развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники, через знакомство с фрагментами биографий исторических личностей. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою страну через осознание вклада российских деятелей в развитие мировой науки и техники. | развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений. |
День пожилых людей | Обычаи и традиции моего народа | воспитывать у обучающихся уважение к обычаям и традициям, семейным ценностям, понимание необходимости выстраивать взаимоотношения с представителями старшего поколения на основе любви, доверия, уважения друг к другу и взаимопомощи, способствовать развитию преемственности поколений. | традиционные семейные ценности, дружба, обычаи, традиции, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи. |
День отца | Отчество – от слова «отец» | Развитие у школьников ценностного отношения к роли отца в семье на основе анализа и осмысления фактов государственно общественного регулирования вопросов семейного уклада и положительных примеров образов отца в отечественной истории. | традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба и любовь. |
День народного единства | Мы-одна страна | Формирование у обучающихся представления о государственном празднике «День народного единства», исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным отечественным ценностям, воспитание патриотизма, осознания себя частью единой многонациональной страны.создать образовательную среду, направленную на формирование у школьников чувства гордости за победы российского народа. | историческая память и преемственность поколений, патриотизм |
В конспекте каждого задания представлены названия занятия, цель, формируемые ценности, планируемые результаты, Продолжительность занятия, Рекомендуемая форма занятия, Комплект материалов необходимых к данному занятию, Содержательные блоки занятия и сам сценарий мероприятия с указанием частей и времени, отводимом на каждый этап.
Так же хочется отметить, что на данном портале предоставляются не только материалы для проведения занятий, а также приглашение для педагогов принять участие во Всероссийском видеомарафоне внеурочных занятий «Разговоры о важном». Для этого нужно записать видеофрагмент конкретного занятия «Разговоры о важном», проведенного с использованием разработанных комплектов методических и интерактивных материалов и загрузить на портал.
Критерии оценивания:
Разработанный Вами короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении:
Критерий оценивания | Баллы |
Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении содержит информацию о развиваемых ценностных ориентациях | 1/0 |
Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении имеет понятную структуру | 1/0 |
Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении дает представление о выборе форм и методов проводимого внеурочного занятия | 1/0 |
Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении учитывает основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности | 1/0 |
Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении содержит примеры из материалов «Разговоров о важном» | 1/0 |
Интерпретация результатов:
0–2 балла | Разработанный Вами короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении позволяет сделать вывод о базовой готовности к использованию в практической деятельности классного руководителя материалов «Разговоров о важном» с целью формирования ценностных ориентаций |
3-4 баллов | Разработанный Вами короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении позволяет сделать вывод о средней готовности к использованию в практической деятельности классного руководителя материалов «Разговоров о важном» с целью формирования ценностных ориентаций |
5 баллов | Разработанный Вами короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении позволяет сделать вывод о высокой готовности к использованию в практической деятельности классного руководителя материалов «Разговоров о важном» с целью формирования ценностных ориентаций |
Оценка- 5 баллов.