СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа: Чистая вода и растворы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа: Чистая вода и растворы»

Класс:5 Дата:

Тема урока: «Практическая работа № 7. Чистая вода и растворы»

Цели и задачи урока:

  1. Формирование представлений о воде как растворителе, о видах растворов, расширение представлений о значении воды и растворов в жизни человека; ознакомить с видами растворов (концентрированные, разбавленные, насыщенные, ненасыщенные);

  2. Развивать интеллектуальные и когнитивные компетенции обучающихся

  3. воспитывать личностные качества (самостоятельность, инициативу).

Ключевые компетенции:

  1. Информационная

  2. Социально-коммуникативная

  3. Самоорганизация и решение проблем

Предметная компетентность: различает чистую воду и растворы. Описывает частицы воды при нагревании и охлаждении; проверяет, что вода хороший растворитель, какие вещества растворяются в воде, способы очистки загрязненной воды; показывает роль растворов в медицине, пищевой промышленности, экологии и других областях нашей жизни

Тип урока: практическое занятие

Оборудование: учебник, вода, поваренная соль (хлорид натрия), масло растительное, медный купорос, мел (карбонат кальция), бихромат калия, уксусная кислота, кристаллы, модели молекул; таблица растворимости, карточки (тестирование, рефлексия), лабораторный опыт «Выращивание кристалла», химические стаканы, стеклянные палочки, презентация, инструктаж ТБ.

Инструктаж по технике безопасности:

  1. Не пробовать вещества на вкус.

  2. Рабочее место содержать в чистоте.

  3. Пользоваться можно только реактивами, имеющими этикетки.

  4. Проводить опыты только в чистой лабораторной посуде.

  5. Твёрдые вещества брать только сухой фарфоровой ложечкой.


Ход урока

1.Организационный момент(1 мин.) Приветствие, инструктаж ТБ

2.Беседа с учащимися:

Общие сведения о воде:

Химическая формула-H2O.

Систематическое наименование - Оксид водорода.

Традиционное название -ВОДА.

Молярная масса -18г/моль.

Физические свойства:

Агрегатное состояние -жидкое.

Плотность -1 г/см3.

Термические свойства.

Температура плавления - 0°С.

Температура кипения - 100°С.

Три агрегатных состояния воды:

Твёрдое - Лёд.

Жидкое - Вода.

Газообразное - Водяной пар.

При 0° С вода замерзает.

При 100° С – кипит.


3.Объяснение новой темы.

1.Строение молекулы воды:

Молекула воды состоит из 2 атомов водорода и 1 атома кислорода. Атомы водорода находятся под углом 105°.

Лабораторный опыт № 1.

Изготовление шаростержневой модели молекулы воды из пластилина

2.Растворы - однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия. Характерный признак растворов - однородность.

Виды растворов:

Концентрированные - растворы, содержащие много растворенного вещества и мало растворителя.

Разбавленные- растворы, содержащие мало растворенного вещества и много растворителя.

Насыщенные- растворы, в которых при данной температуре вещество уже не может больше растворяться.

Ненасыщенные- растворы, в которых при данной температуре вещество еще может растворяться.


Лабораторные опыты№ 2-3.

Приготовление насыщенного и ненасыщенного растворов.

4. Ознакомление с технологией выращивания кристаллов из медного купороса и поваренной соли.

Лабораторный опыт№ 4.

Выращивание кристаллов(приложение № 1).

5.Взвеси –неоднородные системы, в которых можно увидеть частички вещества, распределённые между молекулами воды.

Суспензии -взвеси, в которых мелкие частички твёрдого вещества равномерно распределены между молекулами воды.

Смесь глины с водой.

Эмульсии - взвеси, в которых мелкие капельки жидкого вещества равномерно распределены между молекулами воды.

Смесь растительного масла с водой.


Лабораторные опыты№ 5-6.

Приготовление суспензии и эмульсии.

Растворимость веществ - способность веществ растворяться в растворителе.


По растворимости вещества делятся на:

растворимые: NaCI, KOH, CuSO4

малорастворимые: Са(OH)2, Ag2SO4, CaSO4

нерастворимые: BaSO4, AgCI, Cu(OH)2.

6. Качества воды:
Парадоксальный факт: вода необходима для жизни, но она же является и одной из главных причин заболеваемости в мире. Опасность может быть микробиологической: вода в природе содержит множество микроорганизмов, вызывающих у человека заболевания (холера, тиф, гепатит, гастроэнтерит и др.). Загрязнение может быть и химическим, с немедленными или отсроченными последствиями. Вода должнабыть не только очищена от этих загрязнений, но и быть приятной на вкус.

7. Память воды.

Японский исследователь МасаруЭмото (MasaruEmoto) приводит удивительные доказательства информационных свойств воды. За время работы он сделал более 10000 фотографий, некоторые из них опубликованы в его книгах «TheMessagesfromWater» 1, 2 и «Waterknowstheanswer.»
  Доктор Эмото использовал Анализатор Магнитного Резонанса (MRA) для нескольких функций, включая качественный анализ воды. Он заметил, что никакие два образца воды не образуют абсолютно похожих кристаллов, и что форма кристаллов отражает свойства воды.

Демонстрация фотографий кристаллов воды.

5.Рефлексия

6. Дом.задание: оформить работу


Лабораторный опыт

Выращивание кристалла

Дистиллированную или кипячёную воду объёмом 300-350 см3 нагрейте до 50-60°С и перелейте в стеклянную банку. Затем вносите небольшими порциями медный купорос, перемешивая стеклянной палочкой. Соль добавляйте до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Если полученный раствор содержит видимые примеси, быстро профильтруйте его в широкогорлый сосуд (в качестве фильтра можно использовать бинт или марлю, сложенные в несколько слоёв). Сосуд оберните тканью для теплоизоляции. Возьмите тонкую капроновую нить и привяжите к середине палочки. Палочку положите поперёк отверстия сосуда, а свободный конец нити опустите в раствор почти до дна сосуда. Сосуд закройте тканью или бумагой и поставьте в укромное место.

Тестирование по теме:

Вода - растворитель. Растворы.

1. Укажите верное утверждение:
1) Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, называют насыщенным.
2) Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, называют ненасыщенным.
2. Морская вода – это
1) раствор
2) суспензия
3) эмульсия
3. Смесь растительного масла с водой - это
1) раствор
2) суспензия
3) эмульсия

4. При увеличении температуры растворимость твёрдых веществ:

а) возрастает

б) уменьшается

в) не изменяется

г) периодически изменяется

5. Температуры плавления и кипения воды соответственно:

а)10°C и 50°C 

б) 0°C и 100°C

в)25°C и 100°C 

г)0°C и 10°C


Система оценивания:

1 правильный ответ – «1 балл»

2 правильный ответ – «2 балла»

3 правильный ответ – «3 балла»

4 правильный ответ – «4 балла»

5 правильный ответ – «5 баллов»


Рефлексия


Кем был каждый из вас сегодня на уроке?

Какими мы были на уроке?

Каким вы видите сегодняшний урок?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!