СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Иерархия судов"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Иерархия судов"»

Практическая работа

Иерархия судов

Цель занятия сформировать базовые умения по определению подведомственности и подсудности дел используется в дальнейшем для решения ситуационных задач; сформировать представления о компетенции судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных судов.

Краткие теоретические материалы по теме практической работы

Судебная система - понятие конституционное. В соответствии с Конституцией РФ правосудие осуществляется только судом, создание чрезвычайных судов не допускается, судебная система, врам-ках которой осуществляется судебная власть, устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом (ст. 118). Конституционные положения, устанавливая роль и место высших судебных органов страны (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), тем самым предопределяют основные параметры судебной системы (ст. 125-127).

Под судебной системой понимается установленная Конституцией РФ и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Такой подход к системному построению судебной власти создает необходимые предпосылки успешному функционированию правосудия.

Гарантируется стабильность деятельности судов. Любые изменения системы судебных органов могут иметь место только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы правосудия не были переданы в юрисдикцию другого суда. Построение деятельности судов с учетом национально-территориального устройства Российской Федерации и административно-территориального деления субъектов РФ создают условия обеспечения суверенитета страны и доступность правосудия для населения.

Установление взаимосвязи судебных органов позволяет четко распределить объем их полномочий и проводить эффективный судебный контроль со стороны вышестоящих судов.

Согласование в рамках единой системы деятельности всех самостоятельно функционирующих судов дает возможность обеспечить единообразное понимание задач правосудия в правовом демократическом государстве.

Обращаясь к особенностям построения судебной системы РФ, прежде всего отметим, что все суды России подразделяются на федеральные и суды субъектов РФ. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов РФ-с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

Федеральные суды в свою очередь разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства. Конституционный Суд РФ выполняет порученное ему судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти (см. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды. Районные суды, ранее именовавшиеся городскими, межмуниципальными, окружными, приравниваются по своему статусу к районным. Полномочия, порядок образования и деятельности судов обшей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Военные суды входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом РФ. Их отнесение к судам общей юрисдикции связано с тем, что они рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, т.е. имеют такой же набор полномочий правосудия, как и другие федеральные суды общей юрисдикции. Военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ (см. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел (ст. 4, 26). Их учреждение осуществляется путем внесения изменений в упомянутый Федеральный конституционный закон. Полномочия, порядок создания и деятельности устанавливается особым федеральным конституционным законом, работа по подготовке которого в настоящее время проводится.

Суды субъектов РФ включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся ксудам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться самими субъектами для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Конституциям (уставам) субъектов РФ, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм. Порядок рассмотрения дел в этих судах устанавливается законами субъектов РФ. Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено другим судом. Финансирование этих судов осуществляется за счет средств субъектов РФ. В настоящее время конституционные (уставные) суды функционируют в 12 субъектах РФ.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок назначения (избрания) и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются также законами субъектов РФ. В компетенции мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Наличие различных по своей компетенции групп судов, сложные организационные и процессуальные взаимоотношения между ними не исключают совместной их деятельности по выполнению общих правоохранительных задач, основанной на единстве судебной системы.

Единство судебной системы обеспечивается путем:

  • установления судебной системы РФ Конституцией РФ и общим для всех судов федеральным конституционным законом;

  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

  • применения всеми судами Конституции РФ, федеральныхконституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

  • признания обязательности исполнения на всей территорииРоссийской Федерации судебных постановлений, вступивгших в законную силу;

  • законодательного закрепления единства статуса судей;

  • финансирования всех федеральных судов и мировых судей изфедерального бюджета.

Единство судебной системы предопределяет многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоулройстве, функциональные - законодательством о судопроизводстве, т.е. уголовным, гражданским, арбитражным, административным процессуальным правом.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее (рис. 2.1).

Применительно к территориальным (название условное) судам общей юрисдикции деление будет таким:

  1. основное звено - районные суды;

  2. среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономнойобласти и автономных округов;

3)высшее звено - Верховный Суд РФ.Военные суды включают следующие звенья:

  1. основное звено - гарнизонные военные суды;

  2. среднее звено - окружные (флотские) военные суды;

  3. высшее звено - Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

Звенья арбитражных судов:

  1. основное звено - арбитражные суды субъектов РФ;

  2. среднее звено - арбитражные апелляционные суды и окружные арбитражные суды;

  3. высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

Рис. 2.1. Судебная система РФ

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории, то функциональные связи определяются понятием инстанция. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела (принятие решения по существу, проверка законности ранее принятых решений). Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

Правосудие по первой инстанции ~ это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголовному делу или удовлетворения, отказа в иске - по гражданскому и арбитражному делу. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных, гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных - арбитражными судами субъектов РФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному представлению прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в которой дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Второй инстанцией может быть апелляционная инстанция (в районном суде по делам, рассмотренным мировыми судьями, а также в системе арбитражных судов). Особенность апелляционной инстанции в том, что, отменив решение суда первой инстанции, этим же судом одновременно дело может быть рассмотрено заново с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в порядке надзора может иметь место, после того как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения или в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по инициативе ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе; в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

Дальнейшее развитие судебной системы, повышение качества обеспечения правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, постоянно находится в поле зрения органов государственной власти.

Распоряжением Правительства РФ от 4 августа 2006 г. № )081-р была утверждена Концепция развития судебной системы России на 2007-2011 гг. Предусматривается совершенствование процессуального законодательства; повышение уровня исполнения судебных актов (сейчас - 52%); обеспечение открытости правосудия; борьба с коррупцией внутри судебного ведомства; выделение дополнительных средств на обеспечение судей жильем (2,7 млрд руб.) и ряд других мероприятий.

Задания практического занятия:

1. Каким нормативно-правовым актом определяется судебная система Российской Федерации?

2. Что такое судебное звено и судебная инстанция?

3. Как разграничивается понятие «подведомственность» и «подсудность»?

4. Назовите суды, относящиеся к основному, среднему и высшему звену судебной системы.

2) Ответьте на вопросы тестов

1. В судебную систему РФ не входит:

1) арбитражный суд субъекта Федерации;

2) мировой судья;

3) третейский суд;

4) уставной суд края;

5) Конституционный Суд РФ.

2. К судам субъекта Федерации относится:

1) арбитражный суд Краснодарского края;

2) суд г. Санкт-Петербурга;

3) конституционный суд республики;

4) суд автономной области;

5) все верно.

3. К федеральным судам в РФ не относится:

1) мировой суд;

2) районный суд;

3) областной суд;

4) все верно;

5) нет верного варианта ответа.

4. В военных судах к основному звену относится:

1) гарнизонный военный суд;

2) окружной военный суд;

3) флотский военный суд;

4) Военная коллегия;

5) Верховный Суд РФ.

5. Под судом первой инстанции понимается:

1) любой суд, который принял дело к своему производству;

2) суд, рассмотревший дело по существу и вынесший решение или приговор;

3) суд, рассматривающий дело по апелляционной жалобе или

представлению прокурора;

4) суд, который рассматривает дело после вступления приговора в законную силу;

5) районный суд.

6. Верховный Суд РФ в кассационной инстанции рассматривает дело:

1) в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей;

2) в составе трёх профессиональных судей;

3) при наличии большинства членов соответствующей судебной коллегии;

4) единолично судьей;

5) в составе трёх профессиональных судей, а при наличии согласия сторон – единолично судьёй.

7. Краснодарский краевой суд гражданское дело в апелляционной инстанции рассматривает:

1) коллегия в составе трех судей;

2) коллегия в составе трех или иного нечетного числа судей;

3) судья единолично;

4) судья единолично или коллегиально в зависимости от сложности дела;

5) единолично или коллегиально по решению председателя областного суда.

8. Экономический спор судом первой инстанции не может быть рассмотрен:

1) судьей единолично;

2) коллегиальным составом;

3) в составе трех федеральных судей;

4) в составе судьи и присяжных заседателей;

5) в составе судьи и двух арбитражных заседателей.

9. К федеральным судам не относится:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Верховный Суд РФ;

3) районный суд;

4) конституционный суд республики;

5) областной суд.

10. Под звеном судебной системы понимается:

1) стадия рассмотрения дела в суде определенной компетенции;

2) судебная инстанция;

3) суды с одинаковой структурой и равными полномочиями;

4) структурное подразделение суда;

5) состав суда.

11. Основанием для рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции является:

1) исковое заявление;

2) заявление заинтересованного лица;

3) инициатива вышестоящего суда;

4) кассационная жалоба;

5) представление прокурора.

12. По федеральному законодательству мировой судья впервые назначается (избирается) на должность на срок:

два года;

три года;

пять лет;

семь лет;

десять лет.

13. При повторном назначении или избрании срок полномочий мирового судьи в соответствии с федеральным законодательством не может быть:

более пятнадцати лет;

более десяти лет;

менее семи лет;

более пяти лет;

менее пяти лет.

14. В систему арбитражных судов не входит:

1) Высший Арбитражный Суд РФ;

2) арбитражный суд края;

3) арбитражный апелляционный суд;

4) арбитражный суд округа;

5) нет верного варианта ответа.

15. Судом общей юрисдикции не является:

1) районный суд;

2) краевой суд;

3) мировой судья;

4) Верховный Суд РФ;

5) нет верного варианта ответа.

3) Решите ситуационные задачи

Изучите нормы ГПК РФ, определяющие компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Определите, в каком суде будет рассматриваться спор, указанный в ситуационной задаче, с учетом правил определения подведомственности и подсудности.

Ситуационные задачи:

Задача 1

Казанский медико-инструментальный завод обратился в суд общей юрисдикции с иском к организации «Полимер» о возврате пресс-формы «Плечики для брюк» стоимостью 65 тыс. руб., со¬славшись на то, что 9 ноября 1997 г. организация «Полимер» зак¬лючила с заводом договор аренды пресс-формы сроком на два месяца. Однако по истечении этого срока ответчик отказался вер¬нуть заводу оборудование. В судебном заседании завод заявил дополнительное требование о взыскании арендной платы в сум¬ме 20 тыс. руб. за использование пресс-формы сверх установлен¬ного договором срока и убытки, причиненные заводу ненадле¬жащим исполнением обязательств по найму имущества.

Определите подведомственность приведенного спора и ука¬жите критерии разграничения дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Задача 2

Водитель Сидоров В.А. и директор автобазы грузовых авто¬мобилей 20 сентября 2014 г. заключили договор аренды, соглас¬но которому Сидорову был передан в аренду автомобиль КА¬МАЗ. Приказом директора автобазы от 1 декабря 2014 г. договор аренды был расторгнут. Изданию такого приказа директора предшествовало заседание Совета трудового коллектива автоба¬зы, которое состоялось 23 ноября 2014 г. Совет трудового кол¬лектива посчитал необходимым расторгнуть договор аренды от 20 сентября 2014 г. с Сидоровым на аренду автомобиля КАМАЗ в связи с недисциплинированностью Сидорова. Конференция тру¬дового коллектива одобрила это решение Совета.

Водитель Сидоров обратился за правовой помощью в коллегию адвокатов. С помощью адвоката водитель Сидоров написал исковое заявление в районный суд по месту нахожде¬ния автобазы, в котором просил признать незаконным растор¬жение договора аренды автомобиля от 20 сентября 2014 г. и пе¬редать автомобиль КАМАЗ в аренду Сидорову.

Дайте оценку точности правовой помощи адвоката.

Задача 3

Определите подведомственность:

а) требования работника к работодателю о возмещении вреда, причиненного работнику, в связи с получением им профессионального заболевания пневмокониоза;

б) требования, предъявляемого организацией к гардеробщику, в связи с утратой им принятой на хранение вещи;

в) заявления прокурора республики в составе РФ о признании закона, принятого законодательным собранием республики, недействительным в отдельной его части.

Выполните задания в тетради и сдайте преподавателю.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!