Класс:5 Дата:
Тема урока: «Практическая работа № 7. Чистая вода и растворы»
Цели и задачи урока:
Формирование представлений о воде как растворителе, о видах растворов, расширение представлений о значении воды и растворов в жизни человека; ознакомить с видами растворов (концентрированные, разбавленные, насыщенные, ненасыщенные);
Развивать интеллектуальные и когнитивные компетенции обучающихся
воспитывать личностные качества (самостоятельность, инициативу).
Ключевые компетенции:
Информационная
Социально-коммуникативная
Самоорганизация и решение проблем
Предметная компетентность: различает чистую воду и растворы. Описывает частицы воды при нагревании и охлаждении; проверяет, что вода хороший растворитель, какие вещества растворяются в воде, способы очистки загрязненной воды; показывает роль растворов в медицине, пищевой промышленности, экологии и других областях нашей жизни
Тип урока: практическое занятие
Оборудование: учебник, вода, поваренная соль (хлорид натрия), масло растительное, медный купорос, мел (карбонат кальция), бихромат калия, уксусная кислота, кристаллы, модели молекул; таблица растворимости, карточки (тестирование, рефлексия), лабораторный опыт «Выращивание кристалла», химические стаканы, стеклянные палочки, презентация, инструктаж ТБ.
Инструктаж по технике безопасности:
Не пробовать вещества на вкус.
Рабочее место содержать в чистоте.
Пользоваться можно только реактивами, имеющими этикетки.
Проводить опыты только в чистой лабораторной посуде.
Твёрдые вещества брать только сухой фарфоровой ложечкой.
Ход урока
1.Организационный момент(1 мин.) Приветствие, инструктаж ТБ
2.Беседа с учащимися:
Общие сведения о воде:
Химическая формула-H2O.
Систематическое наименование - Оксид водорода.
Традиционное название -ВОДА.
Молярная масса -18г/моль.
Физические свойства:
Агрегатное состояние -жидкое.
Плотность -1 г/см3.
Термические свойства.
Температура плавления - 0°С.
Температура кипения - 100°С.
Три агрегатных состояния воды:
Твёрдое - Лёд.
Жидкое - Вода.
Газообразное - Водяной пар.
При 0° С вода замерзает.
При 100° С – кипит.
3.Объяснение новой темы.
1.Строение молекулы воды:
Молекула воды состоит из 2 атомов водорода и 1 атома кислорода. Атомы водорода находятся под углом 105°.
Лабораторный опыт № 1.
Изготовление шаростержневой модели молекулы воды из пластилина
2.Растворы - однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия. Характерный признак растворов - однородность.
Виды растворов:
Концентрированные - растворы, содержащие много растворенного вещества и мало растворителя.
Разбавленные- растворы, содержащие мало растворенного вещества и много растворителя.
Насыщенные- растворы, в которых при данной температуре вещество уже не может больше растворяться.
Ненасыщенные- растворы, в которых при данной температуре вещество еще может растворяться.
Лабораторные опыты№ 2-3.
Приготовление насыщенного и ненасыщенного растворов.
4. Ознакомление с технологией выращивания кристаллов из медного купороса и поваренной соли.
Лабораторный опыт№ 4.
Выращивание кристаллов(приложение № 1).
5.Взвеси –неоднородные системы, в которых можно увидеть частички вещества, распределённые между молекулами воды.
Суспензии -взвеси, в которых мелкие частички твёрдого вещества равномерно распределены между молекулами воды.
Смесь глины с водой.
Эмульсии - взвеси, в которых мелкие капельки жидкого вещества равномерно распределены между молекулами воды.
Смесь растительного масла с водой.
Лабораторные опыты№ 5-6.
Приготовление суспензии и эмульсии.
Растворимость веществ - способность веществ растворяться в растворителе.
По растворимости вещества делятся на:
растворимые: NaCI, KOH, CuSO4
малорастворимые: Са(OH)2, Ag2SO4, CaSO4
нерастворимые: BaSO4, AgCI, Cu(OH)2.
6. Качества воды:
Парадоксальный факт: вода необходима для жизни, но она же является и одной из главных причин заболеваемости в мире. Опасность может быть микробиологической: вода в природе содержит множество микроорганизмов, вызывающих у человека заболевания (холера, тиф, гепатит, гастроэнтерит и др.). Загрязнение может быть и химическим, с немедленными или отсроченными последствиями. Вода должнабыть не только очищена от этих загрязнений, но и быть приятной на вкус.
7. Память воды.
Японский исследователь МасаруЭмото (MasaruEmoto) приводит удивительные доказательства информационных свойств воды. За время работы он сделал более 10000 фотографий, некоторые из них опубликованы в его книгах «TheMessagesfromWater» 1, 2 и «Waterknowstheanswer.»
Доктор Эмото использовал Анализатор Магнитного Резонанса (MRA) для нескольких функций, включая качественный анализ воды. Он заметил, что никакие два образца воды не образуют абсолютно похожих кристаллов, и что форма кристаллов отражает свойства воды.
Демонстрация фотографий кристаллов воды.
5.Рефлексия
6. Дом.задание: оформить работу
Лабораторный опыт
Выращивание кристалла
Дистиллированную или кипячёную воду объёмом 300-350 см3 нагрейте до 50-60°С и перелейте в стеклянную банку. Затем вносите небольшими порциями медный купорос, перемешивая стеклянной палочкой. Соль добавляйте до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Если полученный раствор содержит видимые примеси, быстро профильтруйте его в широкогорлый сосуд (в качестве фильтра можно использовать бинт или марлю, сложенные в несколько слоёв). Сосуд оберните тканью для теплоизоляции. Возьмите тонкую капроновую нить и привяжите к середине палочки. Палочку положите поперёк отверстия сосуда, а свободный конец нити опустите в раствор почти до дна сосуда. Сосуд закройте тканью или бумагой и поставьте в укромное место.
Тестирование по теме:
Вода - растворитель. Растворы.
1. Укажите верное утверждение:
1) Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, называют насыщенным.
2) Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, называют ненасыщенным.
2. Морская вода – это
1) раствор
2) суспензия
3) эмульсия
3. Смесь растительного масла с водой - это
1) раствор
2) суспензия
3) эмульсия
4. При увеличении температуры растворимость твёрдых веществ:
а) возрастает
б) уменьшается
в) не изменяется
г) периодически изменяется
5. Температуры плавления и кипения воды соответственно:
а)10°C и 50°C
б) 0°C и 100°C
в)25°C и 100°C
г)0°C и 10°C
Система оценивания:
1 правильный ответ – «1 балл»
2 правильный ответ – «2 балла»
3 правильный ответ – «3 балла»
4 правильный ответ – «4 балла»
5 правильный ответ – «5 баллов»
Рефлексия
Кем был каждый из вас сегодня на уроке?
Какими мы были на уроке?
Каким вы видите сегодняшний урок?